Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.
Для того, чтобы наш ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью языка он смог бы решить нужные для себя проблемы.
Находясь вне среды изучаемого языка, учителю приходится моделировать иноязычное общение в условиях урока.
Задача учителя – создание такой атмосферы на уроке, при которой ученики не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке, а также в постановке таких заданий, которые стимулировали бы их желание, а иногда просто ставили бы перед необходимостью говорить на уроке.
Мотивационную готовность к речевым действиям вызывают у учащихся ролевые игры. Интересные, удачно подобранные роли оказывают побуждающие к общению действия. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.
Большинство учащихся, особенно дети 9–10 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя.
Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важная учебная задача на этом этапе – научить ситуативно обусловленному общению.
На старшем этапе (10–11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.
На тематику старшего этапа хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс - конференции, международные симпозиумы, форумы и т.п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.
Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:
- она создает модель общения,
- в ней переплетаются речевое и неречевое поведение,
- создаются комфортные условия для обучающихся,
- возникает мотивация для общения,
- игра учит партнерству и сотрудничеству,
- принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит,
- общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.
Ролевая игра позволяет включить ученика в процесс планирования и подготовки речевого целого.
Начиная работу над разделом, можно поставить задачу провести в конце работы над темой ролевую игру типа: пресс – конференция на тему “Образование в Великобритании”, ролевая игра “В магазине”, “В кафе”.
Учитель вместе с учениками обсуждает ситуации, которые могут возникнуть при решении этих задач, подбираются речевые действия для этих ситуаций. Ученики вспоминают нужные слова и выражения. Учитель объясняет недостающие единицы или рекомендует их найти в словаре, учебнике.
Необходимы упражнения, иллюстрирующие употребление новых языковых единиц. Далее идет отработка реплик, фраз, микроситуаций, которые являются фрагментами конечной речевой ситуации.
Прежде чем учащиеся перейдут к самостоятельным речевым действиям, учитель может показать желаемое действие сам или с помощью ассистентов, можно предложить учащимся разыграть готовые тексты, дополнить или трансформировать их.
Проведение ролевой игры предполагает следующие этапы:
- Подготовительный. На этом этапе необходимо создать личностный мотив говорения. Учитель выясняет, что волнует детей, о чем они говорят на переменах (анкетирование, собеседования, беседа с классным руководителем). Учитель, выбрав тему, сообщает ее учащимся, ставит коммуникативную задачу, распределяет роли. На этом же этапе отрабатывается языковой материал.
- Проведение игры. Презентация игры, изложение хода игры, тренировка языкового материала, описание ролевых характеристик. Роли должны быть у всех учащихся. Должен быть лидер.
- Подведение итогов. Итоги подводятся на русском языке. Что понравилось, что не понравилось. Почему? Кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех. Если ролевая игра – состязание, то необходимо подвести итоги, обозначить победителей.
В представленном плане ролевая игра проводится только после фонетических упражнений, речевой зарядки – беседы учителя с учениками об их доме, квартире, и аудирования.
Таким образом, происходит отработка в речи тех лексических единиц и грамматических структур, которые будут необходимы в ролевой игре.
Ролевая игра “Агентство по продаже недвижимости” выбрана не случайно. Учеников этого возраста притягивает все новое, и они охотно выбирают себе роли интересные, необычные, очень любят выступать в роли старших. С ними можно экспериментировать, пробовать разные виды ролей.
План – конспект урока английского языка в 5-м классе по учебнику Т.Клементьевой и Б.Монк “Счастливый английский-I”
Тема “Дома” “At Home”
Цели:
- Учебная – совершенствование речевых навыков.
- Развивающая – развитие способности к групповому общению.
- Воспитательная – развитие внимания к собеседнику в процессе общения.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Учитель: Good afternoon. I’m glad to see you. Well, how are you, all today? How are you (Olga? Sasha…)? Are you O’K, Sveta? I see you are all fine. Let’s begin our English Lesson.
Фонетическая зарядка.
Look at the cards and pronounce the sounds.
Read the transcription.
Речевая зарядка.
Today we are going to speak about flats and houses. Let’s begin our lesson with the proverb.
