Одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся является проведение так называемых нетрадиционных уроков по различным предметам. Учащиеся не только узнают новое в каком-то необычном ракурсе, но и видят своих таких привычных учителей в совершенно ином свете. Объединяясь с коллегой, соединяя “две головы в одну”, можно представить учебный материал гармонично и красочно. Задействованные новые технологии можно применить не только, как это обычно бывает, в качестве “микрокалькулятора” для расчетов, но и как средство для выражения своих мыслей, как обработчика статистических результатов. Наконец, компьютер – это единственное средство для создания уроков-практикумов, на которых помимо всего вышеуказанного логично повторить и закрепить умения и навыки в работе с информационными технологиями.
Бинарные уроки представляют окружающий мир не только как мозаику из различных областей знаний, но и их взаимное проникновение друг в друга, единство и связи окружающего нас мира. Таким образом, это огромный вклад в формирование у ребенка научного мировоззрения и картины окружающего пространства имя которому - Человек.
Предлагаемый мною открытый урок по теме “Темперамент личности” предполагает наличие у детей хотя бы минимальный набор умений работы с Web-сайтом. То есть ученики должны уметь хотя бы перемещаться со страницы на страницу. Это хороший материал для пропедевтики изучения языка НТМL.
Этот урок создавался мною в тесном сотрудничестве с учителями биологии Беляковой Ларисой Геннадьевной и истории Кирилловой Светланой Валерьевной. Тип урока мы определили как интерактивный урок-практикум по биологии-обществознанию (10-й класс) на базе компьютерных технологий. Думаю, понятно, почему “практикум” - на уроке осуществляется практическая работа с информацией. Ну а интерактивность – это возможность ученика влиять на выбор того или иного персонажа для исследования, решения собственных задач именно в данный момент времени, а также возможность влияния на работу всего классного коллектива.
Данный урок стал интересен нам, учителям, и учащимся, не только возможностью объединить свои усилия в поисках интересного материала, но и получением интересных ученических выводов.
Весь урок дети работают с компьютером, но имеют довольно большую возможность высказаться, так как работа ведется еще и устно вместе с тремя учителями.
Ход урока
1 этап. Целеполагание
На данном этапе учитель озвучивает цель, поставленную перед детьми на уроке: “через самоанализ черт характера и личностных темпераментов выделить закономерности влияния общества и личности”. Эта цель вывешена в верхнем фрейме титульной странички сайта нашего урока и красной строкой проходит по всему сайту.
На этом же этапе ученики озвучивают типы темпераментов, их названия и характеристику особенностей нервной деятельности. Ставится проблема: личность и темпермент: как они связаны и существуют ли “чистые” темпераменты?
2 этап. Портреты
Вторая страница сайта состоит из портретов исторических личностей и списка темпераментов, из которого нужно выбрать тип, соответствующий данному лицу.
Устанавливаются личности, представленные на портретах. В нашем случае – это А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Д. И. Менделеев, И. М Кутузов и Петр I. Иллюстрацией к данному этапу может служить рисунок 1.
Перед ребятами ставится задача по портретам и описаниям к ним установить тип темпераментов данных исторических личностей.
Ребенок выбирает портрет (любой – порядок определяется самими учащимися). Кликнув по портрету, ученик попадает на страницу, где из 5 представленных описаний он выбирает подходящее. (Рисунок 2.) Ребенок ориентируется не только на портреты, но и на все свои знания о данных личностях. Затем указатель мыши наводится на выбранное описание и, после клика получает тип темперамента. После этого данная процедура повторяется по всем портретам, определяя темпераменты всех представленных к рассмотрению личностей. В конце этой работы ребята подписывают портреты по установленным темпераментам.
После этого проводится анализ работы учеников. Могут быть заданы следующие примерные вопросы: Как вы думаете, человек рождается с готовым темпераментом или, может быть, имеются какие-то дополнительные формирующие факторы?
Далее по каждому портрету ученики дают краткую историческую справку об обществе данной эпохи, о социуме, окружающем эту личность, обобщаются и группируются все сопутствующие становлению личности факторы. Возникает гипотеза о том, что общество и личность имеют взаимное влияние.
3 этап. Познай себя
Как вы думаете, кто из данных личностей ближе к вашему типу темперамента? Десятиклассники высказывают свои предположения о своем темпераменте.
А теперь мы предлагаем учащимся проверить их догадку, для чего выполняем упражнение следующего этапа.
На этом этапе ребята отвечают на вопросы психологического теста Айзенка, специально адаптированного для подростков. Этот тест записан в файле электронной таблицы с использованием формул и диаграмм. Это позволяет повторить с учащимися не только ввод и редактирование текста в ячейки, но и работу с диаграммами.
Результатом этого теста становятся числа х и у, которые обозначают координаты точки. Испытуемые мысленно помещают данную точку на предлагаемую здесь же специальную координатную плоскость, по которой и определяется тип темперамента данной личности.
Работа с группой предполагает ответы на вопросы учителя биологии.
Совпала ли ваша гипотеза с реальным результатом?
Давайте определимся, какие типы темпераментов, и в каком количестве присутствуют в вашей группе. Количество определяется по поднятым рукам.
Продолжим работу с файлом Excel. Перейдем на лист “наша группа”. Охарактеризуйте вашу группу. Какой тип темперамента преобладает? Для проверки и этой гипотезы учителя предлагают заполнить таблицу по типам темпераментов данной группы. Аналитическая часть: с помощью диаграммы покажите, какую долю от общего количества учеников занимают представители каждого типа темперамента. Довольно много учащихся не смогли точно определить свой тип темперамента, так как точки попали на границу типов. Это объясняется тем, что личность находится на стадии формирования, да и “чистые” темпераменты на самом деле очень редкое явление в жизни. Кроме того, важной частью исследования становится то, что темперамент – это неотъемлемая часть личности.
4 этап. Ситуационный практикум
Глядя на диаграмму, определяем, какие типы темпераментов присутствуют. Влияние группы на каждую личность определяется с помощью решения тех или иных психологических ситуаций. Например, можно попросит представителей разных темпераментов проиллюстрировать пословицу или поговорку. Само представление и процесс решения задачи ярко покажет особенности поведения различных типов темпераментов.
5 этап. Итог урока.
Таким образом, приходим к выводу о том, что общество влияет на личность, на ее проявления, что существование личности возможно лишь в обществе.