Цели урока:
1. Обучающие – научить решать примеры: деление трехзначного числа на двузначное с однозначным частным; совершенствовать навыки устных и письменных вычислений; закреплять умение решать задачи на нахождение двух величин по их сумме и разности; закреплять умение решать уравнения.
2. Развивающие – развитие логического мышления, творческих, коммуникативных способностей, развития речи учащихся.
3. Воспитательные – воспитание интереса к изучению истории родного края, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование:
1. Карточки с примерами на деление.
2. Карточки с заданием для логического мышления.
3. Карточки с датами событий.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке нам предстоит много потрудиться, многое узнать и отправиться в прошлое нашего города, узнать историю его возникновения. Мы научимся решать примеры: деление трехзначного числа на двухзначное с однозначным частным ( *** : ** = *)
III.Устный счет.
Сначала давайте выясним, что означает слово «алдан»
В топонимике (так называется наука, изучающая географические названия), существует несколько предположений о происхождении слова «алдан».
По одной из версии, слово «алдун», что означает «каменистое место».
По другой версии ученых «алтан» переводится с якутского языка как «медь».
А как переводится название реки Алдан и города, в котором мы живем, с монгольского языка, вы узнаете, решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания.
Т 314*5=(1570)
О 523*3=(1569)
О 635*2=(1270)
Л 213*6=(1278)
З 528*2=(1056)
О 909*7=(6363)
- Какое слово у вас получилось? (Золото)
- Правильно, в переводе с монгольского языка слово «алдан» означает золото.
- Какая гипотеза или версия о происхождении слова «алдан» на ваш взгляд наиболее правильная? Почему? (Ответы детей)
- С какой целью добывают золото? (Ответы детей)
В среде старожилов города Алдана передавались устные рассказы о том, что задолго до официального открытия золота в ключах Алдана, люди уже знали дорогу к нему. Но тут 1914 год – первая мировая война. И о золоте забыли. Оно осталось лежать в земле алданской.
Вспомнили о нем только тогда, когда «вольный» старатель Михаил Прокопьевич Тарабукин, судьба которого в поисках лучшей жизни вела в самые дебри тайги, снова открыл клад природы.
Вскоре в Якутске сформировали экспедицию, которая во главе с Вольдемаром Петровичем Бертиным и прибыла к месторождению золота, открытого Тарабукиным. Эта встреча, Тарабукина и Бертина, и предопределила дальнейшее развитие нового золотоносного региона нашей страны. (На стенде прикрепляются карточки с фамилиями первооткрывателей, фотографии)
- Решите пример, и вы узнаете, в каком году это произошло
(600 : 30-7) * 5 – (24 – 4 * 4) + 1866 = (1923)
Вот так, с легкой руки первооткрывателей, 20 июня 1923 года и родился золотодобывающий прииск.
- Сколько времени (лет, месяцев, дней) прошло с этого события? ( 80 лет, 5 месяцев, 15 дней).
- В этом году в Алдане отмечается юбилей – 80 лет золотодобывающей промышленности.
IV.Изучение нового материала.
1.Постановка учебной задачи.Создание проблемной ситуации.
Итак, вам предстоит узнать как назывался золотодобывающий прииск, на котором в последствии был построен наш город, решив самостоятельно примеры: деление трехзначного числа на двузначное с однозначным частным ( *** : ** = * )
Расшифруйте и решите пример D X O : 0 O
X - 0 = 0
O + O = X
D + 3 = 7
D * O = 0
O : O = 0
Какой пример у вас получился? ( 492 : 82 )
Запишите в тетрадь.
Найдите способ решения примера.
Методом подбора частного решать такие примеры долго, придумайте более короткий путь решения.
2.«Открытие» нового знания.
(492~480, 82~80, 480 : 80 =6, проверяем 82 * 6 = 492 – верно)
Таким образом, вы сделали «прикидку», т.е. нашли новый способ решения примеров на деление, сделали «открытие».
Но не всегда удается с помощью прикидки найти верную цифру частного. Например, прикидку частного 492 : 82 можно было сделать так : 450 : 90 = 5. Однако, и этот, менее удачный, вариант существенно сокращает число необходимых проверок.
3.Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
Откройте учебники на стр. 32, выполним № 1. Прочитайте задание.(Сделай прикидку и подбери частное чисел)
(Дети решают примеры у доски с проговариванием и проверкой)
а) 152 : 19 ~ 140 : 20 = 7
19 * 7 = 133 – не подходит.
19 * 8 = 152, значит, 152 : 19 = 8
б) 104 : 26 ~ 100 : 25 = 4
26 * 4 = 104
в) 175 : 35 = 5
г) 294 : 49 = 6
д) 159 : 53 = 3
е) 427 : 61 = 7
ё) 648 : 72 = 9
ж) 504 : 84 = 6
з) 954 : 318 = 3
и) 1028 : 257 = 4
4.Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе. Работа в парах.
Итак, мы научились решать примеры на деление трехзначного числа на двузначное, теперь узнаем название прииска. Правильный ответ зависит от вашей совместной дружной работы. Будьте внимательны, не подведите остальных.
