Для проведения внеклассного мероприятия были созданы 3 группы. Их объявили участниками экспедиции Христофора Колумба. Каждой группе было присвоено название морского корабля из данной экспедиции. Название кораблей: “Нинья”, “Пинта”, “ Святая Мария”. Были выбраны капитаны. Каждый капитан получил судовой журнал с необходимыми документами: названием команды, фамилией, именем капитана, а также со шкалой “Глубины знаний” (в ней дети должны были по окончанию путешествия оценить глубину своих знаний, полученных в процессе путешествия). Шкала “Глубина знаний” создана по подобию шкалы высот и глубин на физической карте.
Предварительная работа: 1. У детей 6 “Г”, 6 “Д” класса состоялась встреча с американскими волонтерами, на которой был просмотрен спектакль о вреде табакокурения. 2. Были розданы тексты о растениях, пришедших в Европу из Америки.
Оформление класса: На доске тема мероприятия, карта полушарий, девиз мероприятия: “Образованный человек не курит”. Дети располагаются за тремя столами-кораблями. На отдельном столе брошюры о вреде табакокурения; муляжи и гербарии привезенных растений - кукуруза, томат, табак, картофель, гевея; тексты с описанием истории распространения растений по Европе и России; листочки с координатами островов, которые были открыты экспедицией Колумба, судовые журналы, шапочки капитанов. Костюм врача и больного, пачка сигарет. Изображения друзей сигареты – вредная привычка, дым, смола; пожелания американских волонтеров 6 “Г”, 6 “Д” на русском и английском языке.
Игровая ситуация была объявлена следующим образом: Дети получили послание от Христофора Колумба с предложением повторить его знаменитое путешествие, и может быть получить новую информацию об открытии Америки.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: 1. Противопоставить обывательским представлением научный взгляд на формирование табачной зависимости и вреде табакокурения для человека.
2. Углубить знания об исторических и биологических открытиях Колумба и Жанна Нико.
3. Применить на практике полученные знания о географических координатах
4.Закрепить умения детей работать в группах.
Классный час.
Учитель:
Классный час сегодня необычный. Тема нашего классного часа состоит в том, чтобы узнать, кто же такой Жанн Нико и что за наследство оставил он человечеству? И поможет нам в этом великий путешественник Христофор Колумб. ( Зачитывается послание Христофора Колумба).
Я, Христофор Колумб, нахожусь на службе у португальского короля. С ранних лет я начал бороздить морские просторы. Моей давней мечтой было открытие морского пути на Дальний Восток. В мое время многие полагали, что Земля плоская, я решил это опровергнуть. Поэтому я решил отправиться в Индию морским путем, через юго-восток Китая. Не по обычному маршруту на восток, вокруг Африки, а на запад. “ Золото, бог и Китай” вот формула, которой я руководствовался. Золото - пряности и шелк, которые мы привезем. Бог- распространение христианства в языческих землях. 14 октября 1492 г. мы ступили на берег неизвестной земли. Мы были убеждены, что достигли какой- то дальней восточной провинции одной из Индии. Прав я был или нет? Я прошу вас, используя современные открытия человечества повторить мой славный поход.
Учитель:
Давайте попробуем повторить знаменитое открытие. Отправимся мы с вами в плавание на знаменитых каравеллах “Санта-Мария”, “Пинта”, “Нинья”. 3 августа 1492 г. Из испанского порта Палос вышли в небывалое плаванье три корабля. Давайте отметим местоположение этого города на карте полушарий в судовых журналах. Его координаты: 37° с.ш. 7° з.д. (дети работают с судовыми журналами). Колумб приказал взять курс на Канарские острова. Координаты одного из островов 28° с.ш.15° з.д. (дети работают с судовыми журналами). Пополнив запасы пресной воды и пищи, а также произведя мелкий ремонт, флотилия двинулась дальше, держа курс строго на запад. “На запад, строго на запад”,- неустанно твердил Колумб матросам, стоявшим на руле. На пятой неделе невиданного плавания назревавший бунт, который погубил бы их всех, казался уже неотвратимым. И снова перед возбужденным экипажем предстал адмирал и твердо заявил, что землю они увидят через два, самое большее через три дня. На что, на какое чудо он надеялся? Но чудо свершилось. Ночью на 33 день плавания тишина разорвалась ликующим криком: “Terra” - Земля! 12 октября 1492 г. был открыт остров группы Багамских островов и назвал его Колумб Сан-Сальвадор (о.Уотлинга). Этот день считается днем открытия Америки. Давайте нанесем этот остров на карту. Его координаты 23° с.ш. 74° з.д. (дети работают с судовым журналом).
