Методика проведения урока-обобщения по теме "Первая мировая война"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

а) образовательные:

  • проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
  • обучение систематизации знаний;
  • обучение логическому мышлению и формулировок выводов;
  • обучение прогнозированию ситуации;
  • закрепление навыков анализа и прогноза;

б) воспитательные:

  • формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
  • убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
  • воспитание формирование гражданственности и патриотизма.

Условно урок можно разделить на четыре этапа;

  • организационный;
  • коллективный и индивидуальный опрос учащихся по коротким вопросам и датам;
  • возвращение к Версальско-Вашингтонской системе с целью оценки адекватности наказания;
  • проверка знаний по принципу дифференцирования сложности;

Для технического и методического обеспечения урока используется видеомагнитофон, телевизор, видеокассета “Первая мировая война”, карта, указка. На каждой парте атласы, тексты “Версальско-Вашингтонской системы”. В классе оформлен стенд “Эта забытая война”, выставка книг, “раскладушка” с фотографиями героев первой мировой войны. На доске записана тема урока и эпиграф: “Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош.

Перед уроком демонстрируются фрагменты документального фильма. Звенит звонок. Учитель начинает урок с приветствия и вводного слова о том, что сегодняшний урок завершает большую тему, тему Первой мировой войны, о которой ее современник поэт Сергей Городецкий написал такие слова:

“Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный
И к небу гимн летел, как вал ,

Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие
Отверзглись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна, с христовою судьбой!

Так ты прими венок терновый,
И в ад убийственный сойди
В руке с мечем своим суровым,
С крестом, сияющем в груди!”

Так давайте же сейчас вспомним историю Первой мировой войны (Далее учитель вызывает к доске 2-х учащихся, желающих назвать основные даты войны по следующим карточкам:

Карточка №1

  1. Назовите дату начала Первой мировой войны.
  2. Назовите год начала наступления русских войск под командованием Самсонова и Реннекампфа.
  3. Назовите год, когда было впервые применено химическое оружие.
  4. Назовите год вступления в войну США
  5. Назовите дату подписания Версальского мира.

Карточка№2.

  1. Назовите дату убийства наследника Австро-Венгерского престола.
  2. Назовите год вступления в войну Османской империи.
  3. Назовите год перехода Италии на сторону Антанты.
  4. Назовите дату подписания Брестского мира.
  5. Назовите дату Компьенского перемирия.

Учащиеся на доске записывают ответы, потом меняются карточками и местами, и идет взаимопроверка ответов. Еще трое учащихся вызываются на первые парты для поиска исторических ошибок в текстах:

Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.

Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”

Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”

Пока ребята работают мы совместными усилиями вспомним историю этой войны. Учитель ведет опрос по цепочке по следующим вопросам:

  • Первая мировая война – это война двух противоборствующих блоков, каких?
  • Состав Антанты?
  • Состав Тройственного Союза?
  • Какая страна вышла из состава последнего?
  • Какие страны остались?
  • Какие присоединились?
  • Какое название носило новое объединение?
  • Почему война получила статус мировой?
  • Какие фронты основные?
  • Каков характер войны для абсолютного большинства стран?
  • Какие страны составляют исключения…

(Когда называются страны и территории еще один человек показывает их на карте).

Во время опроса о причинах войны учитель образно называет спорные территории “яблоками раздора”, берет с тарелки настоящее яблоко и задает дополнительные вопросы:

  • Какие земли стали самым лакомым самым большим “яблоком раздора”?
  • Какие страны претендовали на них?
  • А кто уже воевал здесь на Балканах?
  • Что нам известно о Боснийских кризисах?

И за верные ответы награждает учащихся яблоками.

Сейчас у нас готовы ребята, получившие письменные задания, пожалуйста, читайте вопрос и Ваш ответ (таким образом идет проверка , если есть ошибки; учитель останавливает и спрашивает всю группу – все ли согласны, исправляют ошибку; выставляется оценка; далее идет проверка исторических текстов по тому же принципу. Учитель благодарит ребят и сажает на место.)

А мы продолжим вспоминать о Первой мировой войне по годам. Итак, год 1914:

  • Какую войну планировал Вильгельм II?
  • Где был нанесен первый удар по плану молниеносной войны?
  • Что спасет Париж от немецкого захвата?
  • Назовите имена командующих Русской армии, начавших наступление в Восточной Пруссии?
  • На сколько оно было успешным ?
  • А где удачи русских были еще более успешными?
  • Какая еще страна вступила в войну?
  • Каковы основные итоги первого года?

