Цели:
учить правильному, выразительному чтению;
развивать воображение, память, мышление;
прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, фрагмент музыкального произведения Э.Грига, разноуровневые задания, картон для рисования, мелки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомство с творчеством С.А.Есенина, учиться выразительно читать, развивать воображение, память, мышление.
2. Проверка домашнего задания.
Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
Что вы знаете об этом поэте?
(Ответы детей. Используется материал статьи учебника и дополнительной литературы. Оцениваются ответы детей.)
Какое стихотворении С.А.Есенина вы готовили к сегодняшнему уроку?
Итак, наш класс превращается в театр. Есть артисты, которые хотят донести до нас красоту есенинского слова и есть зрители – ценители искусства.
Кто возьмет на себя ответственность суфлера?
Остался последний момент и откроется занавесь.
По каким критериям мы будем оценивать чтение стихов наших товарищей?
У ребят листочки с критериями оценивания (см. приложение №1 к уроку).
Ответы ребят.
Чтение стихов у доски, анализ и оценка.
Спасибо всем нашим артистам, спасибо вам всем за работу.
3.Подготовительная работа.
В начале урока я сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно.
А что значит читать выразительно?
Дети отвечают.
Учитель подводит итог: читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, тембр; правильно расставить логические ударения, паузы; но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь, выразить свое отношение к воображаемому.
А для этого надо подготовиться и натренировать свое воображение и голос.
На доске:
Идет- идет Зеленый Шум
Зеленый Шум, весенний Шум.
(Некрасов Николай Алексеевич)
Попробуйте, управляя своим голосом, прочитать эти строчки по–разному.
Дети встают, один читает, потом повторяют хором.
Варианты чтения: медленно, напевно; быстро, ритмично; доверительно; объясняя; с восклицанием.
Голос и воображение натренировали. Давайте попробуем догадаться. О каком времени года мы будем читать сегодня стихотворение С.А.Есенина?
4. Слушание музыки.
Сейчас мы послушаем отрывок музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига. Музыка своим языком нот поможет нам догадаться. Давайте еще раз обратимся к своим ощущениям. Время года и наши чувства. Например, зима-покой, печаль.
Дети отвечают, а учитель подводит итоги: осень-грусть, увядание; лето-радость, насыщенность цветов; весна-обновление, радость, восторг.
Слушать музыку надо внимательно. Сели удобно. Если у вас появилась догадка, поднимите руку.
Слушание музыки.
Ответ детей – весна.
Что вы услышали и увидели в музыке?
Ответы детей (признаки весны).
Обобщение учителя. С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву, как живому, близкому, родному существу. Которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеется. Вспомним народные песни: “Ивушка, ивушка, зеленая моя!” или “Береза моя, березонька,
Береза моя белая
Береза кудрявая”.
А вот еще одно дерево, растущее в овраге. Но расскажет о нем не народная песня, а стихотворение С. А. Есенина.
5. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.
а) чтение учителем.
Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать. Почувствовать вкус. Осязать, обонять весну. И я вас прошу ответить на вопрос: “Какие чувства хотел передать нам поэт этим стихотворением?”
б) чтение шепотом учащимися.
Читайте стихотворение и помечайте буквой “Ч” - там, где говорится о черемухе и буквой “Р” -, там, где говорится о ручейке.
в) работа над четверостишьями.
Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.
Что вы представили, читая эти строки?
(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.
День? – ясный, солнечный.
Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.
Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.
Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).
Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).
Во втором четверостишье Есенин еще раз рисует черемуху, но ничего не изменяет в ее облике.
К чему приближает такой повтор?
Под влиянием чего Есенин стал писать стихотворения? (Русская частушка, русская – народная песня).
А теперь давай составим партитуру этих строчек.
Тон – напевный, мелодичный, ласковый.
Темп – умеренный.
Громкость – умеренная.
Один из учеников расставляет логические ударения, паузы (показать любовь к черемухе). Класс помогает.
А теперь посмотрим, как выглядит ручей?
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Где протекает ручей?
Что такое проталинка? (Место, где стаял снег и открылась земля. В этом случае – уменьшительно–ласкательно.)
Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)
Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)
Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)
Итак, какая перед нами возникает картина?
В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.
А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.
Подумайте, какое же это время суток?
Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)
А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху. Вспомнить, какие знают пряности: тмин, корица, гвоздика, лавровый лист, петрушка…)
Читая эти строки, мы должны передать запах (аромат), который исходит от черемухи.
А теперь давайте составим партитуру этих строчек. (Работать также как над предыдущими четверостишьями)
Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.
Физкультминутка.
Представляем весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, идет приятный весенний дождик и этот цветок – растет, расцветает, тянется к солнцу (дети это изображают). Кругом яркое солнце. Покажите руками его лучи.
Чистое небо. Летают бабочки.
Итак, дети должны показать: цветок, бабочек, птичек, дождик, радость весне.
А теперь давайте посмотрим на партитуру, призовем свои чувства и прочитаем стихотворение “Черемуха”.
Чтение детьми.
Рисование.
А теперь, ребята, давайте за 2 мин. изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников картон голубого цвета и мелки.)
Просмотр рисунков.
