Технология организации и проведения конкурса "Эрудит" в рамках профессионального конкурса "Студент года"

Разделы: Внеклассная работа


В течение 3-х лет в педагогических колледжах проводится профессиональный конкурс “Студент года”. Он способствует созданию условий для личностной, творческой и учебно-профессиональной самореализации студентов, стимулирует их познавательную активность, повышает престиж учительской профессии.

Одним из этапов конкурса является конкурс “Эрудит”. Это один из самых сложных, но и наиболее интересных конкурсов, ведь именно он позволяет показать всю широту знаний, которыми обладают студенты – участники конкурса.

Цель конкурса: Выявить уровень общей эрудиции студентов, степень сформированности профессионально значимых качеств, таких как быстрота реакции, находчивость, коммуникативность.

Конкурс проводится в форме игры на сцене при наличии зрителей. Тем самым достигается зрелищность конкурса, пассивное участие зрителей в нем, что, несомненно, расширяет их кругозор.

Содержание и порядок проведения конкурса

Конкурс проводится в форме игры в 2 этапа. Общее количество участников от 6 до 10 человек. Предварительная жеребьевка определяет очередность прохождения этапов конкурсантами. Участникам предстоит пройти 3 разноцветных “маршрута” поочередно. На маршруте одновременно могут находится до 5 участников, получившие при жеребьевке номера от 1 до 5.

Каждому конкурсанту на “маршруте” предстоит сделать три шага, отвечая на вопросы из различных областей знаний:

  • 1-й шаг, зеленый “маршрут” (один вопрос) – естественные науки (биология, экология, география);
  • 2-й шаг, желтый “маршрут” (один вопрос) – мировая художественная культура (музыка, литература, живопись, архитектура, скульптура);
  • 3-й шаг, красный “маршрут” (блиц-турнир) - общественные науки (история, политология, социология, экономика, право). За 30 секунд конкурсант должен ответить на максимальное количество вопросов.

Остальные участники сидят на стульях на сцене и являются “запасными игроками”. После прохождения “маршрутов” первой группой конкурсантов, участники меняются ролями и конкурс повторяется (2 этап).

За каждый правильный ответ на вопрос на 1-м и 2-м шагах участник получает 0,5 балла. Если конкурсант не отвечает на вопрос или дает неправильный ответ, право ответа переходит к “запасному игроку”, первому поднявшему руку. За верный ответ “запасной игрок” получает 0,1 балла.

Правильный ответ на каждый вопрос 3-го шага оценивается в 0,2 балла. “Запасные игроки” не принимают участия в блиц-турнире (3 шаг).

Максимальная оценка – 3 балла.

Критерии оценки ответов 1-го и 2-го шагов: точность ответа, его аргументированность, культура речи.

Критерии оценки ответов 3-го шага: точность ответа, культура речи.

Сценарий проведения конкурса “Эрудит” в рамках конкурса “Студент года”

Подготовительный этап:

  • оформление сцены;
  • проведение жеребьевки среди участников конкурса;
  • подготовка призов для участников и зрителей (дипломы и подарки).

Оборудование конкурса:

  • три разноцветные длинные полосы из плотной ткани (красная, зеленая, желтая), разделенные планками на несколько секторов; три флажка для обозначения “маршрутов”;
  • конверты и фишки по 0,1 балла для “запасных игроков”;
  • стулья для “запасных игроков”;
  • ексты вопросов 1-го и 2-го шагов и варианты ответов на вопросы 2-го шага для визуального дублирования;
  • необходимое техническое аудио - и видеооборудование.

Ведущие: 1 преподаватель и 1 студент (В.1. и В.2.).

(Звучат фанфары. Открывается занавес. На сцену выходят ведущие.)

Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг –
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

В.1: Здравствуйте, дорогие студенты и преподаватели! Мы рады, что вы пришли поболеть за конкурсантов и поддержать их на последнем этапе конкурса!

В.2: Добрый день! Действительно, сегодня завершается конкурс “Студент года”. Участникам осталось пройти последнее испытание – конкурс “Эрудит”.

