План открытого урока по дисциплине "Основы экономики". Тема урока: "Фондовый рынок. Виды ценных бумаг"

Разделы: Экономика


Раздел 1. Основы микроэкономики

Тема 1.2. Экономические отношения в обществе

Тема урока: Фондовый рынок. Виды ценных бумаг.

Цели урока:

  1. Обучающая: в ходе деловой игры ознакомить студентов с видами ценных бумаг, правилами игры на фондовом рынке.
  2. Воспитывающая: прививать любовь к профессии, предмету; воспитывать аккуратность в работе.
  3. Развивающая: научить сравнивать, анализировать, делать выводы; развить внимание и быстроту мышления.

Межпредметные связи:

  • “Компьютеризация производства” - тема “ Работа с прикладными программами”;
  • “Экономика и управление производством” - тема “Капитал предприятия”.

Внутрипредметные связи:

  • тема “Деньги. Функции денег”;
  • тема “Организационные формы предприятий”.

Дидактическое оснащение урока:

  • плакат со схемами по теме урока;
  • тесты для проверки домашнего задания;
  • комплект карточек для проведения деловой игры “Экономическое домино”;
  • электронный учебник по “Основам экономической теории”, Сopyright ENIGMA версия 1.0, 1996;
  • критерии оценки учащихся на уроке;
  • жетоны;
  • карточки по оценке доклада студентов - “педагогов”;
  • карточки задания по деловой игре “Педагогические мастерские”;
  • сводная ведомость по оценке работы студентов на уроке.

Оборудование:  компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент (3мин.)

- проверка готовности аудитории к уроку;

- проверка готовности студентов к уроку;

- проверка посещаемости;

- озвучивание темы урока, целей и задач урока;

- определение жюри из числа студентов;

- объявление критериев оценки работы на уроке.

2. Опрос по теме “Деньги. Функции денег” в виде теста (5 мин.)

Вариант №1.

  1. Что явилось прототипом денег?
  2. А) возможность выбора при обмене;
    Б) товар-эквивалент, на который чаще всего обменивали товары;
    В) всеобщая форма стоимости;
    Г) складские расписки ювелиров;
    Д) ракушки.<>/p

  3. Деньги выполняют функцию средства обращения. Что это обозначает?
  4. А) эта функция связанна с разорванностью движения во времени денег и товаров;
    Б) в деньгах ведется учет затрат на производство товара;
    В) деньги являются посредником при обмене;
    Г) эта функция связана с обращением товаров;
    Д) эта функция связана с накоплением денег.

  5. Реальная ценность денег определяется:
  6. А) покупной способностью денег;
    Б) размером дохода населения;
    В) рентабельностью предприятия;
    Г) ценой золота;
    Д) с учетом инфляции.

  7. Уравнение Фишера:
  8. А) М=( Р- К+С)\ V;
    Б) М*Q=P*Q;
    В) М*V=P*Q;
    Г) М*Q=P*V;
    Д) М=( К- Р+С)\ V.

  9. К основным принципам кредитования относят:
  10. А) краткосрочность кредита;
    Б) состоятельность должника;
    В) ответственность кредитора;
    Г) срочность и возвратность кредита;
    Д) предоставление бизнес плана.

Вариант № 2

  1. Что явилось прототипом бумажных денег?
  2. А) золото и серебро;
    Б) товары;
    В) ракушки, овцы, соль;
    Г) акции, облигации;
    Д) складские расписки ювелиров.

  3. Закон денежного обращения:
  4. А) М=( Р- К+С)\ V;
    Б) М*Q=P*Q;
    В) М*V=P*Q;
    Г) М*Q=P*V;
    Д) М=( К- Р+С)\ V.

  5. Денежная форма стоимости, появившаяся после существования товарного эквивалента стоимости:
  6. А) ракушки, овцы, соль;
    Б) бумажные деньги;
    В) металлические деньги (золото серебро);
    Г) расписки;
    Д) деревянные деньги.

  7. Деньги выполняют функцию средства платежа. Что это обозначает?
  8. А) эта функция связанна с разорванностью во времени движения денег и товаров;
    Б) в деньгах ведется учет затрат на производство товара;
    В) деньги являются посредником при обмене;
    Г) эта функция связана с обращением товаров;
    Д) эта функция связана с накоплением денег.

  9. К видам кредита относят:
  10. А) срочный кредит;
    Б) возвратный кредит;
    В) краткосрочный кредит;
    Г) обеспеченный кредит;
    Д) иностранный кредит.

Эталон ответа к тесту по теме: Деньги. Функции денег. Денежно-кредитная система.

Варианты

Номера вопросов

1 вариант

2 вариант

1

Б

Д

2

В

А

3

А

В

4

В

А

5

Г

В

3. Актуализация опорных знаний (2 мин.)

- связь темы урока с пройденным материалом (темы: “Деньги. Функции денег”, “Организационные формы предприятий”, “Работа с прикладными программами”, “Капитал предприятия”).

- связь темы урока с современной экономической ситуацией в стране и регионе.

4. Изложение нового материала

  1. Изложение нового материала в виде игры “ Педагогические мастерские” (60 мин.)
  2. Студенты делятся на 6 групп. В ходе подготовки определяется докладчик от группы “педагогов”.

