Дифференцированный контроль знаний по теме: "Углеводороды" в профильных классах

Разделы: Химия


Известно, что ежегодно возрастает число школьников с различными нарушениями зрения. Чтобы уменьшить зрительное напряжение учащихся при чтении текстов контрольных работ, они должны быть на каждом ученическом столе перед глазами школьников.

Создание профильных классов – биолого-химического, гуманитарного и физико-математического в конце 90-ых годов в нашей гимназии потребовало дифференцирования в содержании обучения и контроля знаний по химии в этих классах.. В физико-математическом классе обучение ведется по стандартным общеобразовательным программам с небольшим усилением физико-математической составляющей в условиях решаемых задач, в более детальном обсуждении влияния строения веществ на их физические свойства, чем требуется по программе - уровень А и т.д. В гуманитарном же классе обучение и контроль знаний ведется строго по стандарту (уровень А) и для решения предлагаются только типовые задачи, определенные по программе. Естественно, что в биолого-химическом классе и теоретический уровень знаний, и уровень сложности химических задач выше (уровень Б).

Отпечатывать тексты контрольных работ для каждого профильного класса несколько накладно, поэтому дифференцирование контроля знаний проводится следующим образом. Для всех профильных классов составляется и отпечатывается один текст контрольной работы. В каждой из них есть вопросы стандартного уровня для всех профилей классов, а часть заданий дифференцируется по уровню сложности теоретических заданий или задач в соответствии с профилем классов. Надеюсь, что мой опыт в составлении текстов дифференцированных контрольных работ для профильных классов будет полезен коллегам. Предлагаю блок контролирующих материалов по теме “Углеводороды” в 10-м классе.

Контрольная работа по теме “Предельные углеводороды. Циклопарафины”

Вариант № 1

Задание 1. Составить по две формулы гомологов и изомеров для вещества.

Назвать все соединения по международной номенклатуре.

Задание 2. Написать уравнения реакций.

а) дегидрирования;
б) 2-х стадий бронирования;
в) крекинга;
г) пиролиза;
д) изомеризации для 2,3-диметилпентана.

Назвать продукты реакций, указать условия реакций.

Задание 3.

Для химико-биологического класса.

Осуществить превращения:

Указать условия реакций.

Для физико-математического класса:

Какой объем воздуха потребуется для сжигания 500 л смеси газов, содержащей 90% этана, 5% пентана и 5% углекислого газа. Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

Для гуманитарного класса.

Определите молекулярную формулу углеводорода с относительной молекулярной массой 114, если массовая доля углерода в нем равна 84, 21%.

Задание 4.

Для химико-биологического класса.

Какое соединение химически активнее: пропан или 2-хлорпропан. Ответ обосновать.

Вариант № 2

Задание 1. Составить по две формулы гомологов и изомеров для вещества:

СН3 - СН – СН2 - СН - СН – СН2 – СН3

Назвать все соединения по международной номенклатуре.

| | |
СН3 СН3 СН3

Задание 2. Написать уравнения реакций:

а) дегидрирования;
б) 2-х стадий бромирования;
в) крекинга;
г) пиролиза;
д) изомеризации для 2-метилгексана.

Назвать продукты реакций, указать условия реакций.

Задание 3.

Для химико-биологического класса.

Осуществить превращения:

Указать условия реакций.

Для физико-математического класса.

Какой объем воздуха необходим для сжигания 40 л смеси газов, содержащего 85% метана, 12% пропана и 3% азота. Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21 %.

Для гуманитарного класса.

Определите молекулярную формулу углеводорода с относительной молекулярной массой 128, если массовая доля углерода в нем равна 84,375%.

Задание 4.

Для химико-биологического класса.

Какое соединение химически активнее: бутан или 2-метилпропан. Ответ обосновать.

Контрольная работа “Решение задач по теме “Алканы. Циклоалканы”

Химико-биологический класс

Вариант № 1

1. Какой объем воздуха необходим для сжигания 10 м3 природного газа, содержащего 92% метана, 4% этана, и 4% негорючих газов? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

2. Рассчитайте массу три хлорметана, который можно получить при взаимодействии 5,6 л метана и 28 л хлора (н.у.). Выход продукта составляет 70% от теоретически возможного.

3. По термохимическому уравнению реакции горения этилена

C2H4 + 3 O2 = 2CO2 + 2H2O + 1400 кДж

рассчитайте, сколько теплоты выделится, если в реакцию вступило 40 л этилена (н.у.).

4. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Определите формулу углеводорода. Напишите структурные формулы изомеров и назовите их.

