Возможности использования текстового редактора MS Word на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Внедрение в образование новых информационных технологий (НИТ) на базе компьютерной техники – это требование времени. Знание компьютера становится не целью, а средством обучения другим предметам. Понятие НИТ наполняется конкретным содержанием и является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом.

В статье “Применение метода проектных технологий как связующее звено уроков английского языка и информатики”, опубликованной в газете “Первое сентября - Английский язык" №42 2002г. был приведен пример подобной интеграции. В данной статье, взяв за основу УМК авторов И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой, широко известный и применяемый в течение многих лет, и конкретные разделы знаний, изучаемых в курсе ОИИВТ, тот же автор – учитель информатики Пахомова С.С. в соавторстве с учителем английского языка Малиной И.М. продолжают разрабатывать данное направление.

А именно: уроки, проводимые по темам “My Family”, “Seasons and the Weather”, соединены с отработками навыков работы в текстовом редакторе MS WORD.

Рассмотрим один из этапов подготовки к проведению заключительных уроков по теме “My Family”, который предусматривает построение “My Family Tree”. На уроках английского языка, после того, как изучена и усвоена лексика по данной теме, а также конструкции утвердительных и вопросительных предложений с использованием имен существительных, имеющих форму притяжательного падежа, ученики получают домашнее задание: собрать необходимую информацию о своих родственниках, отвечая на следующие вопросы:

How many people are there in your family?
Do you have any brothers or sisters?
Do you have an uncle and an aunt?
Do you have any cousins?
What’s your mother’s/father’s/brother’s/sister’s/etc. name(s)?
How old are they?
Do you have a grandmother and a grandfather?
What are their names?
How old are they?
What are their dates of birth? Etc.

Таким образом, учащиеся подготовлены к заключительным урокам, в частности, к выполнению упражнения №7 на странице 37 в учебнике для 3-го класса, в котором им даётся задание: “Draw your family tree…”, выполнение которого переносится на урок информатики.

“My Family Tree” представляет собой картинку, которую можно нарисовать, используя возможности текстового редактора WORD.

Для этого используется панель рисования. Чтобы рисунок получился аккуратный, можно включить сетку с шагом 0,5см по горизонтали и 0,5 см по вертикали, сделать привязку к сетке, включить отображение линий сетки на экране. Так как рисунок может быть достаточно большой, а также будет необходимо ввести текст в каждый нарисованный объект, то рекомендуется установить поля страницы не более 1,5 см.

При создании рисунка используются следующие инструменты: Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал (вызываются с помощью кнопок панели инструментов Рисование).

Работа начинается с рисования круга (для изображения женщин) и квадрата (для изображения мужчин). Чтобы получился круг или квадрат, растягиваемый из центра, рисование данных объектов осуществляется при нажатых клавишах <Shift>+<Ctrl>. Далее выполняется операция копирования кругов (квадратов) в зависимости от состава семьи. Теперь нужно правильно расставить нарисованные фигуры в соответствии с описанием своей семьи и добавить соединения в виде линий и стрелок.

Когда графическая часть рисунка закончена, нужно в каждый геометрический объект вставить текст (имя, степень родства, дату рождения). Для этого используется кнопка на панели Рисование – Надпись . На объекте растягивается рамка для ввода текста, к ней применяется следующее форматирование :Нет заливки и Нет линии; вводится текст, который форматируется по усмотрению учащегося.

В дополнение к рисунку “My Family Tree ”, может быть добавлен текст, содержащий пояснения к рисунку, а также вопросы к данному рисунку. Текст форматируется как нумерованный список.

Полученный документ можно распечатать и получить учебное пособие в качестве раздаточного материала, применимое для закрепления или контроля знаний (по усмотрению учителя) по теме “Моя семья”.

Ту же самую работу можно проводить и по учебнику для 4-го класса тех же авторов при выполнении упражнения №10 на странице 22 “Talk about your family”; по учебнику для 5-го класса – упражнение №19 страница 15 “Read the text and draw Caroline’s family tree”. Кроме того, этот же метод совмещения уроков можно применить при работе по УМК для 5-го класса В.А.Кузовлева, где аналогичное задание можно найти в рабочей тетради, на странице. 80 пп.15, 16 альбома “All about me”. Образец такой работы представлен на рис.1

Теперь приведём ещё один пример использования текстового редактора WORD на интегрированном уроке “Английский язык – информатика”.

