Краеведение как один из элементов учебно-воспитательной работы на примере работы школьного музея

Разделы: История и обществознание


Преподавание истории требует обновления, особенно в связи с переходом к профильному обучению. Является ли насущной необходимостью изучение краеведческого материала?

Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трех, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Важная роль комплексного изучения своей “маленькой” Родины  была осознана в России давно. В начале ХХ столетия такое изучение обозначили термином краеведение.

Историческое краеведение сегодня, это сложное самостоятельное направление науки. В наши дни оно имеет огромное значение для общества. По словам Д.С. Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.

Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природной, социокультурной специфики своего города(села), осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Как можно применить краеведческий подход при преподавании истории в школе? Какие новые интересные формы учебно – воспитательной работы может дать школьный краеведческий музей? Мы можем предложить свои наработки, приобретенные за небольшой промежуток времени.

Весной 2001 года, в нашей школе, была открыта педлаборатория по теме: “Реализация регионального компонента через создание и работу школьного краеведческого музея”. Она проработала до осени 2003 года. За это время был создан школьный музей. Нам удалось оснастить один из кабинетов музейными экспозиционными шкафами. В ходе работы по созданию музея собрали богатейшую коллекцию минералов и горных пород местных рудников, материалы по истории открытия богатейшего в мире Талнахско – Октябрьского месторождения, фотографии и документы по строительству Заполярного города Талнаха, личные вещи, предметы первостроителей, ветеранов труда и т. д. Успешно работает геологический кружок, состоящий из учеников школы. Важная роль отведена активу музея, состоящему из учеников, педагогов, геологов “Норильскгеологии”…

В качестве базовых предметов, на которых мы начали отрабатывать новые учебные технологии, взяты история, география, краеведение и экология. Для этих предметов мы пытаемся создавать интегрированные экспозиции. Именно краеведческое направление наиболее полно способствует объединению указанных предметов.

Краеведческий музей за это время стал совершенно особым событием культурной жизни нашей школы. Материалы музея широко используются учениками и учителями школы: при подготовке к школьным и городским конференциям НОУ; при проведении уроков, различных выставок, театрализованных представлений, праздничных мероприятий и встреч с ветеранами труда и войны и т.д..

В октябре 2003 г. на базе школьного музея была открыта новая педагогическая лаборатория – “Формирование социокультурной компетенции через краеведческий компонент”. В рамках этой педлаборатории была продолжена работа по поиску новых форм учебно-воспитательной работы с использованием краеведческого материала, а также создание на основе музея научно-методического центра по краеведению.

Включение в содержание школьного исторического образования регионального компонента потребовало создания соответствующего учебно – методического комплекса. К таким пособиям можно отнести задачник по истории Норильского промрайона. Задания рассчитаны на учеников с различными познавательными способностями. К наиболее сложным относятся проблемные задания, которые предлагаются учащимся, проявившим интерес к изучению истории края. К среднему уровню сложности относятся задания на преобразование историко – краеведческой информации, на выбор правильного ответа из нескольких приведенных вариантов. Эти задания могут быть использованы в процессе организации коллективной или группой работы учащихся в классе, направленной на углубление, повторение или обобщение знаний по истории края.

Используя документы по истории города, можно провести интегрированный урок “Талнах: прошлое, настоящее и будущее” (см. Прил. 1.). Его целесообразно организовать в старших классах. Это связано с наличием ряда условий. Во-первых, школьники должны изучить достаточно материала по истории, во-вторых, необходимы учебные и коммуникативные умения, связанные с умением работать в группах, решением учебных проблем, аргументированным изложением собственной точки зрения и т.д.

В процессе приобщения к родной истории необходимо считаться с возрастными способностями и интересами учащиеся. И здесь большую роль играют краеведческие игры, которые можно использовать для активизации знаний учащихся в области краеведения.

Игра лежит в основе познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. Применение краеведческих, познавательных, игровых технологий на уроках дает возможность учащимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяют увидеть свой город по-новому.

В работе с детьми можно использовать различные формы и методы организации учебной деятельности: от игры до серьезной экскурсии, от рассказа до Дня краеведа, когда через весь учебный процесс проходит тема города.

Ученики готовят вопросы, составляют кроссворды, тесты, придумывают ребусы, загадки для викторины, блицтурнир, который проводят по изучаемой теме.

Учащиеся 5-9-х классов участвуют в общешкольной игре “Эрудит” (см. Прил.2.).

Учащимся среднего звена можно предложить игру “Морской бой”.

Для учащихся готовятся воображаемые путешествия с различными заданиями на доказательство или опровержение тех или иных положений.

