Урок дается по методике усвоения новых знаний. Структура урока определена исходя из логики процесса усвоения. Урок данного типа предполагает следующую структуру:
1. Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция опорных знаний
учащихся.
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации
учебной деятельности школьников.
3. Восприятие и первичное осознание нового
материала, осмысление связей и отношений в
объектах изучения.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего
задания
В данной схеме, учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение уч-ся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий, с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний, являющимися одновременно условиями произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведения и закрепления наиболее существенного материала, который необходимо прочно усвоить.
1. Проверка домашнего задания входит в структуру урока, но в данном случае она сливается с воспроизведением и уточнением знаний, являющихся опорными для усвоения нового материала. Применение знаний на уроке данного типа не выделяется отдельным этапом, а осуществляется по мере необходимости на различных этапах урока.
Усвоение новых знаний находится в центре внимания учителя и ученика. Учебно-познавательная деятельность направлена на раскрытие объективных связей и отношений в изучаемом материале, выявление или осмысливание внутренней сущности явлений исторической эпохи.
Активное включение уч-ся в работу с начала урока создает определенный психологический настрой на производительный труд.
Содержание работы проверяется фронтально, при участии всех ребят.
Более подробному анализу подвергаются трудные задания.
На данном уроке наряду с устным опросом используются и тестовые задания для выявления более качественного усвоения основных элементов учебного материала. На дом дается творческое задание.
В течение всего урока происходит сочетание устной работы с письменным опросом, с последующей коррекцией ответов учителем или учеником, хорошо разобравшимся в новом материале.
2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности, проблемные и познавательные задания сообщаются в начале урока, или можно вывесить на специальном стенде.
Новые слова и их объяснения записать в тетрадь.
На современном уроке, добиваясь сознательного усвоения знаний, активного отношения к изучаемому, воспитываю у школьников стремление к познанию окружающего мира, превращая научные знания в личные взгляды и убеждения. Главное в этом идейная направленность, достоверность и доступность. Воспитательные цели не объявляются, они решаются в процессе обучения на примерах исторических личностей, их взаимоотношений.
Мотивация учебной деятельности на данном уроке ведется также на всех этапах, приход к власти Екатерины не случайность, а закономерность. Россия почти 40 лет ждала сильного правителя. Зачем?
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
С изучаемым материалом в течение урока уч-ся встречаются 4 раза. Поэтому очень важна правильная организация первичного восприятия учащимися нового материала, непроизвольное восприятие - интонация, сила голоса, картины, карты, таблицы. Но решающее значение имеет произвольное восприятие. Сознательное восприятие на уроке достигается сравнением, выделением особенностей характера Петра I и Екатерины II.
Этому помогает самостоятельная работа с учебным пособием и последующим составлением вопросов к прочитанному тексту. Уч-ся усваивают основной план содержания текста, далее идет осмысление в результате беседы установления причинно-следственных связей различных эпох истории. Использую таблицу, которую заполняют уч-ся в течение нескольких уроков.
4. Обобщение и систематизация знаний в результате обобщающей беседы, чаще использую таблицы, заполняющиеся в течение нескольких уроков.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Заключительное слово, выводы. Оценка работы отдельных уч-ся учителем, чаще учениками
Домашнее задание творческое. Требует краткого пояснения его выполнения. Усвоение новых знаний прошло на уроке.
11 класс. Урок 5. История России
Тема: Золотой век Екатерины II .
Задачи:
– усвоение уч-ся характеристики золотого века Екатерины II и закономерностей его формирования. Какие для этого были основания?
– Характеристика личности Екатерины II. Раскрыть ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике.
ЦЕЛИ:
Образовательная – способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра 1.
Воспитательная – сформировать у уч-ся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта “РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18 века”
ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, Союз монархов и философов, Уложенная Комиссия.
