Сценарий интеллектуального марафона

Разделы: Биология


Участники: учащиеся

Время проведения: 40 минут

Тема: Вселенная

Цель: на основе индивидуализации и дифференциации активизировать мысленную деятельность учащихся, привлечь внимание к естественным наукам, пробудить к самостоятельной работе с дополнительной литературой.

1.Организационный момент. (1 минута)

От каждого класса выдвигается команда.

  • 5А класс – команда “Солнце”
  • 5Б класс – команда “Земли”

На головах членов команд диадемы с символами Солнца (желтый цвет) и Земли (зеленый цвет). Остальные учащиеся составляют группы поддержки своих команд. В руках у них шары соответствующего цвета.
На столах, за которыми сидят команды, на подставках названия команд с символами.
Группа арбитров с оценками (2,3,4,5).
Оценочная группа ведет учет баллов в таблице.

2. Приветствие команд. (3 минуты)

Cтихотворение о природе, разгадывание ребуса - 10б.

3. Разминка команд. (3 минуты)

  • Два стоят, два ходят и двое промеж ними часы стерегут. (Небо и земля, солнце и луна, день и ночь) - 2б.
  • Цвет без цвету, стоит без ответу, без коренья, выше лесу, чаще рощи, без умолку. (Папоротник, конь, камень, месяц, звезды, река) - 2б.
  • Без крыльев летит, без кореньев растет. (Месяц) - 2б.
  • Белая кошка лезет в окошко. (Свет) - 2б.
  • У тебя есть, у меня есть, у дуба в июле, у рыбы в море. (Тень) - 2б
  • Стоит дуб на дубу 12 ветвей, на каждой ветке 4 отростка, на каждом отростке по 7 прутьев (Год) - 2б.
  • В печурке три чурки, три гуся, три утки, три тетерева. (Времена года) - 2б.

4. Интеллектуальная деятельность команд.

Выдаются задания на карточках.

Задания команде “Солнце”

  1. Чертеж, который изображает земную поверхность сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
  2. Линия, соединяющая места с одинаковой высотой.
  3. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария.
  4. Линии, показывающие направление север – юг, запад – восток.
  5. Расстояние точки от начального (Гринвичского) меридиана к западу и к востоку, выраженное в градусах. Величина, показывающая, во сколько раз надо уменьшить измеренное расстояние на местности, чтобы изобразить его на плане или карте.
  6. Расстояние точки от экватора с юга к северу, выраженное в градусах.

Задание команде “Земля”:

  1. Ближайшая к Земле звезда.
  2. Самая большая планета Солнечной системы.
  3. Малая планета.
  4. Ледяные глыбы, блуждающие в космосе.
  5. Спутник Земли
  6. Перечислите планеты Солнечной системы.

Через 10 минут команды обмениваются заданиями.

5. Соревнования групп поддержки во время интеллектуальной деятельности команд (15 минут)

Конкурс 1. Правда ли это? Что…

  1. … большие черепахи плачут? (Да)
  2. … в состав динамита входят скелетные остатки планктона? (Да)
  3. … крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (Нет)
  4. … зеленый картофель настолько ядовит, что может убить даже ребенка? (Да)
  5. … муравьи выращивают яблоки на деревьях? (Нет)
  6. … грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожные покрытия? (Да)
  7. … на вершине Эвереста растут цветы? (Нет)
  8. … черные пантеры действительно существуют? (Да)
  9. … верблюды во время странствий по пустыне хранят свой запас воды в своих горбах? (Нет)
  10. … на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)
  11. … после купания скворцы вытирают перья об овец? (Да)
  12. … голодные орлята поедают от голода своих родителей? (Нет)

Ответы даются поднятием шаров. Оценочная группа ведет учет по двухбалльной системе.

Конкурс 2. Загадки

  1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый. (Звезды, месяц)
  2. Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу: пора придет, сама уйдет. (Тень)
  3. Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
  4. Лежит колода по ней дорога: пятьдесят сучков да триста – листья. (Год)
  5. Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (День, ночь)
  6. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  7. Весной веселит, зимой холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  8. Что летом, что зимой в одной рубашке. (Ель, сосна)
  9. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек, никто не пугает, а вся дрожит. (Осина, береза)
  10. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  11. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
  12. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане, богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
  13. Снесли птички яички, развесили по дереву: скорлупа мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
  14. Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдет, того и обоймет. (Шиповник)
  15. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
  16. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Черная и красная смородина)
  17. Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)
  18. Что не сеяно родится? (Трава)
  19. Стоит старик под водой, качает головой. (Камыш)
  20. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красна девица. А кто подойдет, тот с собой унесет. (Репейник)
  21. Какую траву и слепой знает. (Крапива)
  22. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

6. Отчет команд (6 минут)

При условии невыполнения в полном объеме заданий помощь оказывает другая команда и группа поддержки.

7. Соревнование команд (6 минут)

Перечислите науки, изучающие Землю. (Геохимия, геофизика, геобиология, геометрия, география, геология, геоморфология, геохронология, геодезия). - 5б.

Дайте определение каждой науке. - 5б.

8. Подведение итогов (2 минуты).

Команда, набравшая от 70 до 81 балла, получает по оценке “5”. От 60 до 70 – по “4”, от 50 до 60 – по “3”.

Группа поддержки, набравшая от 20 до 25 баллов, получают по “5”, от 15 до 20 – по “4”, от 10 до 15 – по “3”.