Цели:
– познакомить учащихся с буквой Ф,
– учить произносить звуки ф ф ,
– учить читать слова с буквой Ф,
– совершенствовать речь и мышление учащихся,
– формировать положительную мотивацию к учёбе.
Оборудование:
– букварь,
– тетрадь,
– схемы слогов,
– флажки,
– иллюстрации,
– кроссворд,
– дидактические карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Начинаем урок обучения грамоте. Мы познакомимся с новой буквой, научимся читать слова. А поможет нам известный вам герой из рассказа Л.Н. Толстого. Его имя вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
III. Разгадывание кроссворда.
В слове 8 букв, надо отгадать каждую строчку.
- Прикреплённое к древку полотнище. (флаг)
- Название цветка. (ирис)
- Зверь с рыжей шерстью, пушистым хвостом. (лиса)
- Маленького роста я, тонкая и острая,
носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (игла) - Принялась она за дело, завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила) - Остаток срубленного дерева. (пень)
- Родственное животное лошади, невысокого роста. (осёл)
- Предмет для отпирания замка. (ключ)
Прочитаем имя – Филиппок.
IV. Словарная работа.
Филиппок – мальчик, который как и вы, любит играть. Он пройдёт по лесной тропинке от старта до финиша. Хотите ему помочь? (Место, начало соревнований). Помогать Филиппку надо правильными ответами. За правильно выполненное задание получите флажок.
- Найди по картинке слово, в котором 2 слога. Раздели слово на слоги, укажи ударный слог.
- Найди слово, в котором 1 слог.
- Назови гласные в слове.
- Дай характеристику гласного звука.
V. Новая тема.
1. Послушайте слово [ф] л а ж о к .
Какой звук в начале слова ?
Гласный или согласный ?
Твердый или мягкий ?
Звонкий или глухой ?
Вывод: [ф] - согласный, твердый, глухой звук.
2. А теперь я произнесу – [ф,] и н и ш.
[ф,] – согласный, мягкий, глухой звук.
3. Работа с карточками – схемами. Составим схемы слов – финиш, флаги.
VI. Физминутка.
VII. Знакомство с буквой Ф.
1. Звук [ф] обозначается буквой – “эф”.
Учитель показывает картинку.
Кто это? (Филин). Придумайте слова на букву “эф”. Придумайте слова, которые входят в тематическую группу – имена (Феликс, Фёдор, Фаина, Фрося, Фома, Фёкла, Феня).
2. Чтение слов с буквой Ф (с доски)
3. Работа с букварём.
- чтение слогов
- чтение слов
- чтение текста
- придумаем заголовок
- вывод: друзья познаются в беде.
4. Работа в тетради.
- печатаем буквы – Ф ф
- парные согласные – к л ю в – к л ю [ф] в – ф
5. Игра “Превращение слов”.
ф и р м а, ф о р м а, ф е р м а.
VIII. Итог урока.
Какой звук выделяли в словах? Какой он? Как называется буква?
Наш Филиппок дошёл до конечного пункта соревнования. Прочитаем слово – ф и н и ш. Кто получил флажок на уроке, может прикрепить его к ленточке. Все отлично поработали на уроке. Спасибо.