Перед вами карточки, в них два примера. Один из вас ( 1 вариант) решает 1-ый пример, а сосед ( 2 вариант) 2-ой пример. Из полученных ответов выбирайте большее число и соответствующую ему букву и записывайте на карточки. Итак, готовы? Желаю удачи!
К-1 162 : 26 = 6 К 238 : 34 = 7 Н |
К-2 130 : 26 = 5 Е 136 : 34 = 4 А |
К-3 176 : 44 = 4 В 371 : 53 = 7 З |
К-4 222 : 74 = 3 И 390 : 65 = 6 А |
К-5 256 : 32 = 8 М 168 : 24 = 7 Т |
К-6 216 : 54 = 4 Ю 504 : 63 = 8 Е |
К-7 184 : 46 = 4 Т 177 : 59 = 3 В |
К-8 195 : 39 = 5 К 372 : 62 = 6 Н |
К-9 310 : 62 = 5 Ы 372 : 93 = 4 А |
К-10 148 : 37 = 4 Я 440 : 88 = 5 Й |
(Коллективная проверка , составление слова, запись слова на доске).
Какое слово получилось? (Незаметный)
Правильно, ключ, на котором Тарабукин нашел золото, назывался Незаметный, и поселку, построенному на этом ключе, тоже дали название Незаметный. Позже, в 1939 году поселок Незаметный был преобразован в город Алдан.
V.Повторение материала, изученного ранее.
Сейчас основная отрасль Алданского района – золотодобывающая промышленность. Первая плавучая фабрика золота – драга вступила в строй в 1926 году. Вторым рождением золотого Алдана считают открытое геологами Куранахское рудное поле, а затем строительство Куранахской золотоизвлекательной фабрики.
Какие предприятия, занимающиеся добычей золота в Алдане, вы знаете? У кого родители работают на этих предприятиях? (Ответы детей).
Как вы думаете, сколько примерно золота в год добывает одна артель?
Решим задачу и узнаем.
1.Решение задач на нахождение двух неизвестных величин по их сумме и разности.
а) чтение задачи учителем.
В 2003 году артель старателей «Селигдар» и предприятие «Алданзолото» добыли вместе 5000 килограмм золота, причем, артель старателей «Селигдар» добыла на 2400 килограмм меньше, чем «Алданзолото». Сколько килограмм золота добыло каждое предприятие?
б) Чтение задачи учащимися.
в) Построение модели задачи.
г) Самостоятельное решение задач, запись ответа.
1) (5000 – 2400) : 2 = 1300 (кг) добыла золота а/с «Селигдар»
2)2400 + 1300 = 3700 (кг) или 5000 – 1300 = 3700 (кг) добыло золота «Алданзолото».
Ответ: 1300 кг, 3700 кг.
д) Коллективная проверка.
2.Решение уравнений. Работа в парах
Решив уравнения (1 вариант решает 1-ое уравнение, 2 вариант 2-ое, уравнение) и сложив их корни, вы узнаете массу золота, добытого в этом, 2003 году, предприятиями Алдана.
(29-х : 300)*4=80
29 - х : 300 = 80 : 4
29 – x : 300 = 20
x : 300 = 29 – 20
x : 300 = 9
x = 300 * 9
x = 2700
(29 – 2700 : 300) * 4 = 80
80 = 80
(x – 260) : 500 + 170 = 176
(x – 260) : 500 = 176 – 170
(x – 260) : 500 = 6
x – 260 = 500 * 6
x – 260 = 3000
x = 3000 + 260
x = 3260
(3260 – 260) : 500 + 170 = 176
176 = 176
(Коллективная проверка)
Сложите корни уравнений (2700 + 3620 = 5960 )
5960 кг драгоценного металла добыли в этом году предприятия Алдана.
Это на 1094 кг больше, чем в прошлом году. Узнайте, сколько кг золота добыли предприятия в прошлом году. ( 5960 –1094 = 4866 кг). Переведите в тонны. ( 4т 866кг ).
Сколько кг золота добыли за последние два года? ( 5960 + 4866 = 10826 кг). Переведите в тонны ( 10т 826кг).
VI.Итог урока. Рефлексивная деятельность.
Вы сегодня очень хорошо занимались на уроке, и я хочу, чтобы вы подвели итог нашей работы: чему вы научились и что нового узнали. (Ответы детей)
И в заключение, я хочу дополнить, что память о первооткрывателях Алдана осталась в названиях улиц города – улицы имени Тарабукина и Бертина, Увековечена она в памятнике, установленном в центре города. Им, первым, обязаны мы тем, что по улицам города Адана спешим на работу, в школу, домой, объединенные одним словом – алданцы. Давайте будем любить город, в котором мы живем.
Теперь оцените урок с помощью «Древа знаний». Прикрепите к дереву плоды в том случае, если по-вашему мнению урок для вас прошел плодотворно, цветы, если – неплохо, желтые листья, если у вас был «чахлый», пропащий урок.