Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Триединая дидактическая цель урока:

  • Образовательный аспект: создать условия для выявления основных черт романтизма как литературного направления путем изучения материалов научных статей о романтизме.

  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Урок входит в раздел "Литература XVIII - XIX веков". Рассчитан на один час. Урок по теории литературы. Такие уроки учителя-словесники считают достаточно сложными, а учащиеся традиционно не проявляют к ним особого интереса.

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

1. Вызов. На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.

2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы с новой информацией.

3. Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, и возможна его повторная проблематизация (новый вызов).

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные признаки романтизма как литературного направления. На основе полученных знаний сумеют назвать произведения, которые можно отнести к романтическим, а также определить некоторые сходства и различия с классицизмом и сентиментализмом.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Контроль

Вызов.

Актуализация имеющихся знаний.

 


Пробуждение интереса к теме.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. – Актуализируют знания по предыдущим темам "Классицизм", "Сентиментализм";
– сравнивают и определяют принадлежность одного из трех предложенных учителем стихотворений к тому или иному направлению, аргументируя свой выбор;
– представляют свои выводы.

– Находят одно из стихотворений, которое нельзя отнести к известным им направлениям, аргументируя свой ответ;
– ставят проблему;
– формулируют цель урока, предполагают результат.

Парная.

Групповая.

Заслушивание.

Взаимоконтроль.

Осмысление.

 

 

 

 

 

Получение новой информации.

 

 

 

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Создает условия для работы с научной статьей по теме "Романтизм как литературное направление."

 

 

 

Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с высказыванием классика на эту тему (Белинский В.Г. о романтизме). Цитата закрыта.

Чертят и заполняют таблицу ЗХУ
Знаю (предполагаю)

*
*
* ........

Хочу узнать

*
*
* ........

Узнал

*
*
* ........

– работают со статьей учебника "Романтизм" и дополнительными материалами;
– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

Парная.

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль.

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

 

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления – Обсуждают и заполняют листы с вопросами, предложенными учителем по теме "Романтизм";
– афишируют и представляют ответы;
– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;
– отвечают на вопросы одноклассников.

– Составляют синквейн по теме "Романтизм";
– представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).

Групповая

 

 

Фронтальная

 

 

Индивидуальная

Взаимоконтроль

Афиширование

  Вновь обращает внимание на высказывание В.Г.Белинского: "Романтизм – это …".

Ваши варианты?

Называют последнее слово синквейна. Фронтальная  
  Открывается цитата:

"…это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды… грусть по утраченном счастии…"

(См. дидактические материалы №№ 1-3)

Те, у которых есть "совпадения", поднимают руки (40-50 %) Индивидуальная Самоконтроль
Повторная проблематизация, (новый "вызов") Обобщает полученные результаты Столкнувшись с проблемной ситуацией (романтизм – стон? жалоба? грусть?), ставят цели на следующий урок.

Тема следующего урока "В чем особенности русского романтизма ?"

   

На каждом этапе занятия осуществляется педагогическая поддержка учащихся в учебной и исследовательской деятельности.

Дидактический материал № 1

В.Г. Белинский: " Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды… на грусть по утраченном счастии…, это мир…, населенный тенями и призраками, конечно, очаровательный, но тем не менее неуловимый; это унылое медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью."

Стихотворения, предложенные для анализа

В.К. Тредиаковский

Стихи похвальные России

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию через страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!
Красят иных все златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр свой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! Светло изводство.

Н.М. Карамзин

К соловью

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.
Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей,
Чувства ноют и томятся
От гармонии твоей.
Ах! Я вспомнил незабвенных,
В недрах хладные земли,
Хищной смертью заключенных;
Их могилы заросли.
Все высокою травою.
Я остался сиротою…
Я остался в горе жить,
Тосковать и слезы лить!...
С кем теперь мне наслаждаться
Нежной песнею твоей?
С кем природой утешаться?
Все печально без друзей.

В.А. Жуковский

Море

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
…Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя, -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Дидактический материал № 2

Вопросы для обобщения изученного материала

Предлагаются для обсуждения в группах. Формулируются на основе тех вопросов, которые ставят перед собой учащиеся, работая с таблицей ЗХУ. Кроме того, для каждой группы один из вопросов составлен учителем.

1-я группа

1. Что обозначает слово " романтизм "? Время появления романтизма.
2. Почему возникло новое литературное направление?

2-я группа

1. В чем своеобразие главных героев романтических произведений? Какие качества личности и почему наиболее ценимы писателями - романтиками?
2. Чем романтизм отличается от сентиментализма?

3-я группа

1. Проанализировав лексический состав стихотворения "Море", проведите параллель с произведениями классицизма.
2. Основные жанры романтизма.

4-я группа

1. Что отвергают в литературе и в жизни представители романтизма? Куда устремлены? Почему?
2. Представители романтизма в литературе и других видах искусства. Какие из ранее изученных вами произведений можно отнести к романтическим?

Дидактический материал № 3

Дополнительный материал к статье учебника "Романтизм"

(Литература, 9 кл. под ред. Маранцмана)

РОМАНТИЗМ

(Энциклопедия "Русская литература в XIX веке", стр. 346 - 353)

Своих вершин романтизм достиг в первой трети XIX века в творчестве немца А.Гофмана, англичанина Дж. Байрона, француза В.Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, который развивался в тесном соприкосновении с западным.
У истоков русского романтизма стояли две замечательно яркие фигуры: В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков.
Широко известна строка Жуковского: "Жизнь и поэзия – одно". Так считали все романтики. Они были убеждены, что нужно не только создавать прекрасные произведения, но и жить вдохновенно, поэтично.
Дух романтизма определил Николай Полевой: "Совершенное недовольство собою, миром, людьми… и оттого стремление за пределы мира, стремление к грусти о прошедшем… "
Излюбленный герой романтиков – это поэт, художник, музыкант, артист – словом, истинно творческий человек, владеющий божественным даром. Такой, как герой стихотворения Д.Веневитинова "Поэт".

Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья?
………………………………….
О, если встретишь ты его
С раздумьем на челе суровом, -
Пройди без шума близ него,
Не нарушай холодным словом
Его священных, тихих снов!
Взгляни с слезой благоговенья
И молви: это сын богов,
Любимец муз и вдохновенья!