Цели урока:
а) образовательные:
- проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
- обучение систематизации знаний;
- обучение логическому мышлению и формулировок выводов;
- обучение прогнозированию ситуации;
- закрепление навыков анализа и прогноза;
б) воспитательные:
- формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
- убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
- воспитание формирование гражданственности и патриотизма.
Условно урок можно разделить на четыре этапа;
- организационный;
- коллективный и индивидуальный опрос учащихся по коротким вопросам и датам;
- возвращение к Версальско-Вашингтонской системе с целью оценки адекватности наказания;
- проверка знаний по принципу дифференцирования сложности;
Для технического и методического обеспечения урока используется видеомагнитофон, телевизор, видеокассета “Первая мировая война”, карта, указка. На каждой парте атласы, тексты “Версальско-Вашингтонской системы”. В классе оформлен стенд “Эта забытая война”, выставка книг, “раскладушка” с фотографиями героев первой мировой войны. На доске записана тема урока и эпиграф: “Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош.
Перед уроком демонстрируются фрагменты документального фильма. Звенит звонок. Учитель начинает урок с приветствия и вводного слова о том, что сегодняшний урок завершает большую тему, тему Первой мировой войны, о которой ее современник поэт Сергей Городецкий написал такие слова:
“Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный
И к небу гимн летел, как вал ,Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!Война! Война! Так вот какие
Отверзглись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна, с христовою судьбой!Так ты прими венок терновый,
И в ад убийственный сойди
В руке с мечем своим суровым,
С крестом, сияющем в груди!”
Так давайте же сейчас вспомним историю Первой мировой войны (Далее учитель вызывает к доске 2-х учащихся, желающих назвать основные даты войны по следующим карточкам:
Карточка №1
- Назовите дату начала Первой мировой войны.
- Назовите год начала наступления русских войск под командованием Самсонова и Реннекампфа.
- Назовите год, когда было впервые применено химическое оружие.
- Назовите год вступления в войну США
- Назовите дату подписания Версальского мира.
Карточка№2.
- Назовите дату убийства наследника Австро-Венгерского престола.
- Назовите год вступления в войну Османской империи.
- Назовите год перехода Италии на сторону Антанты.
- Назовите дату подписания Брестского мира.
- Назовите дату Компьенского перемирия.
Учащиеся на доске записывают ответы, потом меняются карточками и местами, и идет взаимопроверка ответов. Еще трое учащихся вызываются на первые парты для поиска исторических ошибок в текстах:
Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.
Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”
Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”
Пока ребята работают мы совместными усилиями вспомним историю этой войны. Учитель ведет опрос по цепочке по следующим вопросам:
- Первая мировая война – это война двух противоборствующих блоков, каких?
- Состав Антанты?
- Состав Тройственного Союза?
- Какая страна вышла из состава последнего?
- Какие страны остались?
- Какие присоединились?
- Какое название носило новое объединение?
- Почему война получила статус мировой?
- Какие фронты основные?
- Каков характер войны для абсолютного большинства стран?
- Какие страны составляют исключения…
(Когда называются страны и территории еще один человек показывает их на карте).
Во время опроса о причинах войны учитель образно называет спорные территории “яблоками раздора”, берет с тарелки настоящее яблоко и задает дополнительные вопросы:
- Какие земли стали самым лакомым самым большим “яблоком раздора”?
- Какие страны претендовали на них?
- А кто уже воевал здесь на Балканах?
- Что нам известно о Боснийских кризисах?
И за верные ответы награждает учащихся яблоками.
Сейчас у нас готовы ребята, получившие письменные задания, пожалуйста, читайте вопрос и Ваш ответ (таким образом идет проверка , если есть ошибки; учитель останавливает и спрашивает всю группу – все ли согласны, исправляют ошибку; выставляется оценка; далее идет проверка исторических текстов по тому же принципу. Учитель благодарит ребят и сажает на место.)
А мы продолжим вспоминать о Первой мировой войне по годам. Итак, год 1914:
- Какую войну планировал Вильгельм II?
- Где был нанесен первый удар по плану молниеносной войны?
- Что спасет Париж от немецкого захвата?
- Назовите имена командующих Русской армии, начавших наступление в Восточной Пруссии?
- На сколько оно было успешным ?
- А где удачи русских были еще более успешными?
- Какая еще страна вступила в войну?
- Каковы основные итоги первого года?