В.1: А кого мы называем эрудитом?

(В зал). Вы знаете?

(Ответы из зала) …

Вы правы, эрудит – это человек, обладающий глубокими познаниями в какой-либо области знания или во многих областях, широко осведомленный.

В.2: Мы убедились, что наши конкурсанты знают немало (иначе они бы не были участниками этого конкурса). Но кто же из них истинный эрудит? … Это и предстоит нам сегодня узнать.

В.1: Итак, приглашаем участников на сцену! Давайте поприветствуем их.

(Звучит музыка. Конкурсанты выходят на сцену. Аплодисменты.)

(Ведущий обращается к участникам). Мы рады снова видеть Вас на этой сцене. Желаем Вам удачи!

(В зал). Представляю Вам участника под номером 1 – Ф.И., студентку … группы.

Номера участников были определены жребием заранее. (Первый ведущий представляет 1-ую группу конкурсантов).

В.2: (Второй ведущий представляет остальных конкурсантов).

Просим участников конкурса занять свои места на сцене.

Конкурс проводится в форме игры в 2 этапа. Одновременно участвуют 5 (4, 3, …) конкурсантов на “маршрутах”, остальные являются “запасными игроками” и сидят на стульях на сцене. Затем участники меняются ролями, и конкурс повторяется (2 этап).

“Запасные игроки” небезучастны. Они могут заработать дополнительные баллы, отвечая на вопросы, на которые не ответили конкурсанты на “маршруте”. Каждый “запасной игрок” получает конверт, в который он складывает заработанные за правильный ответ фишки. Каждая фишка стоит 0,1 балла.

В.1: Каждому конкурсанту на “маршруте” предстоит сделать три шага, отвечая на вопросы из разных областей знаний.

Итак, уважаемые конкурсанты, сделайте свой первый шаг и займите места на зеленом “маршруте”. Каждому из Вас необходимо ответить на один вопрос из области естественных наук. На обдумывание ответа дается 15 секунд.

Вопрос конкурсанту под номером 1: “……?”

(Через 15 секунд звучит сигнал).

Ваш ответ.

Участник № 1:

(В случае, если он дает неправильный ответ или не отвечает вообще, право ответа переходит к “запасным игрокам”).

В.2: “Запасные игроки”, у Вас есть шанс заработать дополнительный балл. Кто из Вас может ответить на этот вопрос?

В.1: Вопрос конкурсанту под номером 2: “……?”

(После того, как все конкурсанты ответили на вопросы на зеленом “маршруте”, они делают второй шаг и переходят на желтый “маршрут”. Конкурс продолжается. Затем участники занимают места на красном “маршруте” и проводится блиц-турнир.)

В.2: Первая группа конкурсантов завершила прохождение “маршрутов”. Просим их занять места “запасных игроков”. “Запасные игроки”, теперь ваш шанс выиграть дистанцию на “маршрутах” (конкурс продолжается).

Заключение.

В.1: Итак, наш конкурс завершен. Мы благодарим участников и даем им возможность отдохнуть за сценой. А уважаемое жюри просим подвести итоги конкурса.

(Музыкальный фон, аплодисменты. Круг участников по сцене.)

В.2: Наши конкурсанты показали, что они всесторонне осведомленные люди, то есть они настоящие эрудиты. А вы, дорогие болельщики, можете этим похвастаться? Сейчас мы это проверим. Итак, мини-эрудит.

В.1: Уважаемые зрители и болельщики! Мы предлагаем Вам ответить на вопросы блиц-турнира, на которые не успели ответить наши конкурсанты. Таким образом, мы узнаем кто самый эрудированный человек в зале.

(Залу предлагаются вопросы. Ведущим помогают два ассистента в зале – они определяют, кто первым поднял руку для ответа. Тот, кто дал правильный ответ, получает жетон. Набравший наибольшее количество жетонов приглашается на сцену для вручения диплома “Лучший эрудит в зале”. Игра с залом проводится в течение 3-5 минут до готовности результатов конкурса).

