Тема: “Четырёхугольники”.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме.
- Активизация деятельности учащихся в процессе обучения.
- Повышение интереса учащихся к изучению предмета.
Этапы урока.
- Формирование следственных групп.
- Установление личностей, составление ориентировок.
- Составление фотороботов.
- Экспертиза вещественных доказательств.
- Вынесение обвинения и его доказательство.
- Подведение итогов следственно-розыскных мероприятий. Сообщение домашнего задания.
Ход урока.
1. Формирование следственных групп.
Учитель. Внимание! В нашем городе произошёл ряд таинственных происшествий. Раскрыть их могут только настоящие знатоки геометрии. В связи с чрезвычайным положением в городе создан отряд по борьбе с ошибками и хулиганством. Отряд состоит из пяти следственных групп, которым предстоит провести ряд оперативно-розыскных мероприятий с целью восстановления в городе геометрического правопорядка.
Класс делится на 5 групп, которые занимают свои места.
2.Установление личностей, составление ориентировок.
Учитель. Следствие располагает свидетельскими показаниями, по которым необходимо установить личности подозреваемых. Прошу следственные группы записать свои версии.
- у одного из четырёхугольников длины всех сторон равны, а длины диагоналей различны;
- у другого две противоположные стороны параллельны, а две другие нет;
- у третьего противоположные стороны попарно параллельны, а диагонали различны и не перпендикулярны друг другу;
- у четвёртого все углы прямые, а диагонали не перпендикулярны;
- у пятого все углы равны и все стороны равны.
Заслушиваются версии следственных групп: ромб, трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб. Каждой группе поручается вести “дело” одного из четырёхугольников.
Задание группам: составить ориентировку для розыска по следующей форме: название разыскиваемого четырёхугольника, его определение, особые приметы (свойства).
3. Составление фотороботов.
Учитель. В работу включаются криминалисты. Требуется по известным данным составить фотороботы разыскиваемых четырёхугольников.
Каждая группа получает альбомный лист с данными, на котором нужно решить задачу на построение.
По окончании работы листы с готовыми чертежами вывешиваются на доске под заголовком “Их разыскивают знатоки”. Группы устно рассказывают и обосновывают ход построения.
4. Экспертиза вещественных доказательств.
Группы получают задание: по готовому чертежу сформулировать оперативную задачу и решить её, руководствуясь законами геометрии.
После обсуждения один из членов группы у доски устно формулирует и решает задачу.
Члены других групп могут дополнять ответ и предлагать другие способы решения.
5. Вынесение обвинения и его доказательство.
На этом этапе урока учащиеся формулируют и доказывают свойства четырёхугольников по готовым чертежам (желательно, чтобы отвечали наименее активные учащиеся, а другие члены групп дополняли ответ).
6. Подведение итогов следственно-розыскных мероприятий.
Учитель. Администрация города благодарит следственные группы за проделанную работу по установлению в городе геометрического правопорядка и выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. За отличную работу объявляется благодарность с занесением в журнал лично…(перечисляются фамилии учащихся, кто ответил на 5). Работу остальных членов групп прошу оценить самостоятельно в четырёхбальной системе и подать списки оценок.
Дома вам предстоит провести аналитическую работу по следующему плану: вырезать из бумаги параллелограмм, ромб, и трапецию; придумать, как разрезать его на части так, чтобы можно было сложить прямоугольник; продумать, какие необходимо сделать измерения, чтобы вычислить его площадь.