Методика проведения урока-обобщения по теме: "Круглые тела" (фигуры вращения)

Разделы: Математика


ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: Фигуры вращения

Тип урока: Урок обобщения

Цели и задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся. Проверка знаний, умений и навыков. Коррекция знаний – концентрация на главных и существенных моментах, изученной темы. Показ применения знаний математики в избранной профессии (портной).

Оснащение урока: модели фигур вращения, плакаты, таблицы, тестовые задания, модели и рисунки головных уборов, имеющих форму тел вращения.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организация учащихся на работу – 3 мин.
2. Сообщение учителем цели и задач урока
3. Выбор среди учащихся помощников учителю
4. Распределение занятости учащихся (работа по рядам). Сообщение проблемной задачи

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ: ФИГУРЫ ВРАЩЕНИЯ

Время

Содержание

Методы

15 мин

Учащиеся 1 ряда решают тестовые задания с доски, с выбором правильного ответа. Ассистент решает за закрытой доской.

Учащиеся 2 ряда решают проблемную задачу. Ассистент решает за закрытой доской.

Учащиеся 3 ряда отвечают на вопросы учителя о фигурах вращения с демонстрацией моделей, решение задач по готовым рисункам.

Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа

 

Фронтальный опрос

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

 

12мин

Ассистенты докладывают о работе учащихся своего ряда. Выявляют лучших и тех, кто не справился с заданием, выявляют типичные ошибки слабых учащихся и приглашают их на консультацию.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ.

Проблемная задача-это задача, связанная с профессией.

К решению данной задачи привлекаются учащиеся своей группы.

8 мин

Ассистент объясняет решение задач и отвечает на вопросы учащихся Вопросно-ответный метод, коллективная работа. Реализация межпредметной связи математика-технология изготовления швейных изделий.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ВСЕЙ ГРУППЫ

 

2 мин.

Сообщение учителя  

СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

2мин

Сообщение учителя монологический

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

8 мин.

Показ моделей головных уборов, которые сшили девочки-портные и рисунков, выполненных учащимися. Информационный

иллюстрированный

Тест № 1

1. Длина окружности основания цилиндра равна 12, высота 10 см. Найти объем цилиндра.

А) 600p см3;
Б) 360p см3;
В) 120p см3;
Г) 108p см3.

2. Осевым сечением конуса является правильный треугольник. Образующая конуса равна 6v3. Вычислить высоту конуса.

А) 3Ц3;
Б) 4;
В) 4Ц3;
Г) 9.

3. Через середину радиуса шара проведено сечение, найти площадь, если радиус шара равен 6 см.

А) 27p см2;
Б) 27 см2;
В) 3v3 см;
Г) 9v3 см2.

Тест № 2

1. Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 8 см2. Вычислите боковую поверхность цилиндра.

А) 8p;
Б) 16p;
В) 64p;
Г) 32p.

2. Осевым сечением конуса является правильный треугольник, площадь которого 64 см2 . Найти объем цилиндра.

А) 6;
Б) 12;
В) 3Ц3;
Г) 6Ц3.

3. Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 64 см2 . Найти объем цилиндра.

А) 128p см3;
Б) 256 см3;
В) 64p см3;
Г) 56 см3

 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

1. На склад в мастерскую по пошиву одежды поступил рулон драповой ткани в форме цилиндра (толстые ткани скатывают в рулон, тонкие обычно в накатку, то есть накатывают на деревянную дощечку – шаблон).

При транспортировке был утерян товарный ярлык с указанием длины ткани в рулоне. Необходимо определить длину ткани в рулоне. Произвели необходимые измерения, определили высоту и диаметр рулона: 90см и 30см, толщину ткани 0,2 см.

Вопрос:

– Чем определяют толщину ткани?

Ответ: – толщиномером.

1. Вычислить, сколько метров круглой (плотной) тесьмы намотано на бабину в форме цилиндра, если внешний диаметр равен 44см, внутренний диаметр 6см, высота 30см, толщина тесьмы 0,3см.

2. Сделайте выкройку для новогоднего костюма: колпака–Петрушки. Рассчитайте угол развертки колпака для размера головы № 56, если образующая конуса-колпака равна 30см.

Домашнее задание № 1.

Придумать или подобрать задачу, связанную с выбранной профессией. Решение задачи, рисунки к задаче выполнить на отдельном двойном листке.

Домашнее задание № 2.

Как выглядел головной убор Онегина?

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар,

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

(боливар – шляпы с широкими полями по имени вождя латиноамериканского происхождения. Боливар, 1783 г. – 1830 г.

брегет – часы круглой формы, имеющие “сферическую” поверхность).

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Имеющие форму поверхности тел вращения.

1. Троттуар

Рисунок 1

2. Феска

Рисунок 2

3. Эннен

Рисунок 3

4. Убрус

Рисунок 4

5. Цилиндр

Рисунок 5

6. Боярка

Рисунок 6

7. Панама

Рисунок 7

8. Тюбетейка

Рисунок 8

9. Строительная каска

Рисунок 9

10. Канотье

Рисунок 10 

1. Троттуар небольшая шляпа к выходному (уличному) Западноевропейскому костюму, вероятно, произошла от выражения “прогуливаться по тротуару”.

2. Фескапопулярный на Ближнем и Среднем Востоке головной убор ввиде войлочного колпака со срезанной верхушкой и украшенной шёлковой нитью. Своё название получила по образу Фес-мароканскому городу. В близи этого города росла ягода с тёмно красным соком, которым окрашивали в прошлом и мусульманские фески.

Фески мужчин отличаются чёрной или голубой кистью. У женских фесок кисти нередко золотые и с жемчугом.

3. Эннен – головной убор, который носили в Европе во второй половине 18 века. Но во многих странах был запрещён. В России всякого, кто ослушивался, били по голове.

Эннен делали из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, натягивали шёлк и другую дорогую ткань. Чем знатнее была дама, тем выше был её Эннен. Принцессы носили Эннен высотой в один метр. Эннены продержались в моде около 100 лет.

4. Убрусузкий платок, головное полотенце, старинный русский головной убор, на каркасе-усечённый конус.

5. Цилиндрголовной убор. Носили мужчины в прошлом веке.

6. Бояркарусский головной убор. Шапки наших царей.

7. Панамаэто соломенная шляпа у народов Дальнего Востока.

8. Тюбетейка(вершина) круглая, или островерхая шапочка с вышитыми и ткаными узорами. Национальный головной убор народов Средней Азии.

9. Строительная каска ввиде полусферы.

10. Канотье соломенная шляпа с прямыми полями. Родом из Франции, где сначала её носили только моряки “cannot”, по-французски “лодка”. Канотье были в моде с начала 1890 до 1920 годов.

Вопрос:

Что такое шапокляк?

Головной убор в форме цилиндра, который мужчины носили в прошлом веке. Когда они входили в помещение, то должны были снимать его. Это было не очень удобно – держать его под рукой. Изобрели складывающийся цилиндр. “Шапо” – шляпа. “Кляк” – шлепок, удар ладонью по ее верху (фран.)

Старуха “Шапокляк” носит имя шляпы.