(Затем конкурсанты снова приглашаются на сцену, и жюри объявляет результаты. Поздравление всех участников конкурса. Награждение победителей.)


Приложение №1

Вопросы по естественно-географическим наукам
(зеленый “маршрут”)

  • В стихотворении “Дары Терека” М.Ю. Лермонтов так описывает характер течения этой реки:

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит …

Объясните происшедшие изменения в поведении реки.

(В верховьях река Терек – типичная горная река, так как она протекает в Кавказских горах. По выходе из гор на Прикаспийскую низменность Терек приобретает черты равнинной реки с более спокойным течением).

Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1983.

  • Что такое веснушки? Почему они зимой незаметны, а выступают весной?

(Скопление клеток, вырабатывающих меланин – темный пигмент кожи. Если у человека в коже эти клетки расположены равномерно, то веснушек не бывает. Цвет веснушек может быть разным, от светлого до черного, в зависимости от воздействия Солнца).

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т1.

  • Почему киты находятся на грани вымирания, если известно, что охота на них не является главной причиной?

(Нарастающее загрязнение Мирового океана уменьшает количество планктона, которым питается кит – это главная причина сокращения численности китов).

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т10.

  • Какое явление описано А.С. Пушкиным в отрывке:

Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
По утру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, рогами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась …

(Наводнение в Петербурге)

Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1983.

  • Почему “парниковый эффект” вызывает беспокойство у ученых разных стран мира?

(Вследствие “парникового эффекта”, то есть свойства все увеличивающегося количества углекислого газа удерживать тепло у поверхности Земли, может произойти глобальное потепление на Земле, усиление таяния льда и повышение уровня мирового океана, затопление больших территорий, что может привести к экологической катастрофе).

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие для 9-11 кл. Общеобразовательной школы. – М., 1996.

  • Из каких двух организмов состоят лишайники?

(Большая часть лишайника – это сероватый нитевидный гриб, между волокон которого располагаются зеленые клетки водоросли.)

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т 3.

  • Нет, я не волк и не лиса!
    Вы приезжайте к нам в леса,
    И там увидите вы пса –
    Воинственного динго!
  • В леса какого континента приглашает посетить вас автор стихотворения “Собака динго” С.Я. Маршак?

    (Австралии)

    Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1983.

  • Почему кровь красная?

(За счет гемоглобина – красного пигмента, содержащего железо в сочетании с белком).

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т2.

  • Какой остров является самым большим в мире?

(Гренландия, его площадь составляет 2 175 600 км2).

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т13.

  • Почему утка не замерзает, плавая в ледяной воде?

(тело утки покрыто водонепроницаемыми перьями. Железа, находящаяся около хвоста, выделяет маслянистую жидкость, которая смазывает перья, предохраняя от смачивания. Под ним находится толстый слой пуха, который удерживает тепло. Даже перепончатые лапы уток имеют очень мало кровеносных сосудов и нервов, они просто не чувствуют холода).

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / Составитель Шалаева Г. – М., 1996, т1.

  • Почему у жирафа длинная шея?

(Длинные шеи жирафов позволяют им дотягиваться до листьев, не досягаемых для других животных)

Неизвестное об известном. – М., 1997. с.21.

  • Какое насекомое наиболее опасно для человека?

(Полагают, что за всю историю человечества комары и москиты явились причиной половины всех человеческих смертей. Всасывая человеческую кровь, они заражают людей такими страшными болезнями, как желтая лихорадка и малярия.)

Неизвестное об известном. – М., 1997. с.25.

  • Зачем бобры строят плотины?

(Для защиты от хищников они строят большие жилища (хатки) и затопляют окружающую местность водой. С этой целью они воздвигают на одной из соседних речек прочную плотину).

Неизвестное об известном. – М., 1997. с.9.

Вопросы по МХК
(желтый “маршрут”)

  • От какого слова произошло название периода в истории мировой культуры Ренессанс?
    • Возрождение
    • Расцвет
    • Развитие

(Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/ Сост. А.А. Воротников; Худож. А.А. Шуплецов. – Мн.: ТОО “Харвест”, 1995. – с. 239).

