Классная комната оформлена в виде лесной опушки: деревья, трава, цветы, летают птицы, бабочки, насекомые. Справа – озеро; слева – цветочная поляна.
Действующие лица: ведущие, Эколобок, лесовичок , дети на поляне, Баба Яга, Леший, водяной, кот Тимофей (для всех персонажей соответствующие костюмы). Звучит музыка П.И.Чайковского “Апрель”.
Ведущий 1:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло–голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Ведущий 2:
Всё что нужно, год от года
Нам дает сама природа,
И потому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без лесов полей и рек
Жить не может человек.
Вместе:
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!
Появляется Эколобок и “катится” по тропинке.
Эколобок: Здравствуйте, меня зовут Эколобок. Я родился рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на тропинку, которая привела меня к вам.
Ведущий 1: А куда же ты направляешься?
Эколобок:
Слышал я, что есть на свете
Необычная страна,
В ней все правильно всегда.
Как у нас, там есть горы,
Реки, поле, и леса.
Там животные на воле;
Звери; птицы – в небесах.
Там никто не ходит с палкой,
Чтоб кого – нибудь убить.
Не стреляют из рогатки,
Не стремятся куст сломить.
Там царят покой и дружба.
Исчезла злоба и беда.
Звери, птицы и растения
Живут там в мире навсегда.
Ведущий 1:
Поняла я, Эколобок, куда тебе надо
Катится – в Экоград.
Но попасть туда непросто,
Далеко твой путь лежит,
Надо все уметь и знать
И друг другу помогать
Только так ты сможешь попасть в Экоград. (Эколобок плачет.)
Ведущий 2: Не плачь, Эколобок, мы тебе поможем. Наши дети умеют дружить и природу любить. Много знают и умеют и в трудную минуту не сробеют. Правда, ребята?
Ну что, принимаешь нашу помощь? А без Лесовичка нам тоже не обойтись.
Эколобок: Конечно, я очень рад, что смогу попасть в Экоград.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: О каких правилах поведения в природе напоминают эти знаки?
Лесовичок показывает ребятам знаки
Лесовичок: Молодцы, ребята. А теперь в путь!
Дети вместе с Эколобком берутся за руки, идут по кругу, напевая песенку. (Фонограмма)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке.
Если долго по тропинке,
Топать, ехать и бежать,
То пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно – верно,
То возможно, можно – можно,
Можно в Экоград попасть.
(Дети становятся в круг, поют и выполняют соответствующие движения)
А – а, реки в Экограде вот такой ширины!
А – а, там цветы и травы вот такой вышины.
А – а, город мой зеленый,
А – а, город мой любимый,
А – а, Экоград, меня встречай!
А – а, Экоград, ты нас встречай
Звучат голоса птиц. (Аудиозапись)
Лесовичок:
Березовые двери открылись предо мной,
Я вхожу как в терем зеленый и резной.
Он необыкновенный, чего там только нет.
В нем солнечные стены, ромашковый портрет,
И купол золоченый, летящий в облака.
Волшебная со звоном вода у родника,
А на краю опушки, в глубь терема маня
Приветствуют меня.
Эколобок: Как здесь красиво! Давайте отдохнем! (Дети садятся на привал, общаются)
Поляна загадок
1 ученик: А я знаю много загадок о природе.
Стоит столб до небес.
А на нем шатер – навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной зеленый.
Зимой и летом одним цветом.(Сосна)
2 ученик: Я читала о сосне. Научное название этого дерева в переводе означает “скала”. Сосна может расти и на неприступных горных склонах, и на скалистых обрывах. В сосновом лесу легко дышится. Хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов – веществ, убивающих бактерии. Только на одном взрослом дереве общая длина хвоинок составляет 200 км!
3 ученик: А у каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?
4 ученик: Много мастеров срубили избу без углов.
Правильно, муравьи живут семьями, в которой есть крылатые самцы и самки, бескрылые строители, добытчики пищи, няньки, воины. Своими усиками–антеннами они передают друг другу всякие запахи, звуки, сведения. Они очень полезны, т. к. истребляют вредных личинок, насекомых, которые губят деревья. Муравьи средней величины из одного муравейника могут уничтожить 15– 20 тыс. вредных насекомых в день.
5 ученик: Я вам опишу птицу, а вы отгадайте, о ком идет речь.
Начинает петь с вечера и поет всю ночь. Перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Весной прилетают эти птицы в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись на родину, отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Во второй половине июня покидают гнездо, перестают петь. Всю остальную часть лета ведут скрытую жизнь и не поют (соловей).
Ведущий (вступает в разговор):
Известно, что кукушонок выбрасывает яйца птенцов своих приемных родителей, один поедает корм, который они ему приносят. Почему же ученые считают, что впоследствии он искупает свою “вину”?
Взрослые кукушки поедают вредителей леса, в том числе мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.
6 ученик:
Стоит Алена – платок зеленый,
Белый стан, алый сарафан.
Об этом дереве пели в старину как о дереве “об четыре дела”.
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
На Руси бедные крестьянские избы освещали березовой лучиной. Из березы делали деготь. Она лечила больных. Своими лечебными почками, соком. Банный веник из ее веток до сих пор является традиционным средством профилактики заболеваний.
Ведущий 2 (добавляет):
Береза – это фанера, мебель, лыжи, посуда.
