Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.
Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете.
Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Приоритет в обучении отдаю не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Использую интегрированный подход в обучении. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях.
Ванное значение придаю нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
В свою работу по экологическому воспитанию детей вношу региональный компонент. Совместно с детьми собираем коллекции семян, камней, полезных ископаемых, характерных для нашего края.
Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Конспект обобщающей игры-занятия
по теме “Воздух”
для детей подготовительной к школе группы.
(На основе программы Н. Рыжовой “Наш дом – природа”)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: эмблемы /воздушные шары синего, зеленого, красного цвета/ по количеству детей, схема расположения оборудования в группе "рис. 1", 6 стаканов, 3 бумажные салфетки, аквариум с водой, 3 целлофановых мешка, ком земли, кусочек кирпича, губка, мольберт, выставка рисунков на тему "Как человек использует воздух", магнитофон, грамзапись "Гроза" Вивальди, цифры 1,2,3 на подставках, пирамидки по количеству детей, чашка с водой, банка с водой, 2 рисунка: чистый город, загрязненный город, цветные карандаши, альбомные листы, медали.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов о ветре, чтение сказов.
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята, скажите, чего в комнате не видно?
Дети: Воздуха.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный /.
Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.
- Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях. У нас тоже работает три лаборатории. Нам нужно разделиться на три группы, подумайте, как лучше это сделать. /По эмблемам/.
- Разделились? Молодцы!
Перед учеными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории /Дети расходятся, садятся за столы, проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал/.
Воспитатель: Итак, начинаем заседание ученого совета. О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1.
Ребенок: - Мы взяли стакан и на дно его положили бумажную салфетку, затем, повернув стакан отверстием вниз, резко его опустили в аквариум с водой, а потом быстро его вынули из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Воспитатель: - Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю вас с открытием!
Слушаем лабораторию № 2.
Ребенок: - Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. Но мере скручивания мы увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.
Воспитатель: - Есть другие мнения? Что ж, поздравляем и вас с открытием!
Воспитатель: - Слушаем ученых лаборатории № 3.
Ребенок: - Мы взяли ком земли, кусочек кирпича, губку и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает что в земле, в кирпиче, в губке находится воздух.
Воспитатель: - Есть другие мнения? Поздравляем вас с открытием!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух всюду находится вокруг нас.
Ребята, подойдите к выставке рисунков. Посмотрите и скажите, как люди используют воздух? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Сейчас закройте глаза, послушайте музыку, /звучит грамзапись "Гроза" Вивальди/ и скажите, что она вам напомнила? /Дождь, гром, ветер/.
Воспитатель: - Откуда взялся дождь? /Это ветер пригнал тучи/.
Воспитатель: - Что такое ветер? /Это движение воздуха/.
Воспитатель: - Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер. /Дети ладонью машут перед лицом /.
Воспитатель: - Что вы при этом ощущаете? /Прохладу, свежесть/
Воспитатель: - Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Как вы думаете, почему? /Потому, что ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок земли/.
Воспитатель: - Давайте вспомним стихи поэтов о ветре / Дети читают стихи А.С.Пушкина "Ветер по морю гуляет", "Ветер, ветер, ты могуч!" А.Орлова "Ветер-пастушок"/.
Воспитатель: - Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?
Воспитатель: - Чем хорошо? /Плавают парусные лодки, люди летают на дельтаплане и т.д./
Воспитатель: - Чем плохо? Докажите свой ответ /Проводится игра "Хорошо-плохо"/.
Воспитатель: - Вы очень много знаете о воздухе, давайте проведем конкурс знатоков среди ученых. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. / Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся/.
Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке-кольцу на свою пирамидку.
Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П.Л. Треверса/.
Воспитатель: - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т.д./
Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.
Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.
"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"
Воспитатель: - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/
Воспитатель: - Как туда он мог попасть?
Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.
Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,
"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?
/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.
Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.
Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами проводили опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили на окно около балкона. В банку тоже набрали чистой воды и поставили ее на участок около забора со стороны дороги. Давайте посмотрим, что же стало с водой за выходные дни? /Она стала грязной/.
Воспитатель: - Почему? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Какая вода чище?
Воспитатель: - Верно, у нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.
Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д. “рис. 2” /Ответы детей/.
Воспитатель: - Сейчас Аня прочитает стихотворение.
Ребенок: - Давайте будем беречь планету.
Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"
Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас подведем итог, посчитаем у кого на пирамидке больше колец . /Дети считают кольца, на пирамидках/.
Воспитатель: - Давайте все поздравим победителя и порадуемся за него.
Воспитатель: - Ребята, вы довольны своей игрой? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Вот если бы ваше настроение оценивалось бы оценкой от 1 до 10, какую бы оценку вы выбрали бы себе? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Спасибо за игру, сегодняшней игрой вы доказали, что являетесь настоящими знатоками.
Воспитатель: - Ребята, вы столько много знаете, а вот младшие дети этого еще не знают, так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, которые помогут малышам научиться беречь свое здоровье, а после сна им подарим и расскажем. Я придумала вот такой знак: не гуляй у дороги. А вы придумайте свои. /Дети в свободное время рисуют специальные знаки, предупреждающие об опасности дышать загрязненным воздухом/. "рис. 3"
Литература:
1. И.А.Рыжова "Воздух-невидимка"
2. Н.Н.Поддъяков "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"
3. В.А.Марфидина, Г.В. Хархан, Г.И. Шевченко "Методы развития творческого мышления".