  • Кто в литературе является родоначальником детективного жанра?
    • Артур Конан-Дойль
    • Эдгар По
    • Агата Кристи

(Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/ Сост. А.А. Воротников; Худож. А.А. Шуплецов. – Мн.: ТОО “Харвест”, 1995. – с. 249).

  • Какое название направления в живописи, возникшее во Франции в 60-е г.г. 19в., произошло от французского слова “впечатление”?
    • экспрессионизм
    • Эклектизм
    • Импрессионизм

(Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохина; Под. ред. А.П. Садохина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - с. 141)

  • Автором какой русской летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор?
    • “Повесть временных лет”
    • “Книга степенная царского родословия”
    • “Лицевой летописный свод”

(Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохина; Под. ред. А.П. Садохина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - с. 269)

  • Назовите художника, автора картины “Тайная Вечеря”?
    • Тициан
    • Леонардо да Винчи
    • Рафаэль

(Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2000. с.39)

  • Из какого материала выполнен памятник Петру I скульптора Фальконе в г. Санкт-Петербурге?
    • Мрамор
    • Металл
    • Дерево

(Самин Д.К. 100 великих картин. – М.: Вече, 2001. с.227)

  • Что такое Колосс Родосский?
    • Архитектурное сооружение
    • Скульптура
    • Живописный портрет

(Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Из глубины веков/ Рисунки Т. Дроздовой. – М.: Мол. гвардия, 1984. с 123.)

  • Какое сооружение относят к одному из “чудес света”?
    • Эйфелева башня
    • Александрийский маяк
    • Александровская колонна

(Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Из глубины веков/ Рисунки Т. Дроздовой. – М.: Мол. гвардия, 1984. с 141.)

  • Автором какого произведения является композитор И.Штраус?
    • Прощание славянки
    • Прощание с Петербургом
    • Прощание с Родиной

(Музыка. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Н.И. “Большая Российская энциклопедия”, 1988. с 645)

  • Кто является основателем Эрмитажа?
    • Княгиня Ольга
    • Екатерина II
    • Княгиня Софья

(Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкина и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. с 803)

  • Какой из струнных смычковых инструментов являются оркестровым басом?
    • Скрипка
    • Контрабас
    • Виолончель

(Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985. с 154)

  • Кем является И. Айвазовский в живописи?
    • Анималист
    • Маринист
    • Баталист

(Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983. с 260)

  • Назовите отчество Татьяны Лариной.
    • Андреевна
    • Дмитриевна
    • Николаевна

(А.С. Пушкин. Собрание сочинений. Т. 4. С 45. Стих. XXXVI)

Вопросы по общеобразовательным наукам
(красный “маршрут”)

I.

  • Сообщение о доходах для установления величины налогов и пошлины. (Декларация) (10, с. 627).
  • Какую страну пытался достичь Христофор Колумб, а вместо этого открыл Америку. (Индия) (10, с. 128).
  • Ряд правящих монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга на престоле по праву родства и наследования. (Династия) (10, с. 629).
  • Век-этап в истории человечества, связанный с освоением металлургии железа. (Железный век) (10, с. 631).
  • Основной закон государства, определяющий его общественное устройство. (Конституция) (10, с. 644).
  • Люди, занимавшиеся отправлением культов в древних религиях. (Жрецы) (10, с. 632).
  • Долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. (Инвестиции) (10, с. 646).
  • Священная книга ислама. (Коран) (10, с. 646).

II.

  • Временное занятие вооруженными силами территории противника. (Оккупация) (10, с. 657).
  • Нормативный акт главы государства. (Указ) (10, с. 679).
  • Сохранившийся древний оборонительный пояс Москвы. (Кремль) (20, с. 293).
  • Массовое прекращение работы трудящихся с выдвижением требований. (Забастовка) (32, с. 68).
  • Захватнические войны средневековых рыцарей. (Крестовые походы) (33, с. 229).
  • Что называют “четвертой властью”? (Средства массовой информации) (26, с.132).
  • Титул императора в Древнем Риме. (Цезарь) (10, с. 683).
  • Сподвижник Петра I, изображенный на картине И. Сурикова в ссылке в Березово. (А.Д. Меньшиков) (11, с. 12).