Корабли двинулись дальше, через две недели был открыт остров Гаити. Его координаты 18° с.ш.70° з.д. (дети работают с судовыми журналами).
Из плавания флотилия Христофор Колумб привезла в Европу огромное количество растений.
Звучат рассказы детей о растениях Нового Света (гевее, томате, картофеле, кукурузе).
Каждый корабль представляет определенные растения и показывает их муляжи или гербарии.
Санта-Мария.
1.Гевея
Прибывшие в Америку Христофор Колумб и его спутники обратили внимание на индейцев, игравших черными мячиками. Их скатывали из загустевшего млечного сока, вытекавшего из порезов на коре местного дерева – гевеи бразильской. Эти сгустки называли “као-чу” (“слезы дерева”). Индейцы делали из них непромокаемые галоши, которые, правда, в жару прилипали к ногам, а растянувшись, больше уже не сжимались.
2. Томат.
Когда томат завезли в Европу, никто и не подозревал о его питательных качествах, и сначала его выращивали как декоративное растение, из-за живописных плодов.
Позднее кашицей растертых плодов стали заживлять гнойные раны.
Очень долго продержалась репутация томата как ядовитого растения. Лишь в XIX в. томат стал настоящей овощной культурой. Правда, за всеобщее признание томат “расплачивается” сокращением срока жизни. В природе он живет многие годы, а в культуре - однолетник.
Пинта
1. Картофель
Горячим пропагандистом картофеля во Франции в XVIII в. был агроном Антуан Пармантье. Чтобы привлечь всеобщее внимание к этому растению, он явился на королевский бал с букетом цветущего картофеля. Придворные дамы стали украшать свои прически экзотическими картофельными цветками. Его выращивали в цветниках и на клумбах.
А чтобы заинтересовать картофелем крестьян, он посадил картофель на государственных землях и поставил вокруг полей вооруженную охрану. Но охрана эта была чисто декоративной, так как на ночь караульные уходили спать. Ну как тут устоять и не воспользоваться государственным добром? Окрестные крестьяне стали дружно воровать картофель, а потом и сажать на пробу на своих огородах. Постепенно картофель получил во Франции всеобщее признание. А Пармантье был поставлен памятник с надписью: “Благодетелю человечества”.
2. Кукуруза
Один из спутников Колумба описал кукурузу так: “На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”:
Древние жители Америки выращивали маис, или кукурузу, более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению. Древние майя знали несколько сортов кукурузы: “кукуруза-старушка”, созревавшая полгода, “кукуруза-девочка”, поспевавшая вдвое быстрее, и сорт под названием “песнь петуха”, который приносил плоды всего через два месяца после прорастания семян.
Учитель. Но надо отметить, что в то время как эти растения с трудом пробивали себе дорогу в Старом Свете – табак очень быстро завоевал огромную часть человечества. …И Европа закурила.
Один из английских королей говорил: - “ Обычаи отвратительны для глаз, ненавистны для носа, вредны для груди, опасны для легких”
Слушаются сообщения о табаке.
Нинья
Табак.