Вариант № 2

1. Какой объем воздуха необходим для сжигания смеси газов, состоящей из 25 л пропана, 36 л бутана и 12 л углекислого газа? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

2. При нагревании иодметана массой 4,26 г с металлическим натрием массой 1, 035 г получили 268,8 мл этана. Определите выход продукта реакции.

3. При полном сжигании 42 л (н.у.) метана выделилось 1674 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение реакции горения метана.

4. Плотность паров циклоалкана по водороду равна 42. Молекула циклоалкана не имеет боковых ответвлений от главной углеродной цепи. Определите формулу вещества и назовите его.

Вариант № 3

1. Какой объем воздуха необходим для сжигания 50 м3 попутного газа, содержащего 35% метана, 60% этана и 5% азота? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

2. Карбид алюминия массой 28,8 г обработали водой массой 50 г. Определите объем выделившегося газа, если его выход равен 75% от теоретически возможного.

3. Термохимическое уравнение реакции горения ацетилена:

2C2 H 2 + 5 O2 = 4CO2 + 2 H2O + 2610 кДж

Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило 336 л кислорода?

4. Циклоалкан имеет плотность паров по воздуху равную 1,931. Определите формулу углеводорода, составьте структурные формулы его изомеров и назовите их.

Вариант № 4

1. Какой объем воздуха необходим для сжигания смеси, состоящей из 2м3 этана, 5м3 пропана и 5м3 бутана? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

2. При взаимодействии 1,4-дибромбутана массой 64,8 г с металлическим натрием массой 20,5 г образовался циклоалкан. Определите формулу циклоалкана и его массу, если выход продукта составляет 85%.

3. В промышленности водород получают по уравнению:

СН4 + 2Н2О = СО2 + 4Н2 – 165 кДж

Каков расход воды (в г), метана (в л) и теплоты при получении 250 м3 водорода (н.у.)?

4. В монобромпроизводном алкана массовая доля брома составляет 53% . Определите молекулярную формулу углеводорода и составьте структурные формулы его изомеров.

Контрольная работа «Непредельные углеводороды»

Вариант № 1

Задание 1.

Составьте по две формулы гомологов и изомеров углеродного скелета для 2-метилгексадиена-1,3. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

Задание 2.

Напишите уравнения реакций:
а) пропина,
б) 2-метилбутена-1,
в) бутадиена-1,3
c хлором и иодоводородом (одна ступень).

Назовите полученные соединения, укажите условия реакций.

Задание 3.

Для физико-математического и химико-биологического класса.

При сгорании органического вещества массой 14,4 г получили углекислый газ объёмом 17,92 л и воду массой 14,4 г. Относительная плотность вещества по кислороду равна 2,25. Определите молекулярную формулу вещества и назовите его.

Задание 3(а).

Для гуманитарного класса.

Определите массу брома, которая присоединится к 2,8 литрам этилена (н.у.).

Задание 4.

Для химико-биологического класса.

Осуществите превращения:

Напишите соответствующие уравнения реакций, укажите условия реакций.

Вариант № 2

Задание 1.

Составьте по две формулы гомологов и изомеров по положению кратной связи 3-метил, 2-гептена. Назовите все соединения по систематической номенклатуре.

Задание 2.

Напишите уравнения реакций:

а) этина,
б) 2-метилпропена-1,
в) 2-метилбутадиена-1,3 с водородом и хлороводородом (одна ступень).

Укажите условия реакций, назовите продукты реакций.

Задание 3.

Для физико-математического и химико-биологического класса.

При сгорании органического вещества массой 2,8 г получили углекислый газ массой 8,8 г и воду массой 3,6 г. Относительная плотность данного вещества по азоту равна 2,5. Определите молекулярную формулу вещества и назовите его.

Задание 3(а).

Для гуманитарного класса.

Какой объем кислорода необходим для сжигания 150 грамм пентина?

Задание 4.

Для химико-биологического класса.

Осуществите превращения:

Напишите соответствующие уравнения реакций.

Вариант № 3

Задание 1.

Составьте по две формулы гомологов и изомеров углеродного скелета для вещества 3-метилпентадиен-1,3. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

Задание 2.

Напишите уравнения реакций:

а) бутина-1,
б) 3-метилбутена-1,
в) бутадиена-1,3 c бромоводородом и фтором (одна ступень).

Назовите полученные соединения, укажите условия.

Задание 3.

Для физико-математического и химико-биологического класса.

При сгорании органического вещества массой 13,5 г получили углекислый газ массой 4,4 г и воду массой 13,5 г. Относительная плотность данного вещества по воздуху равна 1,86. Определите молекулярную формулу вещества и назовите его.

Задание 3(а).