III.

  • Лицо, избранное в представительный орган власти. (Депутат) (10, с. 628).
  • Как назывался индейский шатер? (Вигвам) (22, с. 127).
  • Исключительное право, предоставляемое кому-либо. (Привилегии) (10, с. 666).
  • Место купли-продажи товаров и услуг. (Рынок) (32, с. 210).
  • В каком году началась Вторая Мировая война? (в 1939г.) (10, с. 127).
  • Существует ли государственная религия в Российской Федерации? (Нет. Все религии отделены от государства и равны перед законом) (26, с. 161).
  • Государственный переворот или попытка переворота группой заговорщиков. (Путч) (10, с. 668).
  • В этой стране жил великий ученый Галилео Галилей. (Италия) (22, с. 128).

IV.

  • Как называются набальзамированные тела? (Мумии) (22, с. 124).
  • Одна из трех (наряду с христианством и исламом) и самая древняя мировая религия. (Буддизм) (10, с. 610).
  • Вид компаний, который объединяет индивидуальные капиталы путем выпуска и продажи акций. (Акционерное общество) (10, с. 606).
  • Привилегированная часть общества, высшие слои общества. (Элита) (15, с. 78).
  • Из какого материала был сделан троянский конь? (Из дерева) (22, с. 124).
  • Основанное на договоре владение и пользование за плату имуществом. (Аренда) (10, с. 607).
  • Сфинксы имели тела женщин, львов или рыб? (Львов) (22, с. 124).
  • Рынок, на котором товары, ценные бумаги или валюта продаются оптом? (Биржа) (10, с. 609).

V.

  • Военачальник, правитель у славянских народов. (Воевода) (10, с. 613).
  • Эмблема государства, города, отдельной территории. (Герб) (10, с. 618).
  • Какой возраст установлен для молодых людей, вступающих в брак, согласно конституции РФ? (с 18 лет) (24).
  • Монета, получившая название по изображенному на ней всаднику с копьем. (Копейка) (32, с. 109).
  • Назовите три “ветви” власти в Российской Федерации. (Законодательная, исполнительная, судебная) (15, с. 41).
  • Какая русская царица имела чин полковника? (Елизавета Петровна) (2, гл. 10).
  • Что у древних понимали под словом “диалектика”? (Спор, дискуссия) (17, с. 134).
  • Тайная государственная полиция фашистской Германии. (Гестапо) (10, с. 619).

VI.

  • Кому принадлежат слова: “А все-таки она вертится!”? (Галилео Галилею) (6, с. 134) .
  • План государственных расходов и доходов на год. (Бюджет) (1, с. 131).
  • С какого возраста привлекают к уголовной ответственности подростка за убийство? (с 14 лет) (29, ст. 105).
  • Кто присоединил Сибирь к России? (Ермак) (19, с. 156).
  • Назовите первую столицу государства Российского (Киев) (9, с. 227).
  • Сколько республик входило в состав СССР? (15) (3, с. 316).
  • На каком языке говорили в Древнем Риме? (На латинском языке) (22, с. 125).
  • Сколько всего было мировых войн? (Две) (22, с. 127).

VII.

  • Какой дар преподнесли греки троянцам, если верить Гомеру (Конь) (8, с. 67).
  • Можно ли уволить работника за опоздание на работу по новому КзоТу? (Можно) (13, ст. 33).
  • Почему князь А.Д. Меньшиков, сподвижник Петра I не читал указов Петра I? (Он был не грамотным) (20, с. 275).
  • Хранилище денег и драгоценностей правителей в историческом прошлом. (Казна) (32, с. 93).
  • Назовите последнего русского лауреата Нобелевской премии. (Жорес Алферов, физик, 2000 г.) (13, с. 21).
  • Сколько самозванцев было на Руси? (Три: Лжедмитрий I и II, Е. Пугачев выдавал себя за Петра III) (28, с. 77).
  • Неумолимая и беспощадная судьба в Древней Греции. (Рок) (25, с. 207).
  • Кто из древнегреческих философов был учителем Александра Македонского? (Аристотель) (17, с. 28).