Для активизации учащихся, а также в качестве творческих заданий преподаватели часто используют кроссворды и другие подобные головоломки и упражнения. В учебниках И.Верещагиной и О.Афанасьевой для 2-го и3-го классов такие задания по решению кроссвордов встречаются неоднократно, а потому привычны изучающим язык по этому УМК. Однако, хорошо известно, что если учитель не составляет кроссворд сам, а поручает ученикам это сделать, то этот действенный метод позволяет заставить их обратить внимание на правильное написание изучаемых в ходе урока английских слов, а, следовательно, помочь им в запоминании, как смыслового значения, так и орфографии, так называемого “спеллинга”. Если же составление кроссворда выполняется в качестве домашнего задания, у учителя нет возможности проконтролировать самостоятельность учеников. Рисование же структуры кроссворда на уроке обычно представляет определенную сложность и занимает немало времени, особенно если требуется аккуратность. Текстовый редактор WORD позволяет решить эту проблему столь эффективно, что создание структуры кроссворда будет сделано за короткое время и притом с безупречной точностью. Кроме того, при работе на уроке можно внести соревновательный элемент, выявить и поощрить составителя лучшего кроссворда.

Рассмотрим этот вариант использования текстового редактора WORD на уроках английского языка, например, при изучении лексики по теме “Погода” (УМК И.Верещагиной, О.Афанасьевой для 5-го класса, урок 1, страница. 4).

Для создания структуры кроссворда используется панель Рисование и те же приемы, что и в предыдущем задании. Рисуется один элемент кроссворда (квадратик), копируется необходимое количество раз, и далее полученные квадратики расставляются в соответствии с расположением слов. Так как установлена Привязка к сетке, то квадратики выстраиваются ровно. Номера слов в квадратики помещаются с помощью кнопки Надпись. Пояснения к кроссворду вносятся в таблицу, состоящую из двух столбцов (Across и Down) и количества строк – в зависимости от количества слов в кроссворде. Таблица не имеет обрамления и служит только для удобства перемещения набранного в ячейках текста. К тексту таблицы применен нумерованный список. Заголовок работы создан с помощью WordArt. Образец кроссворда представлен на рис.2.

Готовые кроссворды можно сохранить для следующего урока в этом же классе, и предложить учащимся решить кроссворд, составленный каким-либо другим учеником. Как и в первом примере, готовые кроссворды можно распечатать и использовать в качестве раздаточного материала в других классах.

Следует заметить, что обычно решение кроссвордов в классе сводится к тому, что наиболее продвинутый ученик выдаёт ответы, не давая возможности более слабым даже задумываться над ответами, что приводит к их пассивации и плохим результатам. В предлагаемом нами варианте, когда у каждого ученика – индивидуальное задание, они имеют возможность сосредоточить усилия для решения поставленной перед ними задачи и получить желаемый результат, а соревновательный характер задания мотивирует учащихся.

Рис. 1

Рисунок 1

 My Family Tree

I. Write 10 sentences about your family:

1. My name is Olya and I’ve got a mother, a father, and a brother.
2. My father’s name is Pavel, my mother’s name is Natasha, my brother’s name is Misha.
3. My father is 34 years old, my mother is 33 years old.
4. Mihsa is my younger brother, he is 3.
5. My father’s parents are my grandfather and grandmother.
6. Their names are Sergey and Maria.
7. They have a daughter, her name is Irina.
8. Irina is my father’s sister, she is my aunt.
9. She is 41 years old, she has a husband and a son.
10. My aunt and uncle’s son’s name is Dima, he is my and Misha’s cousin.

II. Ask 4 questions about this family:

1. Who is Pavel for Dima?
2. What is Sasha’s wife name?
3 .How many children do Sergey and Maria have?
4. How old is their daughter’s son?

Рис. 2

Рисунок 2

ACROSS

DOWN

1. You can make it in winter

1. When there are no clouds in the sky it is ….

2. In summer the weather is often ..

2. The water from the sky

3. The sun can be ...

3. It is not hot, it is not cold, it’s ...

4. In winter the weather is often ..

4. It blows

5. It can be blue, dark, or cloudy

5. You can play them in winter

6. Very warm