Рождение новой школы - длительный и сложный путь. Большинство школьных учебных учреждений решило начать реформирование с содержания обучения: с введения новых дисциплин, курсов, с создания авторских программ, проектов и т.д.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В общеобразовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Чтобы успешно решить задачи методической работы в школе, следует определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива данной школы и использование их в других коллективах;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
- диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий ;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе педколлектива;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Вот основные функции и задачи методической службы школы вообще и нашей в частности.
Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, что крайне важно для оптимального управления методической работой в школе. Без стремления к отработке четко определенных сдвигов в мастерстве учителей и воспитателей методическая работа не может быть целеустремленной и неизбежно превращается в аморфную, абстрактную деятельность, не имеющую реальных перспектив.
Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся:
- совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
- развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
- развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
- развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны т.д.);
- развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
- развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.
Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность, трусу не под силу взрастить смелость; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме учитель не научит этому учеников.
Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.
Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования.
В современной школе появились специальные органы, ответственные за управление методической работой: это заместитель по НМР, научно-методический совет школы, совет руководителей кафедр, Зав.МО, руководители творческих групп.
Сейчас, хотим мы того или нет, работа заместителя по научно-методической работе перерастает в новую для школы управленческую профессию.
Я все больше убеждаюсь, что учительскому коллективу, как и детскому коллективу, нужен ведущий.
Этим ведущим в нашей школе стала методическая служба, которая организует и контролирует работу учителей практически по всем направлениям педагогической деятельности.
Если есть управленческая служба, значит должны быть и управленческие технологии.
В книге М.М. Левина “Технологии профессионального педагогического образования” подробно представлены технологии профессиональной подготовки педагога, разные формы, методы, пути совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Наиболее эффективными для нас в школе являются:
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
- диспуты, дискуссии (“круглый стол”, диалог-спор, дебаты, форум, ) и др.;
- “деловые игры”, ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы;
- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
- обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;
- обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
- обсуждение “срезов знаний”, вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию, рефераты, разработки уроков, изготовление наглядных пособий; выставки лучших продуктов творчества детей и т.д.;
- обсуждение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение;
- педагогические Советы и др.
В таблице №2 я представила механизм реализации одной из задач школы через конкретные формы работы методической службы.
План реализация задачи школы: “Обеспечение прочных знаний учащихся,
развитие общеучебных умений и навыков (ОУУН), формирование основных компетенций”
№ |
Направление деятельности |
2001-2002 |
2002-2003 |
2003-2004 |
1. | Диагностика
|
Отслеживание умения школьников планировать свою деятельность, анализировать, обобщать, работать с учебником и первоисточниками | Динамика развития ОУУН у школьников, выявление проблем. | Уровень владения старшеклассниками ОУУН |
2. | Семинары, Круглые столы, Проблемные столы, дискуссии
|
Когда хочется учиться. Работа с учебником, проблемы, поиск, результат. Планирование учебной деятельности на уроке. |
Развитие ОУУН школьников – одно из
условий повышения качества образования. Конструирование развивающих целей урока. Саморазвитие, самосовершенствование личности школьника по технологии Г.К. Селевко. План урока: тема, цель, формы и методы работы, о новых подходах к планированию. |
Групповая и индивидуальная работа на
уроке. Личность учащегося как самоуправляемая система. Инструментарий развития ОУУН школьников. Комбинированный урок, нестандартные формы уроков. |
3. | Педагогические советы
|
От творчества учителя – к творчеству
ученика. Структура урока |
Управление качеством образования в
свете модернизации. Единые подходы к развитию ОУУН школьников. |
Педагогический совет по затруднениям учителя. |
4. | Практическая деятельность
|
Создание творческой группы по
разработке Программы развития ОУУН Индивидуальные консультации, работа на кафедрах. |
Создание Программы развития ОУУН. Работа с тематическим и поурочным планированием педагогов Индивидуальная работа на основе диагностики и контроля |
Работа творческой группы по созданию
инструментария развития ОУУН Пропаганда итогов работы группы. Индивидуальная работа на основе диагностики и контроля |
5. | Контроль | Развитие ОУУН у школьников на уроке | Адекватность форм и методов развития ОУУН у школьников на уроке. | Уровень владения ОУУН педагогами и уч-ся. |
6. | Результат | Четкое видение проблемы, пути решения. | Умение планировать развитие ОУУН через конкретную деятельность. | Создание методического пособия “Инструментарий развития ОУУН школьников” |
Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя.