Это стихотворение будет задано выучить на дом. Вспомним 1 способ заучивания на примере первого четверостишья. (Технология “Интеллект”, которую используют учителя Ломоносовской школы)
Способ заучивания: три раза прочитай первую строку стихотворения, делая ударение на первом слове; три раза прочитай вторую строку стихотворения, делая также ударение на первом слове, повтори первую и вторую строки наизусть, уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай третью строку, делая ударение на первом слове; повтори первую и вторую и третью строки наизусть уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай четвертую строку, делая ударение на первом слове; наизусть повтори все четыре строки, уже не делая ударения на первом слове. Таким образом, прочитай все стихотворение.
Ребята. Давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали (дети называют).
Знакомясь с этими произведениями, мы увидели, что поэт для того, чтобы передать красоту русской природы использовал различные определения. Мы тоже их можем использовать в своей речи. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети выполняют разноуровневые задания и проверяют их по ключу (см. приложение №2 к уроку). Определения зачитываются в классе.
Ребята, поднимите руки те, кто любит русскую поэзию.
Мы любим стихи наших русских поэтов, стараемся использовать в нашей речи их художественные определения. Но мы и сами творим.
Дети читают свои стихи, которые они написали на уроках развития речи.
6.Итог урока. Чему мы учились на сегодняшнем уроке чтения?
– читать выразительно стихотворения;
– управлять своим голосом и воображением;
– развивали память, заучивая стихи и выполняя задания на бланках;
– развивали мышление, анализируя стихотворение.
И делали мы с вами это хорошо.
Выставление отметок.
Примечание: При составлении партитуры стихотворения можно указать понижение и повышение голоса.
Приложения к уроку.
№1.
Критерии оценивания чтения стихотворения.
1. Название, автор.
2. Правильность (как выучено).
3. Выразительность.
4. Манеры.(внешняя форма поведения).
Приложения к уроку.
№2.
Разноуровневые задания.
Уровень С.
Ломоносовская школа.
Ученик _______________________________класс_______________________
Задание 1. Вспомни стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, “Береза”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.
Задание 2. Допиши к данным понятиям есенинские художественные определения.
№ |
понятие |
Есенинское определение |
“+” |
1. |
береза |
||
2. |
ветки |
||
3. |
бахрома |
||
4. |
вороны |
||
5. |
дорога |
||
6. |
солнце |
||
7. |
дорога |
||
8. |
зима |
||
9. |
чаща |
||
10. |
месяц |
Проверь себя по ключу.
Если у тебя 10 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 5.
Если у тебя 9 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 4.
Если у тебя менее 8 плюсов, то повтори стихотворения.
Итоговый балл _____.
Уровень В.
Ломоносовская школа.
Ученик _______________________________класс_______________________
Задание 1. Вспомни стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, “Береза”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.
Задание 2. Допиши к данным понятиям есенинские художественные определения.
№ |
понятие |
Есенинское определение |
“+” |
1. |
береза |
||
2. |
ветки |
пуш - - - - е |
|
3. |
бахрома |
||
4. |
вороны |
||
5. |
дорога |
взрытая |
|
6. |
солнце |
тихое |
|
7. |
дорога |
беск - - - -- -я |
|
8. |
зима |
се - - -я |
|
9. |
чаща |
||
10. |
месяц |
рыж - - - |
Проверь себя по ключу.
Если у тебя 10 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 5.
Если у тебя 9 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 4.
Если у тебя менее 8 плюсов, то повтори стихотворения.
Итоговый балл _____.
Уровень А.
Ломоносовская школа.
Ученик _______________________________класс_______________________
Задание 1. Соедини стрелочками понятия с есенинскими художественными определениями.
береза | пушистые |
ветки | серые |
бахрома | рыжий |
вороны | белая |
дорога | звонкая |
солнце | бесконечная |
дорога | взрытая |
зима | белая |
чаща | седая |
месяц | тихое |
Проверь себя по ключу.
Если у тебя нет ошибок, то поставь себе в итоговый балл – 5.
Если у тебя 1 ошибка, то поставь себе в итоговый балл – 4.
Если у тебя более 1 ошибки, то повтори стихотворения.
Уровень С.
Ключ.
№ |
понятие |
Есенинское определение |
“+” |
1. |
береза |
белая |
|
2. |
ветки |
пушистые |
|
3. |
бахрома |
белая |
|
4. |
вороны |
серые |
|
5. |
дорога |
бесконечная |
|
6. |
солнце |
тихое |
|
7. |
дорога |
взрытая |
|
8. |
зима |
седая |
|
9. |
чаща |
звонкая |
|
10. |
месяц |
рыжий |
Уровень В.
Ключ.
№ |
понятие |
Есенинское определение |
“+” |
1. |
береза |
белая |
|
2. |
ветки |
пушистые |
|
3. |
бахрома |
белая |
|
4. |
вороны |
серые |
|
5. |
дорога |
бесконечная |
|
6. |
солнце |
тихое |
|
7. |
дорога |
взрытая |
|
8. |
зима |
седая |
|
9. |
чаща |
звонкая |
|
10. |
месяц |
рыжий |
Уровень А.
Ключ.