( И так по 1915, 1916, 1917 и 1918 году)
Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы (гиперссылка №1 ) Для этого объединяемся по 4 человека, и я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один: “А стоило ли вообще наказывать агрессора?”)
Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).
На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет? ( Звучит ответ – начнется Вторая мировая война.)
И снова агрессором будет Германия, только теперь это уже борьба не за колонии, а за мировое господство, а на смену Вильгельму II придет Адольф Гитлер. ( Учитель включает видео, идет 30 сек. фрагмент приветствия фашистской армией Адольфа Гитлера)
Ну и что же, мы вспомнили с вами историю Первой мировой войны коллективными усилиями, а сейчас – каждый самостоятельно. Сложите все атрибуты сегодняшнего урока на край стола , а в тетрадях для контрольных работ пишем дату , проверочная работа по теме “ Первая мировая война” ( учитель предлагает разной степени сложности задачи по выбору учащегося из расчета “5”, “4” и “3” баллов ( приложение 1, 2, 3) студенты выполняют работу в течении 5 минут и сдают задания, передавая тетради с последних парт на первые.
В завершении урока я хочу сказать, что войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, холодные и горячие, но во всех войнах погибают люди. Ломаются судьбы, рушатся созданные моральные и материальные ценности, гибнут даже царские династии и целые империи, как в этой войне. Поэтому, наверное, лучший способ реагировать на войну – это бороться против нее, пока она еще не началась. Т.е. стараться не допустить ее. Вот какие строчки посвятила войне, участница Второй мировой войны поэтесса Юлия Друнина:
“Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…”
Учитель завершает урок словами благодарности и отпускает учащихся.
Приложения.
Версальско-Вашингтонская система.
Мирные договоры.
1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):
- передача всех колоний;
- сокращение численности вооруженных сил до 100 000;
- Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;
- оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;
- демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;
- передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;
- репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).
2. Договор подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):
- разделение Венгрии и Австрии ;
- передача Италии Южного Тироля до Бреннера;
- признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;
- сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;
- репарации.
3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):
- передача Греции прибрежных территорий Фракии.
4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):
- Словакия переходит к Чехословакии;
- Трансильвания передается Румынии;
- Банат передается Югославии.
5. Севский договор с Турцией (10 августа 1920г.):
- установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;
- сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;
- передача территорий.
6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.
а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;
б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.
в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.
Тест №1 – “3”
1.Назовите состав блока Антанты:
а) Россия;
б) Австро-Венгрия;
в) Германия;
г) Англия;
д) Франция;
е) Италия;
ж) США.
2.Называя 2 основные причины войны, следует выделить:
а) борьба за новый передел мира;
б) за господство в морях и океанах;
в) военная мощь держав;
г) отвлечение народа от революции.
3.Поводом к войне стали:
а) стремление Германии к мировому господству;
б) убийство наследника русского престола;
в) убийство наследника Австро-Венгерского престола.
4.Датой начала войны является:
а) 28 июня 1914г.;
б) 28 июля 1914г.;
в) 11 ноября 1917г.;
г) 11 ноября 1918г.
5.Война закончилась:
а) победой Антанты;
б) победой Тройственного союза;
в) победой Четвертного союза;
г) вничью.
Тест №2 – “4”
1.Какие страны в 1915г присоединяются к Германии и
Австро-Венгрии?
2.Какие государства боролись за господство в
морях и океанах?
а) Россия;
б) Франция;
в) Германия;
г) Англия;
д) Австро-Венгрия.
3.Дата начала Первой мировой войны.
4.Отметьте бои, имевшие место в ходе 1-ой Мировой
войны:
а) Верден;
б) р. Рейн;
в) р. Сомма;
г) Аррас;
д) Буковина.
5.Назовите силы и страны, воевавшие в ходе войны на Восточном фронте.
Тест №3 – “5”
1. Почему войну объявила Австро-Венгрия Сербии,
а не Германия Франции?
2. На сколько изменилось участие Италии в блоках?
3. “…девятичасовая артподготовка, 40 км линия
фронта, 70 суток наступления, а пройдено 7 км, 600
тыс. убитыми потеряли немцы, 360 тыс французы – что
это за сражение, под каким названием оно вошло в
историю войны? Когда оно было?
4. Назовите дату подписания Россией сепаратного
мира с Германией. Как он называется?
5. Что за международная межправительственная
организация была создана в ходе работы Парижской
мирной конференции?