Тема: Характерный образ животного в изобразительном искусстве.
Цель: Мотивировать детей к внимательному анализу окружающего мира и умению выразить свои чувства и наблюдения через язык различных видов искусства.
Задачи:
- Расширить словарно-образный запас детей;
- Выработать умение образно ассоциировать животное и характер;
- Через язык изобразительного искусства постараться передать образ-настроение.
Специальные задачи:
- С помощью цвета и пропорций выразить характер изображаемых животных;
- Научить почувствовать ритмическую основу звука, через пластическое движение;
- Задействовать и активизировать - дать возбуждение коре головного мозга в области слуховых и зрительных центров.
Ход урока:
Учитель ведет урок от лица двух конусных кукол – Царя Диапазона (музыканта) и лошадки Маруси (художника).
Диалог Царя Диапазона и лошади Маруси.
Царь Диапазон: Здравствуйте ребята! Я долго готовился к сегодняшнему дню, а где моя подруга Маруся? Вы ее не видели? Появляется вторая героиня урока (импровизация учителя).
Маруся: Доброе утро Царь Диапазон, доброе утро ребята! У меня для вас сюрприз.
- Кто у нас самый внимательный?
- Кто у нас самый находчивый?
- Кто у нас самый сообразительный?
Мы сейчас посмотрим! Ваше величество – музыку пожалуйста!
Царь: Сейчас вы внимательно послушаете песенку-потешку. И мы посмотрим, кто сможет справиться с хитрой загадкой и перечислить всех героев?
(Звучит музыка – запись песенки.)
“Тень-тень потетень”.
Тень, тень потетень!
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса – “всему свету я краса”.
Похвалялся зайка – “поди догоняй-ка”.
Похвалялися ежи – “у нас шубы хороши”.
Похвалялись блохи – “мы и так не плохи”.
Похвалялся медведь – “могу песни я петь”.
Похвалялася коза – “всем повыколю глаза”.
Ответы детей – прописываем на доску. Ребята с помощью Маруси и Царя составляют пиктограмму песенки. Рис №1, Рис №2
Разучиваем песню при помощи пиктограммы на доске – объясняя слова: похвалялись, плетень.
Царь: Попробуйте передать голосом образ каждого героя. (Разучиваем по фразам!)
Маруся: Вы услышали героев песенки, теперь попробуем их увидеть.
– Кто попробует показать медведя?
– Какой он? Он большой, тяжелый, грузный, неуклюжий на вид.
– А подумайте, какие цвета мы можем назвать тяжелыми? (Если затрудняются ответить, то какой легче цвет желтый или черный?)
Ответы: коричневый, черный, синий, темно-фиолетовый, темно-зеленый.
Маруся: Хорошо! Мы теперь знаем, какие цвета использовать для изображения медведя.
А по форме он похож на гору? Или на что? Он маленький или большой? Ушки как у чебурашки? А есть ли хвост? (Импровизация учителя)
По этой же схеме разыграть всех животных из песенки.
Просмотр иллюстраций Е. Чарушина. (Изображения героев этой песенки). Рис №3 по №7
Маруся: Мы услышали героев песенки, поиграли в них (пластическое движение). Пришло время изобразить. Выберите любого героя песенки, который вам понравился и нарисуйте.
Практическая работа.
Рисуем пальцем, без палитры (цвета смешиваем на листе).
Набираем объем животного, пытаясь передать характерные пропорции.
Уточняем детали тонкой кисточкой (глазки, носики, усики).
Маруся напоминает о необходимости смешения цветов.
Приемы работы:
- отпечатки пальца;
- смазывание;
- процарапывание ноготком.
Оснащение и материалы к работе:
- Гуашь в баночках – 3 основных цвета + черный, + белый.
- Банка с водой.
- Листы А4 формата.
- Тонкая кисть (на заключительном этапе работы).
- Тряпочки влажные (для рук).
Готовые работы вывешиваются на доску в пиктограмму, вместо изображений зверей.
Диалог Маруси и Царя Диапазона:
– Вот портреты наших героев, посмотрите какие красавцы. Рис №8 по №10 А ну-ка давайте, глядя на них, споем и оценим, у кого характер получится ярче и интереснее.
Поем с движением.
– Теперь вы будете внимательнее к окружающему, все замечайте, присматривайтесь к природе, к характерам людей, насекомых, животных, птиц, ко всему, что вас окружает.
А мы с вами на уроках искусства сможем выразить наши наблюдения в звуках и красках.
До новых встреч!