Для гуманитарного класса

Какой объем кислорода (н.у.) необходим для сжигания 100 грамм бутена?

Задание 4.

Для химико-биологического класса

Осуществите превращения:

Напишите соответствующие уравнения реакций.

Билеты устного зачета для 10-го химико-биологического класса за первое полугодие

Билет №1

1. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

При нитровании толуола массой 4,6 г получили мононитропроизводное массой 6 г. Какое мононитропроизводное толуола получили? Определите выход продукта реакции.

Билет №2

1. Изомерия углеводородов.

2.Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций

3. Задача

Образец технического карбида алюминия массой 16 г обработали избытком воды. Определите объем газа (н.у.), который получили при этом, если массовая доля примесей в карбиде составляет 10%, а выход продукта реакции равен 75%.

Билет №3

1. Строение атома углерода. Гибридизация электронных облаков атома углерода.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача.

При дегидрировании этилбензола массой 4,24 г получили стирол. Выход продукта реакции составил 75%. Определите массу полученного стирола.

Билет № 4

1. Ковалентная связь: способы образования и способы разрыва. Характеристика ковалентной связи.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Смесь пропана с пропеном объемом 6л над нагретым платиновым катализатором присоединила водород объемом 4 л. Определите объемные доли пропана и пропена в исходной смеси этих газов.

Билет № 5

1. Гомологический ряд алканов. Строение, физические и химические свойства, получение и применение метана. Свободно-радикальный механизм реакции замещения.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Гомолог бензола массой 5,3 г сожгли, получив оксид углерода (IV) объемом 8,96 л (н.у.). Определите формулу углеводорода.

Билет № 6

1. Галогенопроизводные алканов – строение, изомерия, химические свойства, получение и применение. Механизм реакции нуклеофильного замещения.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача.

Алкен нормального строения содержит двойную связь при втором атоме углерода. Образец этого алкена массой 0,7 г присоединил бром массой 1,6 г. Определите формулу алкена и назовите его.

Билет № 7

1. Циклопарафины – строение, изомерия, физические и химические свойства, получение, применение. Зависимость свойств циклопарафинов от строения цикла.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Бензол, полученный дегидрированием циклогексана объемом 151мл и плотностью 0,779 г/мл, подвергли хлорированию при освещении. Образовалось хлорпроизводное массой 300 г. Определите выход продукта реакции.

Билет № 8

1. Гомологический ряд алкенов. Строение, физические и химические свойства, получение и применение этилена.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

К бензолу массой 35,1 г прибавили 48 г брома (в присутствии бромида железа). Рассчитайте массу бромпроизводного, которое можно выделить из реакционной смеси.

Билет № 9

1.Алкадиены. Особенности строения и химических свойств углеводородов с сопряженными связями. Природный каучук, его строение и свойства.

2.Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Из природного газа объемом 40 л (н.у.) получили хлорметан масой 30,3 г. Определите объемную долю метана в природном газе, если выход хлорметана равен 40% от теоретически возможного.

Билет № 10

1. Гомологический ряд алкинов. Строение, физические и химические свойства, получение и применение ацетилена.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Рассчитайте массу гептана, который потребуется для получения 8,97 г толуола, если массовая доля выхода толуола равна 65%.

Билет № 11

1. Механизм реакции электрофильного присоединения. Правило Марковникова на примере взаимодействия пропилена с хлороводородом. Свободно-радикальный механизм реакции полимеризации этилена (стирола).

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

При гидрировании ацетилена объемом 0,672 л (н.у.) получили смесь этана и этилена, которая обесцвечивает 1,6 г брома . Определите массовые доли углеводородов в полученной смеси.

Билет № 12

1. Бензол – строение, физические и химические свойства, получение и применение. Механизм реакции электрофильного замещения.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Образец алкена массой 45,5 г присоединяет водород объемом 14,56 л (н.у.). Определите формулу алкена и назовите его, если известно что в молекуле есть один третичный углерод.

Билет № 13

1.Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов на примере толуола. Ориентация в бензольном ядре. Получение и химические свойства толуола.

2.Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

Углеводород циклического строения, не имеющий ответвлений в циклической цепи, имеет плотность паров по воздуху 1,931. Массовая доля углерода в этом веществе составляет 85,7%. Определите формулу углеводорода и напишите его структурную формулу.

Билет № 14

1. Стирол как важнейшее производное бензола. Строение, физические и химические свойства, получение стирола.

2. Составить уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

Укажите условия реакций.

3. Задача

При сгорании алкана массой 3,6 г образуется углекислый газ объемом 5,6 л (н.у.). Какой объем кислорода, приведенный к нормальным условиям, потребуется для реакции?