Задачи урока:
Образовательно-развивающие:
Обобщить и систематизировать материал по темам «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии».
Применение опорных понятий: пищеварение, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент, витамины, терморегуляция, авитаминоз, аппетит, кариес.
Развитие умений оперировать с понятиями:
1) определение понятия,
2) деление понятия,
3) ограничение и обобщение понятий,
4) отношение между понятиями,
5) находить и разрешать противоречие.
Воспитательные задачи:
- Обучение приёмам творческого мышления.
- Формирование умения работать в группе.
- Воспитание культуры общения.
- Привитие интереса к биологии.
Тип урока: обобщение знаний.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
По характеру деятельности учителя: проблемный.
Оборудование:
На доске - пронумерованные понятия по темам; таблицы с изображением пищеварения и схема обмена веществ энергии.
На столах учащихся – пакеты с заданиями.
Класс поделён на три команды.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Здравствуйте! Начинаем конкурсные
задания по теме сегодняшнего урока. На столах у
вас лежат листы контроля знаний, в которые вы в
течение урока будите вносить отметки каждому
члену команды за работу на уроке. Первое задание: биологический диктант. На доске расположены пронумерованные понятия, а на столах находятся карточки с числами. Я раскрываю содержание понятия, вы определяете и поднимаете карточку нужного ответа. |
Учащиеся, прослушав содержание понятия, поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, понятия. |
Вопрос – суждение. Почему организму необходимо поступление питательных веществ? Составьте логическую цепочку. Найдите противоречие. | Учащиеся составляют, работая по группам, логическую цепочку, на отдельных листах: Живой организм обладает гомеостазом – Требуется энергия - Необходимо расщепление органических веществ - Необходимо поступление органических веществ. Противоречие между поступлением крупных молекул и невозможностью их усвоения. Разрешение противоречия – благодаря пищеварению. |
А теперь играем в игру «Третий лишний».
У вас на столах есть конверт «Круги Эйлера»,
раскройте его, внимательно прочтите понятия.
Найдите лишнее понятие. Объясните, почему вы так
решили. Определите основание деления, отношения
между понятиями и изобразите их кругами Эйлера. 1. А – органы выделения, Б - мочевой пузырь, В – аппендикс. 2. А – ассимиляция, Б - диссимиляция, В – коагуляция. 3. Какую функцию печень не выполняет в организме? А – гуморальная, Б – барьерная, В – пищеварения. |
Учащиеся выполняют задания.
1. лишнее - аппендикс, основание деления - соподчинение. 2. лишнее - коагуляция, противополагание. 3. лишнее - гуморальная, основание деления- противополагание. |
Командам предлагается поработать со
схемой превращения веществ в процессе обмена. Ж Б У Расставьте стрелочками возможные превращения между органическими веществами. |
Б Глюкоза Ж Аминокислоты У Глицерин и Жирные кислоты Б - Аминокислоты Ж - глицерин и жирные кислоты У - глюкоза |
Вывод: Обмен веществ между организмом и
средой включает три непрерывных взаимосвязанных
этапа: - поступление воды, питательных веществ и кислорода в клетки тканей человека через пищеварительную, дыхательную и кровеносную системы; - изменение веществ в клетках тканей; - выведение продуктов распада. Давайте подведём итог. В командах обсудите, кто как поработал, и на листах контроля поставьте каждому соответствующую отметку. Листы сдайте учителю. Спасибо за работу. |
Учащиеся записывают вывод в тетрадь и
домашнее задание: Дайте физиологическое обоснование. «Кто долго жуёт, тот долго живёт». «Когда я ем, я глух и нем». Учащиеся оценивают работу каждого члена команды. |