На доске – пословица ‘There is no place like home’.
Who can translate it into Russian?
Who knows the Russian equivalent of this proverb?
Do you know other proverbs about home?
‘East or West home is best’.
Do you agree with this proverb? Surely. Home is the best place in the world.
We all love our home.
And now answer my questions about your home.
Have you got a flat or house?
Is there a bus stop near your house?
What floor is your flat on?
Is there (a balcony, a cellar, a hall) in your flat?
How many rooms are there in your flat?
How many (windows, doors, televisions) are there in your flat?
Have you got your own room?
Is it big?
What is there in your room?
Аудирование.
Ученики получают карточки с предложениями из текста. Им нужно после прослушивания текста разложить предложения в правильном порядке.
Now I’ll read you a story about one house. You are to put the sentences in the right order. Listen to me very attentively I’ll read you the text twice.
There is a house on a hill. There is an attic in the house. There is a red roof on the house. Upstairs there is a bedroom. There is a bed near the wall. There is a chest of drawers near the bed. There is a mirror, a clock, brushes and combs on the chest of drawers. Downstairs there is a kitchen, a bathroom and a living room. In the living room there is a sofa, two armchairs, a fireplace and a television. There are pictures on the walls. In the kitchen there is a table and four chairs.
Now let’s read the texts you have got.
Ученики по цепочке читают предложения, учитель контролирует, правильно ли выполнено задание.
Answer my questions to the text.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
- Where is the house?
- What colour is a roof on the house?
- What is there upstairs?
- What is there downstairs?
- Is there a fireplace in the living room?
Ролевая игра. “Агентство по продаже недвижимости”
Оформление:
- Вывеска Estate Agency ‘The House of your Dream’.
- Фотографии и картинки с изображением домов и квартир.
- Визитки (“бейджики”) с именами агентов.
Презентация игры.
Мы находимся в агентстве по продаже недвижимости. Я – агент Мери Мёси, мне помогают агенты Луиза Крофт, Джеймс Блэк и Энн Майлз. Все остальные – покупатели. Вы хотите приобрести дом или квартиру. Выслушав агентов, вы расспрашиваете о доме или квартире, которые вам понравились, и вы хотели бы их купить.
Начинает игру лидер (на младшем, среднем этапе – лучше учитель).
Welcome to our Agency. We are glad to see you here. I am Mary Mersy. Our Agency has many houses and flats for sale.
Показывает фотографию дома.
I’d like to offer you this house. It’s a very nice house. It has a red roof and a balcony. There is an attic and a cellar in the house. There are four rooms in it.
Показывает фото комнат.
These are the photos of the rooms: a bedroom, a living room, a dining room, and a study. The rooms are large and light. You may ask me the questions. I’ll give you all the information about the house.
Ученики-“покупатели” задают вопросы и решают, будут покупать или нет.
Is there a park near the house?
Is there a telephone (lift, a balcony) in it?
How many windows are there in your house?
Is the house in the centre of the town?
Are there shops or cafes near the house?
Is school far from it?
How much is it?
Учитель – “агент” отвечает на вопросы и ведет дальнейшую беседу.
Any more questions?
Do you like this house?
Who wants to buy it?
I see you want to buy it. It is £20000.
So it is sold.
Следуя по речевому образцу учителя, ученики – “агенты” представляют свои дома для продажи (домашнее задание было приготовить картинку с изображением дома и описать его). Ученики – “покупатели” готовят свои вопросы и “покупают” или “не покупают” дома.
Подведение итогов.
I see our Agency has sold four houses, so you were very good agents. Thank you for you work. Спасибо всем за работу. Вы были хорошими агентами. Спасибо за интересные вопросы. Как вы думаете, кто был лучшим агентом, а кто задал больше всего вопросов?
Объявляются самые активные, выставляются оценки.
Домашнее задание. Написать объявление в газету о продаже своей квартиры.
Литература:
1. Е.И. Пассов “Урок иностранного языка в школе”. М., “Просвещение”, 1988.
2. И.А. Зимняя “Психология обучения иностранным языкам в школе”. М., 1991.
3. М.Л. Вайсбурд “Использование учебно - речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке”. М., “Титул”, 2001.