Методические рекомендации к проведению цикла классных часов "Моя малая Родина"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


В Ангарском педагогическом колледже подготовка студентов к профессиональной деятельности   осуществляется не только на учебных занятиях и в ходе педагогической практики, но и через взаимодействие куратора со студенческой группой.

Одним из видов деятельности куратора является организация классных часов. Однако в последнее время, классные часы стали становиться формальной формой общения, перестали вызывать интерес и активность у студентов.

Проведенный опрос студентов и кураторов показал, что повысить интерес студентов к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии студентов друг с другом и с куратором. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.

Данный цикл классных часов призван представить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию будущих педагогов, по созданию условий для формирования гражданских чувств и осознания важности приобщение к культуре Малой Родины.

Наиболее сложным и в тоже время актуальным в работе со студенческой группой является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к детскому саду, городу до любви к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, студенческой группой, городом, в котором живет, учится человек, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине. Поэтому данное направление было включено в систему работы куратора.

Работа по этому разделу имеет ряд особенностей:

  • Знакомство с городом, краем, воспитание у студентов чувства привязанности к нему трудновыполнимо, т.к. многие студенты являются приезжими и испытывают чувство любви к своему родному городу, поселку.
  • Информация о городе, крае должна вызывать у студентов некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда студент переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;
  • информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать студенту ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;
  • регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на педагогической практике (занятия, игры, рисование, изготовление подарков ветеранам, конструирование и др.), а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Отбор содержания материала для работы со студенческой группой строится на следующих принципах, предложенных Н. Ф. Виноградовой:

  1. Принцип интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
  2. Культурологический принцип – приобщение к культуре города, края.
  3. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для студента актуальных знаний.
  4. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребёнка умение выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
  5. Принцип экологизации – бережного отношения к окружающему миру.

Все аспекты необходимо рассматривать через показ человека, его сущности, его деятельности для города, для будущего. Это поможет воспитать в студентах гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

Данное направление в работе куратора направлено на формирование педагогической позиции студентов, поскольку приобретаемые знания, умения и навыки могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитательной работы куратора со студенческой группой.

Методические рекомендации состоят из примерной тематики классных часов, сценариев концерта-презентации группы, деловой игры “Моя малая Родина”, приложений.

Методические рекомендации могут быть использованы кураторами, руководителями практики, студентами для подготовки классных часов, тематических дней на практике.

При проведении классных часов особое внимание необходимо обратить внимание на качество подготовки выступлений студентов (ведущих, участников), их внешний вид, подбор теоретического материала для выступлений.

Примерная тематика классных часов:

Мои увлечения.

Мой мир и я.

Моя родословная.

Герб моей семьи.

Семейные таланты.

Дом, в котором мы живем.

Группа – мой дом.

Мой город (поселок).

Мы и наши предки.

Национальные традиции.

Россия – Родина моя.

День мира.

Вариант классного часа – “Моя малая Родина”

Цель: способствовать творческой профессиональной и личностной самореализации студентов группы; продолжать становление профессиональной позиции студентов при проведении работы по развитию привязанности и любви к родному городу, краю.

Задачи:

  • углублять представления студентов о родном крае;
  • развивать способность студентов к проектированию работы с детьми по воспитанию любви к Отечеству;
  • совершенствовать умение выбирать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • развивать навыки учебно-исследовательской деятельности, педагогической рефлексии;
  • воспитывать мировоззренческие позиции.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, стенд, мел, доска, карта Иркутской области, герб Ангарска, флаг иркутской области, силуэты области.

Продолжительность: 1ч. 20 мин.

Подготовительная работа

За 2-3 недели всем студентам группы предлагается, исходя из интересов, продумать свое участие в мероприятии:

подобрать материал по своему краю;

продумать вопросы викторины;

разучить танцы, песни;

коллективно разработать сценарий общего мероприятия.

Основной этап

1 ведущая. Мы продолжаем фестиваль, открытие которого состоялось в октябре. В нем активно приняли участие и студенты нашей группы, проживающие на территории не только Иркутской области, но и в Бурятии.

2 ведущая. Сегодня мы будем знакомиться с теми районами, в которых проживают студенты нашей группы, а также с теми районами, в которых проживают близкие родственники студентов-ангарчан.

1 ведущая. Давайте проверим, как вы знаете Иркутскую область. Предлагаем вам силуэты области. На них растерялись города, реки. Вам необходимо отметить знакомые города, районные центры, поселки, определив их местоположение с помощью карандаша.