( И так по 1915, 1916, 1917 и 1918 году)

Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы (гиперссылка №1 ) Для этого объединяемся по 4 человека, и я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один: “А стоило ли вообще наказывать агрессора?”)

Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).

На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет? ( Звучит ответ – начнется Вторая мировая война.)

И снова агрессором будет Германия, только теперь это уже борьба не за колонии, а за мировое господство, а на смену Вильгельму II придет Адольф Гитлер. ( Учитель включает видео, идет 30 сек. фрагмент приветствия фашистской армией Адольфа Гитлера)

Ну и что же, мы вспомнили с вами историю Первой мировой войны коллективными усилиями, а сейчас – каждый самостоятельно. Сложите все атрибуты сегодняшнего урока на край стола , а в тетрадях для контрольных работ пишем дату , проверочная работа по теме “ Первая мировая война” ( учитель предлагает разной степени сложности задачи по выбору учащегося из расчета “5”, “4” и “3” баллов ( приложение 1, 2, 3) студенты выполняют работу в течении 5 минут и сдают задания, передавая тетради с последних парт на первые.

В завершении урока я хочу сказать, что войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, холодные и горячие, но во всех войнах погибают люди. Ломаются судьбы, рушатся созданные моральные и материальные ценности, гибнут даже царские династии и целые империи, как в этой войне. Поэтому, наверное, лучший способ реагировать на войну – это бороться против нее, пока она еще не началась. Т.е. стараться не допустить ее. Вот какие строчки посвятила войне, участница Второй мировой войны поэтесса Юлия Друнина:

“Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…”

Учитель завершает урок словами благодарности и отпускает учащихся.

Приложения.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

  • передача всех колоний;
  • сокращение численности вооруженных сил до 100 000;
  • Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;
  • оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;
  • демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;
  • передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;
  • репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

  • разделение Венгрии и Австрии ;
  • передача Италии Южного Тироля до Бреннера;
  • признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;
  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;
  • репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

  • передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

  • Словакия переходит к Чехословакии;
  • Трансильвания передается Румынии;
  • Банат передается Югославии.

5. Севский договор с Турцией (10 августа 1920г.):

  • установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;
  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;
  • передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

Тест №1 – “3”

1.Назовите состав блока Антанты:

а) Россия;
б) Австро-Венгрия;
в) Германия;
г) Англия;
д) Франция;
е) Италия;
ж) США.

2.Называя 2 основные причины войны, следует выделить:

а) борьба за новый передел мира;
б) за господство в морях и океанах;
в) военная мощь держав;
г) отвлечение народа от революции.

3.Поводом к войне стали:

а) стремление Германии к мировому господству;
б) убийство наследника русского престола;
в) убийство наследника Австро-Венгерского престола.

4.Датой начала войны является:

а) 28 июня 1914г.;
б) 28 июля 1914г.;
в) 11 ноября 1917г.;
г) 11 ноября 1918г.

5.Война закончилась:

а) победой Антанты;
б) победой Тройственного союза;
в) победой Четвертного союза;
г) вничью.

Тест №2 – “4”

1.Какие страны в 1915г присоединяются к Германии и Австро-Венгрии?
2.Какие государства боролись за господство в морях и океанах?

а) Россия;
б) Франция;
в) Германия;
г) Англия;
д) Австро-Венгрия.

3.Дата начала Первой мировой войны.
4.Отметьте бои, имевшие место в ходе 1-ой Мировой войны:

а) Верден;
б) р. Рейн;
в) р. Сомма;
г) Аррас;
д) Буковина.

5.Назовите силы и страны, воевавшие в ходе войны на Восточном фронте.

Тест №3 – “5”

1. Почему войну объявила Австро-Венгрия Сербии, а не Германия Франции?
2. На сколько изменилось участие Италии в блоках?
3. “…девятичасовая артподготовка, 40 км линия фронта, 70 суток наступления, а пройдено 7 км, 600 тыс. убитыми потеряли немцы, 360 тыс французы – что это за сражение, под каким названием оно вошло в историю войны? Когда оно было?
4. Назовите дату подписания Россией сепаратного мира с Германией. Как он называется?
5. Что за международная межправительственная организация была создана в ходе работы Парижской мирной конференции?