VIII.

  • Кто стал главой советского правительства после смерти И.В. Сталина? (Маленков Г.М.) (5, с. 1134).
  • Что такое вознаграждение за труд? (Заработная плата) (32, с. 128).
  • Истребление отдельных групп населения по национальным или религиозным признакам. (Геноцид) (10, с. 618).
  • Как в древнегреческой мифологии звали собаку, охранявшую вход в подземное царство мертвых Аид? (Цербер) (5, с. 1332).
  • Древнегреческий мыслитель, которого называют “отец истории”? (Геродот) (5, с. 270).
  • Как называли русские строй немецких рыцарей на Чудском озере? (“Свинья”) (28, с. 51).
  • термин, принятый для обозначения государств, играющих ведущую роль на международной арене. (Великие державы) (16, с. 64).
  • Кто командовал парадом Победы в 1945 г.? (Маршал К.К. Рокоссовский) (5, с. 1025).

IX.

  • Какую царскую регалию Россия получила благодаря Мономаху? (Шапку) (11, с. 48-49).
  • Ценная бумага, дающая право быть акционером. (Акция) (18, с. 204).
  • Назовите дату первого полета человека в космос. (12 апреля 1961 г.) (23, с. 165).
  • Как называется государство, в котором властвует народ? (Демократическое) (14, с. 4-5).
  • Как называют хранителя архива? (Архивариус) (5, с. 73).
  • Что ждал Наполеон на Поклонной горе? (Ключи от Москвы) (11, с. 319).
  • Как называли инакомыслящих в СССР, несогласных с политикой государства. (“Диссидентами”) (7, с. 174-175).
  • Первый президент Советского Союза. (М. Горбачев) (23, с. 237).

X.

  • Назовите год, считающийся годом основания Москвы. (1147г) (12, т.2, гл. XII).
  • Единая валюта европейских стран. (Евро) (30, с. 60).
  • Эта страна была родиной конкистадоров. (Испания) (32, с. 128).
  • Выезд из своей страны в другую на постоянное место жительства. (Эмиграция) (10, с. 685).
  • Какое событие произошло раньше: русско-японская или I мировая война? (Русско-японская – в 1905) (3, с. 260).
  • В древнем Риме рабы, военнопленные, а иногда и просто желающие, которые сражались между собой и с дикими зверями на потеху публике. (Гладиаторы) (10, с. 618).
  • Стоимость монеты или купюры. (Номинал) (30, с. 7).
  • Отменена ли смертная казнь в Российской Федерации? (Нет, установлен мораторий на ее применение) (14, ст. 20).

XI.

  • Глава королевства. (Король) (10, с. 646).
  • Античные или средневековые рукописные книга. (Манускрипты) (10, с. 651).
  • Повышение роли городов в развитии общества. (Урбанизация) (10, с. 680).
  • Что такое “Матросская тишина”? (Место, где находится тюрьма; сама тюрьма) (20, с. 298).
  • Денежный сбор, взимаемый государством за определенные виды услуг. (Пошлина) (10, с. 665).
  • Здесь сохранились древние гробницы с иероглифами. (Египет) (22, с. 128).
  • У древних греков и римлян название всех чужеземцев. (Варвары) (10, с. 611).
  • В древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. (Великий шелковый путь) (10, с. 612).

XII.

