Учи и учись лучшему

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Школьные уроки математики – это прежде всего теоремы, формулы, задачи, развитие логического мышления. Однако и эти уроки помогают придать “благородное направление” жизни так же, как литература, история и другие предметы гуманитарного цикла. В этой статье отражены некоторые гуманитарные аспекты математики.

На уроках в 5-6 классах ученики знакомятся с именами выдающихся математиков: Фалеса Милетского, Пифагора, Евклида, Леонардо да Винчи, Н. И Лобачевского. В этом возрасте у учащихся велик интерес к истории математики, и для учителя начинается новый этап творческой деятельности. С первых же уроков в 5-ых классах становится ясно, что слова “Школа – вечный двигатель” - не пустые слова: дети увлеченно включаются в работу, добывая для себя и своих одноклассников все новую и новую информацию из книг и журналов. Поражало количество и качество “доставляемого” в школу и на уроки материала. Искреннее стремление детей узнать что-то новое, постичь истину объединяет разные поколения мыслителей и гениев, делает их мысль действительно бессмертной, приглашает к разговору все новых и новых собеседников. Ученики делятся всем "заново” открытым для себя со своими младшими друзьями, поражая бескорыстием и искренностью.

Поэтому грустно нам было в эти годы только оттого, что приходилось расставаться со своими учениками, уходящими из школы в большую жизнь. Но вновь приходили великие энтузиасты – пятиклассники, и все “опять повторялось с начала”.

Из накопленного нами “богатства” мне особенно дорого то, что находило отклик в душах практически всех учеников. Авторитетным человеком для всех нас стал древнегреческий математик Фалес Милетский, еще в VII в. до н. э. сказавший: “Учи и учись лучшему”. Эти слова - универсальная формула для всех нас, живущих в сложном XXI веке, но что считать лучшим – вот вопрос.

Что же считали лучшим мои ученики, благородные и благодарные пятиклассники, а затем шестиклассники, продвигающиеся по ступенькам знаний? Что они взяли с собой из предложенного им многообразия, чем они делились друг с другом, чье слово доходило до их сердец и защищало от пошлости и подлости, вселяло веру в себя, вело и ведет по жизни? И я хочу предложить вместе с нами бережно перебрать те сокровища человеческой мысли, которые мы “открыли” и сберегли для себя. Но прежде всего я благодарю всех ребят за соприкосновения с прекрасным, высекавшие искру нашего доброго общения. Благодаря детям я поняла слова В. А. Сухомлинского “Нести огонь идеального!”

Итак, отправляемся в пятый класс на наши веселые добрые уроки. Мы работаем с натуральными числами, учимся решать примеры и задачи. На одном из первых уроков говорю детям слова великого Пифагора: “Почитай священными числа, вес и меру, как детей изящного равенства. Равенство, величайшее человеческое благо, утверждается на числах. Числа суть боги на Земле”. Первые числа – 1, 2, 3… - дети узнали еще до школы из пословиц, сказок. И уже многие из них “запали им в сердце”, дали опору, так необходимую в жизни. Щедро делимся мы накопленным богатством друг с другом. >Дети приносят все новые и новые пословицы с цифрами (сначала с цифрой 1, потом 2, 3…), делают к ним рисунки, а некоторые заводят целые тетрадки, куда бережно переписывают полюбившиеся пословицы, удивившие их своей мудростью. Все это “богатство” мы развешиваем на стендах в кабинете математики: “Один гусь поле не вытопчет”, “Один в поле воин, коли ладно скроен” и много-много других.

Кто-то из детей неожиданно приносит восторженное стихотворение собственного сочинения (обычно в конце седьмого класса, перед поступлением в лицейские классы и переходом к другому учителю), и там есть трогательная строчка: “А пословицы Ваши мы в сердце заложили”. А одна ученица, уже будучи старшеклассницей, нарисовала портрет нашего великого М. В. Ломоносова, глядя на который, вспоминаются слова, обращенные им к молодому поколению: “О вы, которых ожидает Отечество от недр своих…” И тогда на одном из последних уроков мне хочется поблагодарить детей словами М. Е. Салтыкова- Щедрина: “Старинная мудрость завещала такое количество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена…” И верится в такие минуты свято, что все в нашем Отечестве будет хорошо.