Игра “Найди населенный пункт”

2 ведущая. Да, не очень хорошо мы знаем наш край. Надеемся, что сегодняшний классный час поможет нам узнать его лучше.

1 ведущая. А начнем мы свой рассказ с истории Иркутской области.

Рассказ об Иркутской области

2 ведущая. Итак, Иркутская область раскинулась на землях Прибайкалья. Раньше называлась Иркутской губернией. По территории она больше любого западноевропейского государства (768 тыс. кв. км.). Она известна природными богатствами. Ее население имеет богатую и интересную историю. Еще до прихода русских здесь жили отдельные племена, которые имели довольно высокую и оригинальную по тому времени культуру. Освоение земель русскими путешественниками и землепроходцами оказало большое влияние на развитие культуры, образования.

2 ведущая. Как мы знаем, большинство в нашей группе - это ангарчане. А вы знаете, чем знаменит наш город? Какова его история? Мы сейчас с вами поиграем. Мы будем задавать вам вопросы, вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. По окончании нашего классного часа, набравший максимальное количество фишек получит приз-сувенир.

Викторина “ Знаешь ли ты Ангарск”

Когда Ангарску выбирали имя, то предлагали назвать его: Аварийный, Басурмановка, Копай-город. Почему? Что обозначают эти названия?

( Аварийный – “ временный”; Басурмановка – первыми строителями-солдатами командовал Н.С. Басурманов, поэтому место, где были землянки, назвали в честь него; Копай-город – первые дома-землянки в нашем городе копали. Вот и имя городу хотели дать такое смешное.)

Как назывались первые дома?  (Юрты, землянки).

Почему Ангарск называют “младшим братом Ленинграда”? (Потому что здания проектировались архитекторами из Ленинграда. У нас очень много общего в архитектуре).

Какой первый лагерь отдыха был в Ангарске? Почему он так назывался? (“Строитель”, он располагался в пойме Китоя, вокруг не было растительности; кроме того, все здания имели круглую форму).

Послушайте стихотворение:

“Все улицы в Ангарске прямые, ровные,
Летящие с эпохой нашей в такт.
И лишь одна из них суровая, неровная,
Чтоб не забыли мы московский тракт”.

О какой улице идет речь?

Почему поселку Майск выбрали такое имя? (Потому что первый строительный десант высадился в мае).

Что означают названия Китой, Байкал, Ангара? (Китой – “волчья протока” - это название придумали эвенки; Байкал – “Богатое озеро”, “Большое Озеро”; Ангара – имя реке дали монголы, означало оно “большая, подноводная река”, а у бурят это имя переводится как “разинутый, открытый” - потому что в самом начале, в истоке, Ангара похожа на рот).

1 ведущая. Вы многое знаете о нашем городе, но о самых интересных страницах из жизни города нам расскажут студенты группы - ангарчане.

Рассказ об Ангарске

2 ведущая. Наш город знаменит не только заводами и фабриками, но и людьми. Я хотела бы прочитать стихотворение нашего земляка, поэта Валерия Алексеева.

Стихотворение В. Алексеева

Растет в густых лесах Сибири
Один из юных городов.
Соперник Северной Пальмиры
Ангарск - дела сибиряков.

1 ведущая. У Ангарска есть свой герб. Вы знаете, что он обозначает?

…Бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее зеленая тайга, под ногами – синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой…

2 ведущая. Подбор материала к классному часу так увлек студентов, что у них родилась своя легенда о рождении нашего города. Давайте посмотрим.

Сценка “Легенда об Ангарске”

2 ведущая. Да, наверное, именно так и было задумано рождения нашего города. Посмотрите, какой он стал большой, красивый. Чтобы понять, почувствовать его красоту, необходимо увидеть город “с птичьего полета”. Мы вам и предлагаем это сделать.

Игра с картой “Путешествие на вертолете”

На полу лежит импровизированная карта Ангарска, на которой расположены основные улицы, наиболее известные здания, памятники, другие достопримечательности.

Представьте себе, что мы садимся в вертолет и поднимаемся в воздух. Под нами лежит весь город – площади и улицы, дома и парки, заводы и стадионы, школы и больницы, магазины, детские сады. Смотрите, как быстро двигаются игрушечные машины, автобусы, трамваи. Слева от нас Китой, а внизу проплывают: дворец “Современник”, стройка и посаженный первыми строителями лес. И это все -   Ангарск!