  • Будет ли считаться преступлением взлом компьютерной информации? (Да) (31, с. 147).
  • Автор слов “Кто с мечом к нам придет, от мечта и погибнет”. (Александр Невский) (2, с. 29).
  • Чьи Евангелия легли в основу Библии? (От Матфея, Марка, Луки, Иоанна) (4).
  • Как называются высказывания великих людей, прочно вошедшие в современную речь? (Изречение) (5, с. 83).
  • имя основателя одной из трех основных религий мира, означающее “ясновидящий, просветленный”? (Будда). (17, с. 54).
  • Кто считал, что “пуля – дура, а штык - молодец”? (Суворов) (3, с.176-177).
  • Кто снимает головной убор в церкви? (Мужчина) (27, с. 87).
  • Автор изречения “Все течет, все меняется”? (Гераклит) (17, с. 97).

XIII.

  • Почему московский князь Иван I получил прозвище “Калита”? (Он пополнил государственную казну, отсюда его прозвище “кошель, сумка”) (9, с. 259).
  • Кого в свое время называли “железной леди”? (Маргарет Тэтчер).
  • Партизан и поэт в Отечественной войне 1812 г. (Д. Давыдов) (3, с. 191).
  • Как называют отборные, элитные войска? (Гвардия) (5, с. 256).
  • Какой документ защищает права ребенка? (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.) (31, с. 94).
  • Война между жителями одной страны. (Гражданская) (31, с. 47).
  • Последний русский царь. (Николай II) (22, с. 121).
  • Получит ли вознаграждение нашедший клад в РФ? (Да, 25% стоимости) (22, с. 127).

Список литературы, использованный для составления вопросов по общественным наукам (красный “маршрут”) к этапу “Эрудит” конкурса “Студент года”

  1. Автаномов В.С. Введение в экономику. – М., 1998.
  2. Артемов В.А. Исторические портреты. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Артемов В.В., Лубенков Ю. История Отечества. – М.: Академия, 1999.
  4. Библия. Новый завет. – М., 1998.
  5. Большой энциклопедический словарь. –СПб, 1997.
  6. Бублейников Ф. Г. Галилей. – М.: Просвещение, 1976.
  7. Головатенко А. История России – спорные проблемы. – М., 1994.
  8. Гомер. Илиада. – М.: Художественная литература, 1986.
  9. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 1995.
  10. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.
  11. Ишимов А.О. история России в рассказах для детей. – Иркутск, 1993.
  12. Карамзин М.Н. История государства Российского. – М., 1991.
  13. Кодекс законов о труде. – М., 1998.
  14. Конституция РФ от 12.12.1993.
  15. Краснов Б.И. Основы политологии. – М., 1997.
  16. Краткий политический словарь. – М.,1989.
  17. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
  18. Лебедев О.Т., Каньковская А. Основы экономики. – СПб, 1997.
  19. Личман Б.В. История России с древних времен до второй половины 19 в. – Екатеринбург, 1995.
  20. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. – М., 1995.
  21. Мировое политическое развитие: век XX. – М., 1994.
  22. Неизвестное об известном. – М., 1997.
  23. Островский В.П. История Отечества. – М., 1992.
  24. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995.
  25. Словарь античности. – М., 1989.
  26. Сморгунов Л., Семенов П. Политология. – М., 1996.
  27. Субботин Ю.К. Православные таинства. – М., 1990.
  28. Суздалева Т.Р., Федоров К.В. История Отечества в вопросах и ответах. – М., 1997.
  29. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996.
  30. Федоренко П. сколько стоит золотой или история денег: Энциклопедия для детей и взрослых. – М., 1999.
  31. Шкатулла В.И. Основы права. – М.: Академия, 1997.
  32. Школьный экономический словарь/Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского. – М., 1999.
  33. Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1994.

Приложение № 2
Оценочный лист участников конкурса “Эрудит”

№ п/п Ф.И.О. конкур-
санта
Номер шага

Количество
баллов,
набранных
в роли
“Запасного
игрока”

Общее
количество баллов

Место

1 2 3
Номер вопроса

 

Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

Правильный ответ за 1-й шаг – 0,5 балла.

Правильный ответ за 2-й шаг – 0,5 балла.

Правильный ответ на каждый вопрос 3-й шага – 0,2 балла.

Правильный ответ в роли “запасного игрока” – 0,1 балл.