Эта технология подробно описала академиком Лизинским В.М. и я думаю, нет надобности сейчас воспроизводить теорию.
А на практике у нас получается так. Вся информация о каждом учителе собрана в одном месте. У нас - в папке, которая заведена на каждого учителя. В ней:
- итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями кафедр);
- качество обучения;
- выполнение программы;
- повышение квалификации и педагогического мастерства;
- результативность работы, достижения учащихся;
- обобщение опыта;
- диагностика;
- отчеты учителя по четвертям и за год;
- справки и т.п.
Частично материал папки – открытый, он собирается администрацией, руководителями кафедр, психологом, обсуждается совместно, частично – закрытый, т.е. доступный только самому учителю.
Сначала такое “досье” вызвало негативную реакцию большинства педагогов – они сочли это ненужным “бумагомаранием”. Но по прошествии нескольких лет убедились в обратном.
Во-первых, материал не используется во вред учителю, а скорее наоборот: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.
Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблемы во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Как правило, никаких учительских амбиций мы не переживаем и аттестация проходит достойно.
Технология саморазвития педагога
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.
Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма на только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования.
Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы школы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на кафедре, аттестация и т.п.
Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.
Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне.
На этом этапе управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия.
Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм – это творческие группы.
Обычно, учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный - на 3 года.
Для членов творческих групп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3 - 4 в течение года), т.к. главное внимание они должны уделять поисковой работе. Формы занятий различны: практикумы, теоретические семинары, “открытые” уроки, диспуты и др. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме, которую они сами формулируют.
Если добровольного объединения педагогов не происходит - работает методическая служба. Так, в школе по инициативе методической службы создана творческая группа “Создание инструментария формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников”. Тема эта сложная, мало разработанная в методической литературе, и учителя не проявляли собственной инициативы, но с удовольствием работают под руководством методической службы.
Методическая тема школы: “Формирование потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение новых образовательных технологий”
Творческие группы:
№ | Исследуемая педагогическая проблема | Дата регистр. | Результаты деятельности | Кол. педагогов- исследователей |
1. | Допрофессиональная подготовка учащихся. | 1994 | Созданы программы, работают спецкурсы | 8 |
2. | Внедрение новых педагогических технологий преподавания | 1997 | Созданы технологические карты уроков,
тематические планы, опыт обобщен в форме
методических пособий, дидактического материала,
методических рекомендаций. Проведено два городских семинара из опыта работы. Опыт представлен на заседаниях ГМО, педагогических чтениях, августовской конференции |
10 |
3. | Обучение по индивидуальным учебным планам | 1997 | Разработаны индивидуальные учебные планы, повышение качества знаний. | 3 |
4. | Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время. | 2000 | Альманах творческих работ. Участие детей в конкурсах, призовые места. |
3 |
5.. | Дифференцированное обучение. Уровневая дифференциация. | 2000 | Методические рекомендации, дидактический материал, сборники разноуровневых заданий | 6 |
6. | Апробация и внедрение технологии саморазвития и самореализации личности Г.К. Селевко. | 2001 | Опыт обобщен на начальной стадии, идет накопление материала по параллелям | 19 |
7. | Создание инструментария развития общеучебных умений и навыков школьников | 2002 | Создана творческая группа. Создается методическое пособие. | 30 |
8. | Нравственное воспитание школьника на уроках | 2002 | Сборник дидактического материала | 4 |
9. | Разработка тестового инструментария контроля знаний | 2003 | 8 |
Мы имеем дело с огромным потоком информации о работе школы, каждого педагога, которую необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании.
В этом случае не обойтись без технологии графического отражения информации.
В сводных таблицах: информационно-методическая карта передового опыта педагогов, трудности в работе учителя, участие педагогов в работе ГМО, повышение квалификации педагогов, пропаганда личного педагогического опыта, выполнение программы, динамика качества обучения, результативность труда и т.д. Огромная информация сжата до статистических данных, которые легко хранить и которыми удобно пользоваться.
Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.