Школьная жизнь идет своим чередом: олимпиады, математические вечера и – уроки, уроки, уроки…

И на одном из уроков вдруг удивит всех юный лицеист Александр Пушкин, сказавший своим однокашникам, учителям и всем нам в далеком XXI веке: “В геометрии нужно вдохновение, как в поэзии” И это правда! Вдохновленная этими словами, моя ученица нарисовала портрет Пушкина-лицеиста.

Потом появятся математические сказки про ромбики и кружочки – любимых героев каждого поколения моих учеников. Сказок много, и каждая интересна по-своему, но для нашей школьной газеты “Лицеист” дети выбирают одну, самую добрую и оптимистичную. И вот она, эта сказка, отправляется к вам, а автор ее сейчас учится уже не в пятом классе, а в девятом.

Ромб и Круг.

Жили-были Ромб и Круг. Да только Ромб был все время печальный, говорил: “Мало пользы приношу. Вот ты, Круг, помог туристу, когда у его машины шина спустилась”.

И вот однажды они гуляли в лесу, споткнулись о камешек и упали прямо в яму. Круг упал, а Ромб нет, потому что он успел зацепиться одним из углов за край ямы. Поэтому Ромб выбрался из ямы. Прислушался Ромбик, а из ямы раздался голос Круга: “Спаси меня, четырехгранный друг”. “Но как это сделать?”- подумал Ромб и вспомнил о великом математике Фалесе Милетском и стал искать его. Обошел Ромб весь свет, но математика так и не нашел. И утомленный, наконец-то, дошел до домика. Ромбик постучал в дверь, ему открыл один человек. Четырехгранный друг спросил: “А здесь живет Фалес Милетский?” Человек рассмеялся: “Он же давно умер, зато книги остались”. Человек порылся в книжном шкафу и достал нужную книгу. Ромбик взял книгу, поблагодарил хозяина и ушел. Дошел до той ямы. Посмотрел, что пишет Фалес Милетский, Все рассчитал и сделал вывод. Он быстро с помощью расчетов срубил дерево, сделал длинную лестницу и достал друга. “Спасибо тебе, Круг”,- сказал Круг. “Какой же я Круг?” - спросил Ромбик. “А ты посмотри на себя в зеркало”, - Круг протянул Ромбику зеркальце. И правда, вместо Ромбика стоял Круг. “Видно, когда я обходил Землю, я преврати лся в круг. Но я об этом не жалею. Ведь я спас друга”. Вот так и закончилась еще одна история.

Время летит…Ученики взрослеют, они уже шагнули в юность. Где же им найти главные жизненные ориентиры? И тут мы знакомимся с великим русским ученым Н. И. Лобачевским, и открываются нашим сердцам пророческие слова: “Пусть примеры в истории, истинное понятие о чести, любовь к Отечеству, пробужденные в юных летах, дадут заранее… благородное направление страстям”. Значит, есть направление для всех нас, для наших детей, души которых открыты для истины и благородства.

Важным напутствием ученикам служат строки стихотворения математика Софьи Ковалевской, которые она с тревогой и волнением обращала к своей дочери. Девочка рано осталась без отца, а затем потеряла и мать. Она выросла, сохранила все стихи и работы своей великой матери.

Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути;
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти;
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль врагам уступая
Дашь им похитить ее невзначай.
Лучше бы просто тебе не родиться,
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Чем первенство за похлебку продать.

Эта статья - благодарственное письмо всем моим ученикам, учителям и нашей газете “Математика”, девиз которой - “Жизнь украшается двумя вещами – занятием математикой и ее преподаванием”. Закончить мне хочется словами любимой пословицы: “Разум истиной просветляется, сердце любовью окрыляется”.

История нашей культуры и науки – общая Берегиня для наших детей.