Маленькие деревянные дома меняются на светлые десятиэтажки. Дружно они выстроились вдоль реки. Красота!

Как вы думаете, куда мы теперь повернем? Направо. Кто хочет рассказать, что мы встречаем на пути? (Стадион, швейная фабрика, больницы и т.д.).

Свернув налево, мы слышим бой часов. Почему так хорошо слышно? Да перед нами музей часов! Над площадью, у дворца “Нефтехимиков”, повернем направо. Вдали открывается нам второй комбинат. А кто увидел свой дом? Сколько всего интересного мы увидели. Теперь нам пора возвращаться назад.

2 ведущая. Наш город знаменит не только заводами и фабриками, но и людьми. Предлагаем послушать стихотворения о людях Ангарска.

Стихотворение В. Зиборова “Ангарску”

1 ведущая. Строить город приезжали люди со всей страны. Они привозили свои любимые песни, танцы, игры, которые стали нам родными. Мы предлагаем поиграть в такую игру.

Подвижная игра “Льдинки, ветер и мороз”

2 ведущая. Из каких только районов не приезжают в наш город жить, работать, учиться. Вот и в нашей группе учатся студенты из Киренского, Заларинского, Аларского, Нукутского районов. Сколько интересного они могут рассказать о своих родных местах, о традициях и обычаях. Давайте послушаем.

Рассказы студентов об обычаях, традициях, особенностях своей местности

1 ведущая. Наши студенты очень хорошо умеют танцевать народный танец, который исполняется во время проведения национальных праздников. Давайте мы разучим движения и станцуем вместе с ними.

Народный танец “Ехор”

2 ведущая. Не обо всех районах мы смогли сегодня рассказать, но мы успели заметить главное - студенты любят место, где они родились, выросли - свою Малую Родину.

1 ведущая. Этому же с детских лет учат нас пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

2 ведущая. Несмотря на то, что не все мы ангарчане, нас объединил Ангарск. Для многих из нас он стал родным. Пусть многие уедут из него, но мы надеемся, что он останется в нашей памяти, как у тех людей, которые его строили.

В. Алексеев

Из дальних странствий ворочусь домой,
Увижу штиль знакомый на рассвете.
И станет работящий город мой
Родней любого города на свете!
Припомню, как осенний дождик лил,
Швырял декабрь в лицо мне клочья снега…
Я землю рыл, с друзьями лес валил
И крыши поднимал почти до неба.
Крута была сибирская зима,
Любая пядь в тайге давалась с болью.
Но поднялись заводы и дома,
И новый мост простерся над Китоем.
Среди уютных улиц, площадей
Я чувствую давно себя как дома.
И я люблю бродить среди людей,
Где каждый встречный друг или знакомый.
Вот едут в ЗАГС невеста и жених,
Идут гуськом через дорогу дети…
О, город мой! Ты будешь и для них
Родней любого города на свете.

1 ведущая. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к детскому саду, городу до любви к родной стороне.. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, студенческой группой, городом, в котором живет, учится человек, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине.

2 вдущая. Постепенно у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений между людьми.

1 ведущая. Надеемся, что прошедший классный час способствовал не только пополнению представлений о нашем городе, области, ее традициях и обычаях, но и развитию ваших профессиональных и личностных позиций.

А в итоге мы наградим памятными подарками тех, кто набрал больше всего фишек при проведении викторины.

Заключительный этап

Коллективный анализ классного часа:

Что удалось?

Что не удалось?

Что необходимо изменить?

Какие еще мероприятия по данной теме хотели бы организовать?

Прогнозируемая педагогическая результативность

Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать:

созданию положительных эмоций, максимальному проявлению своих творческих сил, снятию напряженности в учебной деятельности в середине семестра;

личностному развитию в досуговой деятельности, развитию наклонностей и способностей;

вовлечению пассивных студентов в личностно-значимую деятельность, развитию социального опыта;

изменению и самоизменению направленности развития студенческого коллектива, повышению уровня межличностных отношений;

воспитанию гражданской позиции, повышению самосознания;

развитию профессиональных и личностных позиций педагога, воспитателя.

Пословицы и поговорки о Родине, родной стороне

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, умей за нее постоять.

В своем доме и стены помогают.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На родной сторонушке и камешек знаком.

За родной край и жизнь отдай.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Жить – Родине служить.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

Чужбина слезам не верит.

Всякая сосна в своем бору шумит.

Без корней и полынь не растет.

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.