Урок геометрии в 8-м классе: "Следствие ведут знатоки геометрии"

Разделы: Математика


Тема: “Четырёхугольники”.

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме.
  • Активизация деятельности учащихся в процессе обучения.
  • Повышение интереса учащихся к изучению предмета.

Этапы урока.

  • Формирование следственных групп.
  • Установление личностей, составление ориентировок.
  • Составление фотороботов.
  • Экспертиза вещественных доказательств.
  • Вынесение обвинения и его доказательство.
  • Подведение итогов следственно-розыскных мероприятий. Сообщение домашнего задания.

Ход урока.

1. Формирование следственных групп.

Учитель. Внимание! В нашем городе произошёл ряд таинственных происшествий. Раскрыть их могут только настоящие знатоки геометрии. В связи с чрезвычайным положением в городе создан отряд по борьбе с ошибками и хулиганством. Отряд состоит из пяти следственных групп, которым предстоит провести ряд оперативно-розыскных мероприятий с целью восстановления в городе геометрического правопорядка.

Класс делится на 5 групп, которые занимают свои места.

2.Установление личностей, составление ориентировок.

Учитель. Следствие располагает свидетельскими показаниями, по которым необходимо установить личности подозреваемых. Прошу следственные группы записать свои версии.

  • у одного из четырёхугольников длины всех сторон равны, а длины диагоналей различны;
  • у другого две противоположные стороны параллельны, а две другие нет;
  • у третьего противоположные стороны попарно параллельны, а диагонали различны и не перпендикулярны друг другу;
  • у четвёртого все углы прямые, а диагонали не перпендикулярны;
  • у пятого все углы равны и все стороны равны.

Заслушиваются версии следственных групп: ромб, трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб. Каждой группе поручается вести “дело” одного из четырёхугольников.

Задание группам: составить ориентировку для розыска по следующей форме: название разыскиваемого четырёхугольника, его определение, особые приметы (свойства).

3. Составление фотороботов.

Учитель. В работу включаются криминалисты. Требуется по известным данным составить фотороботы разыскиваемых четырёхугольников.

Каждая группа получает альбомный лист с данными, на котором нужно решить задачу на построение.

Рисунок 1

По окончании работы листы с готовыми чертежами вывешиваются на доске под заголовком “Их разыскивают знатоки”. Группы устно рассказывают и обосновывают ход построения.

4. Экспертиза вещественных доказательств.

Группы получают задание: по готовому чертежу сформулировать оперативную задачу и решить её, руководствуясь законами геометрии.

Рисунок 2

После обсуждения один из членов группы у доски устно формулирует и решает задачу.

Члены других групп могут дополнять ответ и предлагать другие способы решения.

5. Вынесение обвинения и его доказательство.

На этом этапе урока учащиеся формулируют и доказывают свойства четырёхугольников по готовым чертежам (желательно, чтобы отвечали наименее активные учащиеся, а другие члены групп дополняли ответ).

6. Подведение итогов следственно-розыскных мероприятий.

Учитель. Администрация города благодарит следственные группы за проделанную работу по установлению в городе геометрического правопорядка и выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. За отличную работу объявляется благодарность с занесением в журнал лично…(перечисляются фамилии учащихся, кто ответил на 5). Работу остальных членов групп прошу оценить самостоятельно в четырёхбальной системе и подать списки оценок.

Дома вам предстоит провести аналитическую работу по следующему плану: вырезать из бумаги параллелограмм, ромб, и трапецию; придумать, как разрезать его на части так, чтобы можно было сложить прямоугольник; продумать, какие необходимо сделать измерения, чтобы вычислить его площадь.