Цели:
- Повторить таблицу умножения и деления на 2, 3, 4; подготовить к изучению таблицы умножения на 5.
- Закрепить решение задач на увеличение числа на несколько единиц и уменьшение числа в несколько раз.
Организационный момент.
– Тихонечко сели.
– Кто поможет определить и поставить задачи и цели на этот урок.
– Какой недавно был праздник? (12 апреля – День космонавта).
– Сегодня на уроке мы будем с вами готовиться к полёту в космос! Для этого мы должны, стараться быть какими? (Внимательными, дисциплинированными, усердными, трудолюбивыми и т. д.)
Доказать самому себе, что я знаю, умею, могу, а если надо, помогу другому.
Космонавты должны много знать и уметь. Они получают много информации. Наша задача выбрать только то, что необходимо.
– На какие две группы можно разделить все числа?
15 8 20 16 30 4 27 24 36 9
- однозначные и двузначные;
- круглые и некруглые;
- чётные и нечётные;
- делится на 3 и делится на 4;
– Выпишите в тетрадь числа, которые делятся на 4 в порядке убывания.
36 24 20 16 8 4 – уменьшите числа в четыре раза
9 6 5 4 2 1 – увеличьте в три раза
27 18 15 12 6 3
В О С Т О К
Ключ:
18 – О
27 – В
12 – Т
15 – С
3 – К
6 – О
– Какое слово вы расшифровали?
Так называется первый космический корабль, на котором полетел в космос Ю.А. Гагарин со словами: “поехали”.
И мы с вами поехали дальше.
Произведение 18; 12.
Первый вариант: С помощью каких множителей можно получить 18?
Второй вариант: С помощью каких множителей можно получить произведение 12?
Составьте четвёрку примеров.
2 х 9 = 18
3 х 6 = 18
9 х 2 = 18
6 х 3 = 18
18 : 9 = 2
18 : 6 = 3
18 : 2 = 9
18 : 3 = 6
2 х 6 = 12
3 х 4 = 12
6 х 2 = 12
4 х 3 = 12
12 : 6 = 2
12 : 4 = 3
12 : 2 = 6
12 : 3 = 4
– Чем выше поднимаемся в космос, тем больше ждёт нас неожиданностей: нет воздуха, невесомость. Всё изменяется, изменяются и числа.
a + 6
c х 8
b – 4
d : 5
– Как изменилось число в результате указанного действия?
– Какими являются действия (+ и -), ( х и : ) по отношению друг к другу. (Обратными)
Физическая минутка.
- Пристегнуть ремни! ( Есть!)
- Включить контакты!
- Завести моторы!
- Приготовились… Пуск!
А сколько неожиданных испытаний готовит космонавтом космос. Но с Земли тоже следят за полётом, и если что не так, вызывают на связь. Вместе они быстро могут решать любую проблему, любую задачу. И мы с вами сейчас будем вместе решать задачи, помогая друг другу.
Работа в группах. (по 4 человека)
Детям раздаются карточки с задачей.
- Читаем условие.
- Находим слова-подсказки.
- Ищем схему на доске и заполняем ее.
- Записываем решение и ответ в тетрадь.
На доске появляются схемы (рисунок 1).
Задачи.
- В космическом доме космонавт имеет 5 комнат. Их в 4 раза меньше, чем в земном доме. Сколько комнат имеет космонавт в земном доме?
- Ваня подтянулся 18 раз, а Игорь – в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Игорь? (Кто из них может стать космонавтом?)
- Первый космонавт за день съел 8 тюбиков еды. Это в 4 раза больше, чем съел второй космонавт. Сколько тюбиков еды съел второй космонавт?
- Первый космический корабль сделал вокруг Земли 2 оборота, а второй – в 3 раза больше. Сколько оборотов вокруг Земли сделал второй корабль?
- Космонавт в скафандре весит 86 кг, а без скафандра на 8 кг меньше. Сколько кг весит космонавт без скафандра?
- Гагарину в 1961 году в день полёта было 27 лет. Это на 26 лет меньше, чем конструктору Королёву. Сколько лет было Королёву?
Итог:
– Понравилось ли вам сегодня готовиться к полёту в космос?
– Кто сегодня для себя узнал что-то новое?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?