ДАТЫ: 1762 – 1796 г. г – правление Екатерины II;
1767 г. – созыв Комиссии для составления нового Уложения;
1785 г. – Жалованная грамота дворянству.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: "Петру I – Екатерина II". Mинисочинение §46, с. 53 – 58
ТИП УРОКА : УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ПЛАН УРОКА: Краткое содержание время
1. Проверка дом задания. Тестовые задания 10 мин
1. Как назывался документ, определявший вид порядок продвижения на государственной и военной службе:
1) Табель о рангах;
2) Указ о единонаследии;
3) Строевое положение;
4) Регламент адмиралтейств?
2. Верховная, законодательная, исполнительная, судебная власть в России 18 в, принадлежала:
1) императору;
2) Сенату;
3) Земскому Собору;
4) Государственному Совету ?
3. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:
1) Ливонской войны 1558 – 1583;
2) Смоленской войны 1632 – 1634;
3) Северной войны 1700 – 1721;
4) Семилетней войны 1756 – 1763?
4. Высшее правительственное учреждение, созданное Указом Петра I в 1711 г называлось:
1) Сенатом;
2) Верховным тайным Советом;
3) Синодом;
4) Государственным Советом?
5. Когда в России было введено новое летоисчисление:
1) 1 января 1700 г;
2) 1 сентября 1700 г;
3) 1 января 1721 г;
4) 1 сентября 1721 г?
6.Согласно принятой в 1722 г Табели о рангах продвижение по службе зависело от :
1) знатности рода;
2) личных заслуг;
3) богатства;
4) выслуги лет?
7. Петербург стал столицей России в:
1. 1703 г;
2. 1735 г;
3. 1712 г;
4. 1700 г?
8. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г, которым завершилась Северная война:
1) Россией и Швецией;
2) Россией и Польшей;
3) Россией и Данией;
4) Россией и Англией?
9. Под каким названием вошло в историю правление Анны Ивановны:
1) бироновщина;
2) пугачевщина;
3) Смута;
4) просвещенный абсолютизм?
10. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого является собственность на землю – это:
1) дворяне;
2) духовенство;
3) казаки;
4) мещане?
2.УСТНЫЙ ОПРОС. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме Эпоха Петра Великого и дворцовых переворотов.
- Как были названы первые меры Петра I , направленные на перемены в России?
- Петр II, внук Петра I, 1727 – 1730 г.
- Иван 6 Антонович, 1740 – 1741 г
- Елизавета Петровна, дочь Петра I . 1741 – 1761
- Петр 3,1761 – 1762 г. Внук Петра I возвращение к немецким порядкам, поклонение Фридриху II.
- Екатерина II , жена Петра III с уважением приняла русские обычаи, национальные традиции
СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПЕТРА, которые внесли изменения в жизнь русских людей.
– обучение юношей – недорослей и даже зрелых
людей умению обходиться в обществе и прочим
наукам.
– Указ Петра I 19.12.1699 г о смене летоисчисления
– начало кораблестроения, строительство
крепостей, что потребовало специалистов по
математике, умевших читать карты, открытие
Навигационной школы
– введена новая должность в церкви после смерти
Адриана местоблюстителя патриаршего престола.
2. Чего хотел добиться Петр I в международной политике? Зачем?
Петр I стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись.
Стремился для этого создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны со Швецией.
3. Рассказать о генеральном сражении Северной войны.
Работа с картой и схемой “Полтавская битва” .
4. Какую роль сыграл Петр I в истории России? Огромное влияние оказали его реформы на положение России в мире, многое изменилось внутри страны. Россия стала империей, Петр I - императором, он получил высокий титул ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА, ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ, ПЕТР ВЕЛИКИЙ.
5. Какие просчеты были допущены Петром Великим?
Приближая к делам одаренных, талантливых и независимо от их богатства и положения в обществе людей, Петр Великий не мог до конца видеть и сознавать, что основой всех его великих дел был народ, который получал очень мало или совсем ничего от результатов реформ.
6. Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра Великого после его смерти?
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. Составить схему периода дворцовых переворотов с указанием проводимых реформ, особо важных.
1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет. 1725 – 1727 г.
