Пояснительная записка к адаптированному варианту программы для 5-го класса “Основы потребительского поведения”
В настоящее время, которое характеризуется как период с переходной рыночной экономикой, все большую актуальность и востребованность приобретает знание основ потребительского поведения. Данная востребованность связана с тем, что все мы в конечном итоге являемся потребителями и должны иметь представление о своих правах. И чем раньше школьник получает опыт экономических отношений с точки зрения складывающихся условий рыночной конъюнктуры, тем проще, успешнее и увереннее чувствует себя в дальнейшем.
Цель данной программы – в процессе изучения основ потребительского поведения формировать у учащихся 5-х классов установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях. Программа так же является подготовительным этапом в изучении основ экономической науки и должна способствовать формированию интереса учащихся к экономике. Программа ориентирована на подготовку пятиклассников к жизни в новых экономических условиях. Социально – экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Задачи курса
- Дать учащимся общие представления об особенностях существующей рыночной ситуации;
- Сформировать установки учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей;
- В доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуги.
Программа представляет собой адаптированный вариант программы для 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений, авторами которой являются П.В. Крючкова, Е.В. Кузнецова, А.Н. Фонтанова. Данный вариант адаптирован с учетом возрастных особенностей, сокращен с 68 часов в год до 32 часов учебного времени в год и предназначен для учащихся 5-х классов гимназии при нагрузке 1 час в неделю. Сокращение часов в первую очередь касается темы “Деньги и потребитель” так как основные понятия темы, такие как, например, “валюта” или “пластиковые карты”, рассматриваются подробно при изучении экономики в последующих классах. Программа рассчитана на учащихся 5-х классов, так как в этом возрасте дети начинают активно выступать в качестве потребителей, но устойчивые стереотипы потребительского поведения у них еще не сформировались.
Темы для изучения отобраны с учетом возрастных особенностей школьников. Они предусматривают ознакомление учеников с экономическими основами большинства потребительских проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни.
Возрастной период 10-11 лет З.Фрейд называл латентной стадией в развитии личности, когда человек учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Именно на этой стадии более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике данного общества. В этот период происходит смена типов ведущей деятельности ребенка – от учебной деятельности к общению. Интеллектуальное развитие ребенка в этот период связано с возможностями творческого воображения, получения удовлетворения от процесса фантазирования. Этот процесс, по мнению психологов, напоминает игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Игра способствует выделению для сознания ребенка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их. Игра дает некоторое обобщенное знание, которое непосредственно соединяется с положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями.
Вот почему игровая форма, выполнение различных творческих заданий могут быть выбраны в качестве основных приемов обучения пятиклассников. Дети легко откликаются на все нестандартные формы проведения занятий и с удовольствием проникаются поставленными задачами. Все это создает комфортную психологическую атмосферу, помогает сделать учебный материал интересным и доступным для восприятия. Задача учителя состоит в том, чтобы сложный язык экономической науки, которым говорят такие крупнейшие ученые – исследователи как Пол Самуэльсон, Адам Смит, Альфред Маршалл, Торстейн Веблен и другие, стал понятным и доступным языком общения школьников на все последующие годы обучения. Еще одним важным нюансом в работе учителя является умение разъяснить и показать на примере значение законодательной строки Закона о защите прав потребителей, на который также опирается данный курс. В зависимости от уровня подготовленности класса можно варьировать степень сложности, добавлять в изучение какой-либо темы подходящие для изучения ситуации.
С точки зрения экономической теории, главным действующим лицом в рыночной системе является потребитель, поэтому первый раздел программы раскрывает нам роль потребителя в рыночной экономике, механизм рыночного взаимодействия, значение Закона о защите прав потребителей.
Одним из важных моментов успешного и рационального поведения потребителя на рынке является владение полной и достоверной информацией о продавце (производителе) и предлагаемых им товарах (услугах), поэтому второй раздел посвящен доступным для потребителя – пятиклассника источникам информации.
Поведение потребителей при покупке товаров или услуг рассматриваются более конкретно в разделе IIII.
Так как в рыночной экономике деньги являются самым дефицитным, а потому и самым нужным для потребителя товаром, то в главе IV рассматриваются вопросы сохранения и приумножения имеющихся денежных ресурсов потребителя
И наконец, завершением программы является раздел о защите прав потребителей, главной задачей которого является ознакомление учащихся с ситуацией, когда дело все же может дойти до судебного разбирательства.
Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы в виде создания и защиты проектов, проигрывание житейских ситуаций, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, тестовой контроль качества знаний. Организация работы по предмету осуществляется на нескольких уровнях усвоения знаний, что позволяет учитывать психологические индивидуальные особенности обучаемых и использовать дифференцированный подход. Дидактические особенности репродуктивного уровня обучения реализуются в основном на практических работах в которых учитель – ведомый, задача ученика – повторить по аналогии. Конструктивный уровень выполнения работы подразумевает применение знаний по аналогии, в знакомой ситуации. Такой подход реализуется через проигрывание житейских ситуаций, решение тестов, проведение деловых игр. И, наконец, возможности творческого роста, применение знаний в новой ситуации могут быть реализованы через создание и защиту проекта на заданную тему. Программа использует разноуровневый подход к подбору объектов изучения для практических работ. В отличие от других подобных программ большую часть времени (18 из 32 часов) предполагается отвести на активные методы обучения. Ведение игровой методики является основной формой реализации программы. Еще одной особенностью предлагаемой программы является ориентация на следующие принципы обучения:
- доступность предлагаемого к изучению материала;
- сознательное усвоение знаний через применение их на практике;
- поддержание инициативы и развитие творческих способностей учащихся;
- гуманизм и развитие личности через создание благоприятного микроклимата в школьном коллективе – как в социуме с равными возможностями для всех его членов;
- преемственность в обучении как сохранение взаимосвязи предыдущего с последующим; этот принцип хорошо просматривается через межпредметные связи (таблица 1).
Таблица 1.
Структура межпредметной взаимосвязи программы
для 5-го класса
“Основы потребительского поведения”
Курс | Программа | Тема по которой осуществляется межпредметная связь | Тема в программе “Основы потребительского поведения” |
Биология | Пакулова В.М. Природа, 5-й класс |
Вода. Вода - растворитель. Использование воды. Охрана воды | “Зеленое” потребление |
ИЗО | Неменский Б.В. Изобразительное исскуство и художественный труд, 2-й класс | Улицы твоего города. Витрины магазинов |
Рекламное представление школы. Магазин начинается с вывески |
История | Колпаков С.В. Всеобщая история, 5-й класс |
Древний Восток. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Наши права, Из истории возникновения потребительского права |
Математика | Виленкин Н.Я. Математика, 5 кл. |
Сложение натуральных чисел и их свойства | Анализ моих расходов за неделю |
Литература | Кутузов А.Г. Литература |
Рассказ, жанр рассказа. Сюжет, композиция | Мой любимый магазин. Что было бы если бы с товаров исчезли этикетки. Всегда ли экономия снижает затраты |
Окружающий мир | Вахрушев А.А. Окружающий мир для 2-го класса |
Что нас окружает | Как продаются товары, магазинная торговля, виды магазинов |
Основы безопасности и жизнедеятельности | Волошина В.Г. ОБЖ . 5 кл. |
Безопасность на улице. Правила поведения на транспорте |
Азартные игры. “Правила безопасности”
игры. Поведение потребителя на транспорте |
Русский язык | Разумовская М.М. Русский язык. 5 кл |
Письмо. Орфография, правила орфографического написания | Проекты “Магазин начинается с вывески”. Рекламное представление своей школы |
Технология | Кожина О.А. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов |
Сортировка стола. Этикет. Виды упаковок товара | Изготовление упаковки товара из подручных материалов |
Этика | Шемшурина А.А. Этическая грамматика для начальной школы. |
Уважение. Симпатия | Этика потребительского поведения |
Эта программа предоставляет большие возможности творческого роста и для учителя, поскольку многие непредвиденные ситуации в рыночной экономике, а также в сфере потребительского поведения остаются за рамками данного учебного курса. Поэтому преподаватель вправе вносить изменения и дополнения в содержание программы с учетом изменяющихся условий рыночной среды, индивидуальных особенностей детей и собственной позиции.
Учебно – тематический план
№ темы |
Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Введение | 1 | 1 | ||
1 2 3 |
Раздел I. Кто такие
потребители. Кто такие потребители. Как мы выбираем товары и услуги. Как продаются товары. |
5 1 2 2 |
2
1 1 |
3 1 1 1 |
4 5 6 |
Раздел II. Информация и
потребитель. Источники информации для потребителей. Что читать на этикетке товара. Реклама и ее регулирование. |
9 2 4 3 |
3 1 1 1 |
6 1 3 2 |
7 8 9 10 11 12 13 14 |
Раздел III. Как вести себя
потребителю. Наши потребительские права. Поведение потребителя в магазине. Потребитель в службе быта. Поведение потребителя на транспорте. Потребительские услуги в путешествии. Потребитель в системе образования. Этика потребительского поведения. “Зеленое” потребление. |
10 2 1 1 1 1 1 1 2 |
4
1
1 1
1 |
6 1 1 1 1
1 1 |
15 16 17 |
Раздел IV. Деньги и потребитель. Наши расходы. Как покупать дешевле. Азартные игры. |
4 1 1 2 |
1
1 |
3 1 1 1 |
18 19 |
Раздел V. Кто нас защищает. Самозащита потребителя. Куда обратиться за помощью. |
2 1 1 |
2 1 1 |
|
Обобщение | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 32 часа | 13 | 19 |