Береза – это метиловый спирт, уксус, ацетон, желтые и зеленые краски для тканей.
А береста! Это природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают красивые туеса.
Ведущий 1 (отходит на несколько шагов в сторону):
Ребята, все сюда!
Посмотрите, сколько здесь разных следов
Чьи же они? ( Показывает изображения следов.)
Слышится шум. Появляется Баба Яга, Леший
Баба Яга: Чай–то я сегодня, милый друг, какая–то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь по–своему переделаем! А?Леший: Это ты хорошо придумала, Бабуся–Ягуся!
Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!
Баба Яга: Молодец, Леший!
Баба Яга и Леший начинают безобразничать, громко кричать.
Потом Леший лезет в гнездо.
Ведущий 2: Ребята, что мы видим! Ужас какой! Хорошо или плохо делают Баба Яга и Леший?
Ведущий 1: Крикнем все громко: “Нельзя!”
Баба Яга: Ой, что это? Гром, что ли?
Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами управились.
Леший: Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой! Ой! Ой!
Ведущий: Это вы тут хулиганите, все ломаете, рвете, гнезда разоряете?
Леший: Бабусенька–Ягусенька, к вам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы больше нарвали цветов, наломали веток, вместе бы в баньку сходили. Хи–хи–хи! Вы, наверное, тоже вредные, не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.
Баба Яга: Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и безобразничать!
Лесовичок: Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать?
А как вы считаете, мои юные друзья? (Ответы детей)
(лесовичок продолжает)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй ее святынь.
Леший:
Прошу простить меня за то,
Что сделал много бед.
Вместе:
Мы обещаем на Земле
Оставить добрый след.
Возьмите нас с собой.
Ведущий: Ну что, примем их к себе? И они станут настоящими друзьями природы, животных.
Дети исполняют песню “Музыка в лесу”
Эколобок: (показывая направо)
Посмотрите, а это что такое?
Ведущий: Это озеро, а в него бегут ручейки.
Танец ручейков
(исполняют девочки)Ведущий: Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Озеро (магнитофонная запись)
Не пейте, дети! Вода в озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в озеро. Остановилась жизнь для обитателей озера.
Купаться запрещено!
Воду использовать нельзя!
Водяной:
Я одинокий водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки болеют, как старушки.
На дне моей квартиры–
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой–ка,
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
Дети убирают мусор:
консервные банки, бутылки, тряпки и т.п.Водяной благодарит детей за освобождение озера от мусора.
Водяной: Ребята, у меня прекрасное настроение. Не хотите ли со мной поиграть? (Дети соглашаются)
Игра “Водяной”
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и не открывая глаза, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Если угадал, меняется ролью.
Ведущий 1: Если в воду не будут сбрасываться всякие отходы, то постепенно вода очистится сама. Это только при условии, что никто больше не бросит в воду даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, тогда возвратится жизнь: будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки.
А теперь, в путь! Путешествие продолжается. (Двигаемся лесной тропинкой по направлению к цветной поляне)
Эколобок: Ой, я, кажется, ногу поранил.
Лесовичок: Давай зайдем в лесную лечебницу и приложим тебе след белого человека!
Эколобок: А что это такое? Ребята, а вы знаете? (Ответы детей)
Ведущий: А подорожник еще называют раник. Почему? (Лечение ран)
Ученик: А я знаю одну легенду. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена подорожника. И заселилось это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили – след белого человека, а позже узнали о его целебных свойствах.
Лесовичок: Сейчас мы приложим тебе лист подорожника и остановим кровотечение.
Кто поранил пятки?
Подходи, ребятки!
Подорожник выручит!
Подорожник вылечит!
У него листок–
Доктор с ноготок!
Ведущий: Какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)
Ученик показывает рисунки с лекарственными растениями .Спрашивает их названия, обобщает ответы детей. С охапкой цветов появляется Кот Матвей и напевает
Кот: Я цветочков наберу, ими пол я устелю.
Ведущий: Позвольте вас спросить, что вы это там напеваете?
Кот: Я цветочки так люблю, что букеты понарву…
Девочки: (возмущенно говорят)
Если я сорву цветок,
Если я сорву цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны–
И не будет красоты.
Звучит мелодия “Рассвет”
(муз Шаинского)в это время одни дети расклеивают листовки на экологическую тему, другие читают, обсуждают, рассматривают выставку с видами Байкала, природы Сибири. Затем все садятся.
Ведущий 2: Ребята, для вас телеграмма:
“Была я красивой, была я пригожей,
Стала совсем на себя не похожая.
Траву на мне вытоптали, кусты поломали,
Березку на дрова срубили, елочку на подстилку.
Забросали меня банками, грязной бумагой,
Щепками, тряпками. Помогите!”
Лесовичок: Ребята, давайте в выходной день выйдем на берег Ангары и очистим поляну от мусора. (Дети принимаю предложение Лесовичка)
Скажу вам по секрету:
Вы верно шли, друзья.
Дружите вы с природой.
И Экоградом станет
Вся наша земля.
Ведущий 1:
Вы, друзья, не подкачайте,
Правдивыми и честными быть обещайте.
Дети: Обещаем!
Ведущий:
Не обижать ни птахи, ни сверчка.
Не покупать для бабочки сачка.
Дети: Обещаем!
Ведущий:
Любить цветы, леса, простор полей
Все, что зовется Родиной твоей!