Программные задачи:
1. Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения.
2. Заботиться об окружающей среде.
3. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.
Материал: альбомы о Байкале (о животных, рыбах, птицах); географическая карта; сосуд с чистой водой; стакан с окрашенной водой; речевой материал.
Предварительная работа: оформление альбома; просмотр видеокассеты “Байкал”; заучивание детьми стихотворения о Байкале.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент: в гости пришел “Сибирячок” с географической картой (в роли Сибирячка – воспитатель).
- Ребята, здравствуйте! Меня зовут “Сибирячок”. Сегодня я к вам пришел, чтобы рассказать вам о нашем славном озере. А как вы думаете, о каком озере сегодня мы с вами будем говорить? (О Байкале).
2. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту местного региона. Находят родной город (название), название республики (Бурятия). Находят озеро Байкал. На что оно похоже по форме? Какое оно по размерам? Почему обозначено голубым цветом? Обратите, ребята внимание, как много рек впадает в озеро, а вытекает лишь одна, но одна большая - это река Ангара. Байкал по праву считается одним из самых глубоких, чистых озер не только нашей страны, но всей планеты Земля.
А сейчас я вам расскажу одну легенду, которая передается в народе из поколения в поколение.
Легенда “Байкал и его дочь Ангара”.
3. Физическая минутка - пантомима “Байкал и Ангара”.
4. Ребята, а как вы думаете, какие рыбы живут в озере? (Окунь, щука, омуль, таймень). А еще живет интересная рыба - голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала. Эндемик - значит больше нигде на Земле не повторяется, живет только здесь, на Байкале. Таких рыб, животных, птиц на Байкале очень много, и о них мы с вами будем говорить позже, на других встречах.
Д.И. “Скажи, как называется рыба и где она живет?”
Опыт: В сосуд с чистой водой добавляется вода, окрашенная в яркий цвет.
Какая красивая вода, наверное, рыбам здесь будет хорошо жить? Правда?
5. Ребята, а как вы думаете, для того, чтобы жить, какая вода нужна рыбам?
Ответы детей. Вывод: что произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде.
6. У нас в Байкале, как мы уже знаем, вода чистая, голубая, поэтому и рыбам там живется не плохо.
Дети: 1 ребенок
Нужен Байкал тебе и мне
Нужен чистый воздух на зоре
Птичий гомон, и синева рек
Солнце, дождик и белый снег.
2 ребенок
Давайте будем его беречь
Не будем силы свои жалеть;
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка Байкал дорогой.
Игра “Цепочка слов” (с камешками).
7.
Вы очень многое узнали о Байкале,
Но кое-что сказали Вы и сами,
И если к Вам я буду приходить
То больше край мы будем свой любить.
До свиданья, мне пора,
Ждет меня другая детвора.
Литература
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Изд. центр “Академия”.
- Асламова С.Н. Сергиенко С.Ш. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. 2002.
- Бойченко В.С. Михалкин К.Ф. Байкальский заповедник. М.: "Русская книга". 1993.