Урок на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" (обобщение)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить таблицу умножения и деления на 2, 3, 4; подготовить к изучению таблицы умножения на 5.
  • Закрепить решение задач на увеличение числа на несколько единиц и уменьшение числа в несколько раз.

Организационный момент.

– Тихонечко сели.

– Кто поможет определить и поставить задачи и цели на этот урок.

– Какой недавно был праздник? (12 апреля – День космонавта).

– Сегодня на уроке мы будем с вами готовиться к полёту в космос! Для этого мы должны, стараться быть какими? (Внимательными, дисциплинированными, усердными, трудолюбивыми и т. д.)

Доказать самому себе, что я знаю, умею, могу, а если надо, помогу другому.

Космонавты должны много знать и уметь. Они получают много информации. Наша задача выбрать только то, что необходимо.

– На какие две группы можно разделить все числа?

15 8 20 16 30 4 27 24 36 9

  • однозначные и двузначные;
  • круглые и некруглые;
  • чётные и нечётные;
  • делится на 3 и делится на 4;

– Выпишите в тетрадь числа, которые делятся на 4 в порядке убывания.

36 24 20 16 8 4 – уменьшите числа в четыре раза

9 6 5 4 2 1 – увеличьте в три раза

27 18 15 12 6 3

В О С Т О К

Ключ:

18 – О

27 – В

12 – Т

15 – С

3 – К

6 – О

– Какое слово вы расшифровали?

Так называется первый космический корабль, на котором полетел в космос Ю.А. Гагарин со словами: “поехали”.

И мы с вами поехали дальше.

Произведение 18; 12.

Первый вариант: С помощью каких множителей можно получить 18?

Второй вариант: С помощью каких множителей можно получить произведение 12?

Составьте четвёрку примеров.

2 х 9 = 18

3 х 6 = 18

9 х 2 = 18

6 х 3 = 18

18 : 9 = 2

18 : 6 = 3

18 : 2 = 9

18 : 3 = 6

2 х 6 = 12

3 х 4 = 12

6 х 2 = 12

4 х 3 = 12

12 : 6 = 2

12 : 4 = 3

12 : 2 = 6

12 : 3 = 4

– Чем выше поднимаемся в космос, тем больше ждёт нас неожиданностей: нет воздуха, невесомость. Всё изменяется, изменяются и числа.

a + 6

c х 8

b – 4

d : 5

– Как изменилось число в результате указанного действия?

– Какими являются действия (+ и -), ( х и : ) по отношению друг к другу. (Обратными)

Физическая минутка.

  1. Пристегнуть ремни! ( Есть!)
  2. Включить контакты!
  3. Завести моторы!
  4. Приготовились… Пуск!

А сколько неожиданных испытаний готовит космонавтом космос. Но с Земли тоже следят за полётом, и если что не так, вызывают на связь. Вместе они быстро могут решать любую проблему, любую задачу. И мы с вами сейчас будем вместе решать задачи, помогая друг другу.

Работа в группах. (по 4 человека)

Детям раздаются карточки с задачей.

  1. Читаем условие.
  2. Находим слова-подсказки.
  3. Ищем схему на доске и заполняем ее.
  4. Записываем решение и ответ в тетрадь.

На доске появляются схемы (рисунок 1).

Задачи.

  1. В космическом доме космонавт имеет 5 комнат. Их в 4 раза меньше, чем в земном доме. Сколько комнат имеет космонавт в земном доме?
  2. Ваня подтянулся 18 раз, а Игорь – в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Игорь? (Кто из них может стать космонавтом?)
  3. Первый космонавт за день съел 8 тюбиков еды. Это в 4 раза больше, чем съел второй космонавт. Сколько тюбиков еды съел второй космонавт?
  4. Первый космический корабль сделал вокруг Земли 2 оборота, а второй – в 3 раза больше. Сколько оборотов вокруг Земли сделал второй корабль?
  5. Космонавт в скафандре весит 86 кг, а без скафандра на 8 кг меньше. Сколько кг весит космонавт без скафандра?
  6. Гагарину в 1961 году в день полёта было 27 лет. Это на 26 лет меньше, чем конструктору Королёву. Сколько лет было Королёву?

 Итог:

– Понравилось ли вам сегодня готовиться к полёту в космос?

– Кто сегодня для себя узнал что-то новое?

– Чем мы занимались сегодня на уроке?