– облегчение дворянам военной службы,
– уменьшение подушных податей с крестьян.
Анна Ивановна, племянница Петра I, герцогиня Курляндская, после подписания Кондиции из 8 пунктов, которые ограничивали власть императрицы и усиливали власть её фаворита Бирона. Наступила бироновщина.
–некоторое возвращение к реформам Петра I,
– увеличение привилегий дворянства.
– ликвидирована Тайная Канцелярия;
– Указ о конфискации земельных владений церкви.
– манифест Петра III о вольности дворянства, освободившей его от обязательной службы.
Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Слово учителя: Сообщение темы, проблем изучения.
Правление Екатерины II продолжалось 34 года. За это время произошло очень много событий во внутренней и внешней политике России, продолжились реформы Петра Великого.
Екатерина II стала достойной преемницей Петра I и получила также титул Великая.
Наша задача сегодня на уроке - сравнить политику Екатерины II с предшествующими правителями с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
Почему век Екатерины II назван Золотым веком дворянства? Каковы были для этого основания?
Каким оставалось положение других сословий?
Какие качества позволили Екатерине II добиться успехов во внутренней и внешней политике?
Самостоятельное чтение раздела 1 и 2 с 55 – 57
- Вопросы для собеседования составляются самими уч-ся и записываются в тетрадь.
- Беседа с целью проверки и коррекции первичного осознания и воспроизведения уч-ся полученных знаний
- Что похожего было в характере Екатерины II и Петра I.
- На кого опиралась Екатерина II в период своего правления?
- Почему 18 век – век просвещенного абсолютизма, союза философов и монарха.
Определить генеральную линию внутренней политики Екатерины II.
Превратить великую Россию в страну просвещенного абсолютизма и неограниченной монархии с помощью продолжения реформ Петра Великого, опираясь на русское дворянство, а просвещенный монарх и философ на троне в одно и то же время разработает идеальную систему законов.
Таким образом, в русле политики просвещенного абсолютизма основными мерами Екатерины II стали
– дворяне получают щедрые пожалования земли и крепостных крестьян,
– учреждение Вольного экономического общества,
– право открывать предприятия без разрешения правительства,
– секуляризация церковных земель,
– разрешение всем желающим заниматься промыслами,
– начало проведения школьной реформы,
– разрешение создания вольных типографий,
– запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.
Какой орган был создан для проведения этой политики?
Уложенная Комиссия, состоящая из представителей сословий, кроме крепостных крестьян – 53%. 40 % представителей Комиссии были дворяне.
Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина II основные мероприятия проводила в интересах дворянства.
СОСТАВИТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЕКАТЕРИНОЙ II В ИНТЕРЕСАХ ДВОРЯНСТВА РОССИЙСКОГО.
1765 г – Указом было разрешена ссылка крепостных крестьян на каторгу
1765 г – монастырские земли передавали в собственность дворян
1782 г – дворяне были объявлены собственниками земли и ее недр и т д.
1785 г – выданы жалованные грамоты дворянам, где были воедино собраны и подтверждены все привилегии данные дворянству после смерти Петра I.
ВЫВОД: (делается сильным учеником) таким образом внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
- Объяснить особенности правления Екатерины II. Какие качества позволили Екатерине II добиться значительных успехов?
- Сравнить политику Екатерины II с политикой предшествующих императоров и императриц. В чем сходство и кардинальное различие?
4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ
1. Обобщающая беседа:
а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.
б) Какие изменения произошли в положении других сословий?
в) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России? См. с. 57 – 58.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Творческое логическое умозаключение (устно)
а) Что вам особенно запомнилось на уроке? Что показалось в личности Екатерины наиболее свойственным русскому характеру?
б) Что было отличительным, оригинальным в характере и деятельности Екатерины II.?
2. Вопросы и задания к п. 46. Творческое минисочинение “ Петру I – Екатерина II”
Что, по вашему мнению, Екатерина II “ подарила” Петру I в память о его таланте управлять?