Появление культуры табака в Европе связывают с именем французского посла в Португалии Жанна Нико. По одной из версий, он будто бы сам привез семена табака из Южной Америки в Европу. По другой – будто бы закупил семена табака у одного из купцов, приехавших из Америки. Его “заслуга” перед человечеством увековечена в латинском названии табака – Nicotina tabacum: Nicotina – от Нико, а tabacum (отсюда и “табак”) – от названия острова Тобаго, откуда будто бы были завезены семена этого вида.
В России за курение наказывали плетьми, но курильщики не переводились. Немногие знают, что в табаке содержится ядовитый алкалоид никотин. Смертельная доза никотина содержится примерно в 20 папиросах, но так как она поступает в организм постепенно, смертельного отравления не происходит. Удивительно быстро никотин разносится по всему телу курильщика. В мозг он попадает через 7 секунд после первой затяжки, а например, в пальцах ног, оказывается через 15-20 секунд. Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает опухоли, рак. Среди курящих трубки и сигареты – рак легких встречается в два раза чаще, чем среди некурящих.
Учитель. А теперь давайте вспомним спектакль, просмотренный ранее о вреде табакокурения. Кто является друзьями сигареты? ( предварительная работа)
Дети вспоминают, что друзьями сигареты являются смола, дым, вредная привычка.
Зачитывают пожелания американцев на английском и русском языке.
Учитель. Так чем же опасен табак?.
Сценка. Курящий пациент на приеме у доктора.
Действующие лица: врач и пациент.
За столом - врач.
Больной (стучит, входит). Здравствуйте, доктор! Разрешите?
Доктор. Входите, пожалуйста. Присаживайтесь. На что жалуетесь? (Рассматривает карточку.)
Больной. Меня замучил кашель, который особенно усиливается по утрам.
Доктор. Кашель сухой?
Больной. Нет, каждый раз отходит серая мокрота. (Кашляет)
Доктор. Да, кашель, действительно сильный. Давайте я вас послушаю. (Готовит фонендоскоп). Дышите. (Пауза.) Не дышите.
Больной. Что там доктор? Воспаления легких, надеюсь, нет?
Доктор. Пока трудно сказать, надо сделать рентгеновский снимок.
Больной. Я недавно делал и с собой принес. Может, посмотрите?
Доктор. Конечно. (Рассматривает снимок.) Да, должен сказать, что у вас затемнение у корня левого легкого.
Больной. Боже мой! Да откуда оно могло взяться?
Доктор. Мне кажется вам не стоит удивляться. Похоже, что вы много курите. У вас грубый хриплый голос. Это результат постоянного раздражения табачным дымом голосовых связок, которое приводит к их воспалению.
Больной. Вы правы, я действительно, стал много курить.
Доктор. Табачный дым кроме никотина содержит много других ядовитых веществ, которые вызывают воспаление слизистой органов дыхания. Изменяется сама ткань легкого. Недавно в морге мы рассматривали легкие курильщика. Они были темными, почти черными от копоти. Говорят, такие легкие, имеют “закопченный вид”.
Больной. Неужели и мои легкие выглядят так ужасно? Как бы не стать объектом для подобных демонстраций!
Вы меня расстраиваете, доктор. Может еще скажете, что впереди меня ждет туберкулез или того хуже – рак легкого?
Доктор. Мне не хотелось бы вас запугивать, но из ста случаев заболевания туберкулезом девяносто пять наблюдается у курильщиков! Вам надо обязательно бросить курить. Это трудно. Но никаких поблажек себе: либо курить и не жить, либо жить и не курить! (Уходят)
Учитель:
Курить или не курить выбирайте сами, но помните, что “Образованный человек не курит!”
Заключение. Учитель просит детей открыть судовые журналы и обратить внимание на шкалу "Глубины Знаний".
Учитель. Мы надеемся, что сегодня на классном часе вы узнали много нового и интересного. Возьмите ручки и попробуйте оценить глубину своих знаний полученных в процессе путешествия. ( Дети вписывают свои фамилии на ту глубину знаний, какую они считают нужной).