Цели:
1. Познакомить детей с неопределённой формой
глагола как формой, которая не изменяется по
лицам, числам и временам.
2. Учить выделять глаголы неопределённой формы в
контексте, образовывать от глаголов
неопределённой формы глаголы настоящего,
прошедшего, будущего времени.
3. Прививать любовь к чтению, к творчеству
А.С.Пушкина.
1. Учитель читает строки из произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Три девицы под окном, пряли поздно вечерком:
“Кабы я была царица, говорит одна девица,
То на весь крещёный мир приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица- говорит её сестрица,
То на весь бы мир одна наткала я полотна”.
Учитель: “Из какого произведения эти строчки? Кто автор. Сегодня на уроке мы будем обращаться к отрывкам из сказок А.С.Пушкина”.
2. Учитель раздаёт ученикам печатные тексты.
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Учитель: “Прочитайте, скажите, из какой сказки этот отрывок? Найдите выделенное предложение, прочитайте его, назовите задания, которые можем выполнить”.
Ученик: “Мы можем списать это предложение, разобрать по членам предложения, назвать части речи, объяснить орфограммы”.
Ученики выполняют предложенные задания.
3. Работа с текстом.
Учитель: “Найдите выделенные слова. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажите. Что можем определить у глаголов?”
Ученик: “Определяем время глагола, если настоящее или будущее - определяем лицо и число, а если прошедшее- число и род в единственном числе”.
4. Самостоятельная работа.
Один ученик работает за доской, чтобы можно было проверить выполненное задание.
Результат работы на доске: лежал- пр. в. Ед. ч. М.р.
Стоит- нас. В. Ед.ч. 3 л.
Сидит- нас.в. ед.ч. 3 л.
Прислал- пр.в. ед.ч. м.р.
Пустить- ?
Учитель: “В чём затруднение?”
Ученик: “Не могу определить время, так как не подходит ни один вопрос, не могу определить число и лицо”.
Учитель: “Как бы вы назвали такие глаголы? Тема нашего урока:Глаголы неопределённой формы [инфинитив]. Сделайте вывод, что это за глаголы?”
Ученик: “Глаголы неопределённой формы не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам.”
Учитель: “Прочитайте вывод в учебнике на странице 46. Что можно добавить к тому, что мы уже сказали?”
Ученик: “Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? Или что сделать? И имеют суффикс -ть или – ти”.
5. Физминутка.
Один ученик показывает движение, остальные ученики повторяют его и называют глагол неопределённой формы.
Что делать? Прыгать, жалеть, рисовать, обнимать, вытирать, наклонять и т.д.
6. Учитель предлагает ученикам задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.
Учитель: “От глаголов “погулять”, “пострелять” образуйте настоящее, прошедшее, будущее время”.
Ученики выполняют задание:
Н.в. гуляю, стреляю.
П.в. погулял, пострелял.
Б.в погуляю, постреляю.
7. Задания на закрепление материала:
От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:
Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…
Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:
Приставка: по, вс, при.
Корень: порх, черн, сматр.
Суффикс: е, ну, ива.
Окончание: ть, ть, ть.
8. Домашнее задание.
Подобрать и записать 5 предложений с глаголами неопределённой формы, используя фразеологизмы и пословицы.
Например:
Бить баклуши. Встать с левой ноги. Задирать нос.
Жить - Родине служить.
9. Итог урока.
Какое задание на уроке было самое интересное?
Что нового узнали на уроке?
Закончите фразу глаголом неопределённой формы:
Больше всего я люблю [что делать?] …
Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать, мыслить, учиться.