    Цель “педагога” донести до студентов группы предложенный материал и выиграть конкурс. Цель каждого студента - набрать большее количество жетонов, путем ответа на вопросы конкурирующих групп. Студентам конкурирующих групп присуждается за каждый хороший вопрос по 1 жетону. В ходе игры каждый студент оценивает “педагогов” по предложенным критериям. Оценка качеств “педагога” производится по следующей шкале:

    5 баллов – отлично выражен критерий;

    4 балла – хорошо выражен критерий;

    3 балла – удовлетворительно выражен критерий;

    2 балла – плохо выражен критерий;

    1 балл – очень плохо выражен критерий.

    Выигрывает “педагог”, набравший большее количество баллов.

    Подготовка студентов (15 мин.):

    Доклад 1 группы: Классификация ценных бумаг. (5 мин.)

    - понятие “ценные бумаги”;
    - классификация ценных бумаг.

    Доклад 2 группы: Акция. Виды акций. (5 мин.)

    - понятие “ акция”;
    - виды акций и их сущность

    Доклад 3 группы: Облигации. Виды облигаций. (5 мин.)

    - понятие “облигаций” и их характерные черты;
    - виды облигаций и их сущность.

    Доклад 4 группы: Вексель и его виды. (5 мин.)

    - понятие “вексель”, и с какой целью он используется;
    - виды векселей и их сущность.

    Доклад 5 группы: Депозитный сертификат. Фьючерсный контракт. (5 мин.)

    - понятие “Депозитный сертификат” и его сущность;
    - понятие “Фьючерсный контракт” и его сущность

    Доклад 6 группы: Фондовый рынок и его структура.

    Фондовая биржа. (5 мин)

    -структура фондового рынка ;
    -понятие “первичный фондовый рынок” и “вторичный фондовый рынок”, “эмитент”;
    -сущность внебиржевого рынка и фондовой биржи.

    Оценка доклада студентов - “педагогов”

    “Педагоги”

    Критерии оценки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Полнота изложения материала            
    Использование наглядности при изложении материала            
    Громкая и четкая речь            
    Доступность изложения            
    Итого            

     

    2) Практическое изучение материала в виде деловой игры (15 мин.)

    “ Фондовая биржа”

    Деловая игра “Фондовая биржа” проводится с использованием электронного учебника по “Основам экономической теории” Сopyright ENIGMA версия 1.0, 1996

    Деловая игра моделирует ситуацию на фондовом рынке

    Играющий студент превращается во владельца ценных бумаг трех видов. Его цель – приумножение своего капитала путем купли - продажи ценных бумаг. Выигрывает тот студент (или группа из 2 человек), который больше заработал денег на фондовой бирже.

5. Закрепление нового материала (5 мин.)

Закрепление основных понятий в виде деловой игры “ Экономическое домино”.

Студентам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек – термины, а второй вид – понятия. Задача каждого студента соединить за 5 минут термины с понятием.

Эталон ответа по деловой игре “Экономическое домино”.

Акция – это ценная бумага, дающая право её владельцу на часть имущества АО и участие в управлении им, получение дивиденда.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая предоставление кредита и дающая право на получение фиксированного дохода в течение определённого срока.

Вексель - это письменное долговое обязательство.

Депозитный сертификат - это документ, удостоверяющий взнос денежных средств в кредитное учреждение для получения определенного дохода.

Фьючерсный контракт - это документы, являющиеся договором об уплате денежной суммы за акции или за товар, через определенный срок по установленной в контракте цене.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором реализуются вновь выпущенные акции и прочие ценные бумаги.

Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит переход из рук в руки ценных бумаг, которые были выпущены ранее.

Фондовая биржа - это организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.

 

6. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания (5 мин.)

Подведение итогов проводится по оценочному листу, который в течение урока заполняли члены жюри, согласно разработанным критериям.

Критерии оценки учащихся на уроке:

  1. По выполнению тестов:

  2. 5 правильных ответов - 5 жетонов;
    4 правильных ответа – 4 жетона
    3 правильных ответа – 3 жетона;
    2 правильных ответа – 2 жетона;
    1 правильный ответ – 1 жетон.

  3. За доклад “педагогам” количество жетонов зависит от занятого места:

  4. 1 место – 5 жетонов;
    2 место – 4 жетона;
    3 место – 3 жетона;
    4 место – 2 жетона;
    5 и 6 место – 1 жетон.

  5. За хорошие вопросы и ответы по докладу “педагогов” :
  6. по 1 жетону за каждый вопрос или ответ.

  7. За игру “ фондовый рынок” количество жетонов выдается в зависимости от занятого места по итогам игры:

  8. 1 место – 5 жетонов;
    2 место – 4 жетона;
    3 место – 3 жетона;
    4 место – 2 жетона;
    5 и 6 место – 1 жетон.

  9. Закрепление материала оценивается следующим образом: Играющим в “экономическое домино”:

  10. 1 место – 5 жетонов;
    2 место – 4 жетона;
    3 место – 3 жетона;
    4 место – 2 жетона;
    5 и 6 место – 1 жетон.

ИТОГО:

16 и более жетонов - оценка “отлично”;
11 - 15 жетонов - оценка “хорошо”;
4 – 10 жетонов - оценка “удовлетворительно”;
менее 3 жетонов - оценка “неудовлетворительно”.

После подведения итогов выдается домашнее задание:

  • восстановить конспект по 6 докладам “педагогов”;
  • читать: Момот Ф.Д. Основы экономики.- Омск, 1997. С.127-129.