Выбор задания и способа его включения в процесс обучения истории края остается за учителем, который хорошо знает учащихся. Они рассчитаны на учеников с различными познавательными способностями, что позволяет реализовать дифференцированное обучение.

Краеведческий компонент образовательной программы школы предполагает интеграцию учебной и внеклассной работы. Например, одна из сторон жизни города Талнаха рассматривается на уроках краеведения, истории, литературы, географии с разных точек зрения, что обогащает знания ребенка, формирует умение добывать информацию из разнообразных источников. Этот же материал – основа для разработки внеклассного мероприятия, которое поможет обобщить разрозненные знания и умения, полученные на уроках.

Особое же значение приобретает использование краеведческого подхода во внеклассной работе. Например: школьное краеведение может быть также включено в систему туристской и кружковой работы.

Как сформировать чувство любви к Отечеству?

Невозможно экономическими или законодательными актами принудить людей любить свою Родину, быть патриотами. Этому призвано служить краеведение, через развитие краеведческого подхода в обучении и воспитании, через передачу живого человеческого, производственного и научного опыта старшего поколения юношеству. Оно помогает формировать у школьников бережное и уважительное отношение к нашему прошлому без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и заинтересованно.

Приложение 1

Интегрированный урок “Талнах: прошлое, настоящее и будущее”

Цели урока:

- Осмысление положения Талнаха как особого природоклиматического места;

- Понимание своеобразия отношений в системе “Центр - периферия”;

- Развитие умения работать с научным текстом;

- Развитие навыков групповой работы.

Урок проводится методом малых групп с использованием документов. Каждая малая группа (5-7 человек) работает над выполнением определенного задания. Их набор варьируется в зависимости от используемой литературы.

Первый вариант заданий:

1. “Насколько соответствует действительности то, что Норильск - один из пяти самых северных городов страны и мира”

2. “Справедливо ли утверждение, что Талнах – рудная столица России?”

3. “Можно ли считать, что город Норильск построен на вечной мерзлоте”

4. “Каким был Талнах в середине 60-х годов”

5. “Каковы особенности строительства жилых домов на Крайнем Севере”

6. “Какие социальные проблемы существуют в Норильском промрайоне”

Второй вариант заданий:

1. Назвать самые большие по протяженности и по глубине рудники Норильского промрайона и России.

2. “Что, с Вашей точки зрения, может быть необходимым для полноценной жизни в условиях Севера?”

3. Назовите известные вам отрасли производства Норильского промрайона.

4. Охарактеризуйте понятие “Жемчужина Заполярья”.

5. Какие фамилии известных геологов сохранились в истории нашего города?

6. Опишите процесс возникновения рудников. Определите их роль в экономическом развитии региона.

Приложение 2

Игра “Эрудит”: История строительства города Талнах.

Необходимо найти правильный ответ и вписать его в пробелы текста.

В августе (1) года геологи (2), (3), (4) открыли богатейшее месторождение (5) руды. Была заложена первая скважина (6).

Бригада старшего бурового мастера (7) (8) августа подняла на поверхность (9), распахнув двери кладовых Талнаха.

Директор комбината (10) подписал приказ от (11) года “О создании при управлении строительства шахтоуправления (12)”.

У подножья (13) гор высадился первый десант строителей, чтобы начать строительство родников и поселка. Это бригады (14) и (15) .

(16) года в газете (17) появилось коротенькое сообщение о начале стройки на Талнахе. В это время строители приступили к строительству жилых домов.

Первый двухэтажный деревянный дом был заселен (18) года по улице (19).

Начато в (20) года строительство первого пятиэтажного (21) дома бригадой (22) и клуба (23) .

Внешний облик поселка менялся на глазах. Только за (24) год в Талнахе было построено (25) пятиэтажных домов.

В (26) году открылся кинотеатр (27), ставший культурным центром поселка.

Рудники (28), (29) самые глубокие и большие выдают на – гора богатейшие (30) руды.

Сейчас в городе (31) улиц.

Ответы:

1. 1960; 2. Нестеровский; 3. Кравцов; 4. Кузнецов; 5. полиметаллической; 6. КС-21; 7. Г.Лимонова; 8. 23 августа; 9. керн; 10. В.И.Догих; 11. 27 апреля 1962 года; 12. Талнахрудшахтстроя; 13. Харайелахских; 14. Алексеева; 15 Каблукова; 16. 27 сентября 1962 года; 17. “Известия”; 18. 27 ноября 1963 года; 19. Солнечная; 20. августе 1964 года; 21. кирпичного; 22. комсомольцев; 23. “Юность”; 24. 1964 год; 25. 5; 26. 1972 году; 27. “Талнах”; 28. Таймырский; 29. Октябрьский; 30. полиметаллические; 31. 17.