Урок истории с использованием информационных технологий (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Тема: "Правление Ивана III".

Цели урока.

Обучающая цель урока:

1. Охарактеризовать личность русского князя, фактически завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
2. Выделить наиболее значимые моменты правления Ивана III.

Развивающая цель урока:

Развивать умения у учащихся работать с учебными мультимедийными дисками по истории, правильно использовать ранее приобретенные знания по хронологии, историческим понятиям, историческому фактическому материалу.

Воспитательная цель урока:

Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за своё Отечество, чувство уважения к историческому прошлому своей Родины.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование урока:

  • карта "Образование и расширение Российского государства ХIV – ХVвв.";
    компьютер;
  • рабочая тетрадь по истории, учебник под редакцией В. И. Буганова, А. Н. Сахарова, М. 2003 г;
  • Заранее, до проведения урока, необходимо приобрести компакт- диск, мультимедийной серии под названием "История Отечества" 882-1917, состоящий из двух компакт-дисков. Для данного урока используется первый диск, том I, 882-1801.

Диск "загружается" от одного компьютера на все остальные (на уроке были использованы 13 компьютеров), можно прибегнуть к помощи учителя информатики. Желательно учителю иметь персональный компьютер для практической и полноценной обработки компакт-диска.

Необходимо также раздать учащимся сообщения по следующим вопросам:

  • личность Ивана III; подчинение Новгородской республики московскому княжеству;
  • "стояние на реке Угре", принятие единого российского герба с двуглавым орлом,
  • присоединение к Москве Тверского княжества.

При проведении таких уроков, с использованием информационных технологий, необходимо учитывать то обстоятельство, что за компьютером должны работать не более двух учащихся.

Учащиеся должны заранее, до начала урока, находиться за компьютерными столами.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

Я хочу начать сегодняшний урок со слов известного российского историка Николая Карамзина. Х-IХ век: "Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое мы ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством”.

Мы приступаем к изучению эпохи правления Ивана III и рассмотрим тему: "Правление Ивана III." (Тема заранее написана на классной доске). В нашей работе мы будем использовать текст компьютерного учебника, получая из него первоначальную информацию, и затем, получая дополнительную информацию из сообщений ребят, мы проверим уровень своих знаний через исторический компьютерный тренинг.

Перед московским князем Иваном Васильевичем, стояла довольно сложная задача: завершить процесс собирания русских земель вокруг Москвы в единое государство.

Обратимся к личности Ивана III. Мы начинаем работу с компьютером.

(До начала работы с компьютером необходимо произвести регистрацию, без её проведения невозможна дальнейшая работа с учебной программой. На экране монитора появляется регистрационная таблица, необходимо внести следующие данные: фамилия и инициалы учащегося (если за компьютером работают два учащихся в соответствующую колонку таблицы вносятся фамилии и инициалы обоих учащихся), уникальный номер зачетный книжки – вписывается номер компьютера, фамилия и инициалы учителя, а также группа – класс (в данном случае 10-й "а" класс). После внесения данных в регистрационную таблицу нажимаем “продолжить” и входим в нашу систему. Выбираем раздел: "Россия IХ – ХVвв.", нажимаем “запуск”. Затем выбираем ''Становление московского государства'' и из данной тематики выбираем нам необходимый вопрос для дальнейшей работы "Завершающий этап создания единого русского государства" и, наконец, выбираем "Подчинение Новгородской республики".

Мы начинаем работу с текстом компьютерного учебника, получаем первоначальную информацию об Иване III. Напоминаем учащимся, что в тексте компьютерного учебника некоторые слова выделяются зеленым курсивом. Нажав на них левой кнопкой "мышки", мы получим разъяснение того или иного исторического понятия, информацию о персоналии, а также, наведя курсор мышки на значок “фотоаппарат”, получим иллюстративный материал (если левой кнопкой мышки нажать на иллюстрацию дважды, она будет увеличена и появится посредине экрана монитора).

Учащиеся работают над первым абзацем текста из вопроса "Подчинение Новгородской республики", получают первоначальную информацию об Иване III, записывают в рабочие тетради годы правления (1462–1505 ), рассматривают иллюстративный материал- портрет Ивана Васильевича (внешний облик московского князя). Затем полученную информацию дополняем сообщением учащегося об Иване III.

Материал для сообщения. Сын Василия Темного пробыл на престоле 43 года, причём, в 1462 г. он получил от отца Московское княжество в 400 тыс. км. квадратных, а сыну Василию оставил государство в 2 млн. кв. км. Слепой отец рано сделал Ивана соправителем и великим князем, что помогло ему быстро приобрести житейский опыт и привычку к делам. Иван, начинавший как один из удельных князей, закончил государем единственной народности.

Он был искусен не только в ратном деле, но и в дипломатии, причем, не только международной. С подданными Иван III часто оказывался грозен, своеволия не терпел, но, с другой стороны, ничего не делал без совета с ''мудрыми и мужественными'' соратниками.

Его жестокость и грозность (качества в правителе трудно переносимые) искупались тем, что великий князь умел в большинстве ситуаций подниматься над личными интересами, ради государственных. Не поклонялся он и предрассудкам своего времени, считая их недостаточно практичными. Как бы предваряя Петра I, Иван живо интересовался европейскими ремеслами и культурой, выдвигал на первый план людей талантливых в военном деле, дипломатии.

Не будем идеализировать правителя Москвы: как администратор, он был слабее Мономаха, как военачальник уступал Дмитрию Донскому. Будучи сыном своего века, князь не чурался коварства, интриг, иногда выглядел боязливым и излишне осторожным. И всё же, он столько сделал для становления Русского государства, что обидно видеть Ивана III, заслонённым более близкими к нам, яркими фигурами Ивана Грозного и Петра I.

Прослушав дополнительную информацию об Иване III, переходим к работе с историческими картами. Работа проводится параллельно: настенная карта, карта учебника под № 5 "Рост московского княжества" и карта компьютерного учебника. Рассмотрев внимательно карту учебника и "карту компьютера", учащиеся должны назвать территории, не вошедшие в состав Москвы к моменту начала правления Ивана Васильевича, а затем их показать на настенной карте.

Для работы с картой компьютерного учебника необходимо произвести следующее: в верхней панели нажать знак “вперед” (вправо) дважды и войти в раздел "Завершающий этап объединения единого государства". Карту увеличиваем, нажав дважды левой кнопкой мышки.

Учащиеся должны назвать следующие территории: Новгородская и Псковская земли, Тверское, Рязанское и Ярославское княжества и показать на настенной карте.

На той же странице компьютерного текста учащимся предлагается самостоятельно найти ответ на вопрос: какое первое княжество было подчинено при правлении Ивана III?

Идет дальнейшая работа с компьютерным учебником. Нажав на зеленый курсив “Иван III”, учащиеся получают информацию, что таким было Ярославское княжество, присоединённое к Москве в 1463 г; (дату записывают в рабочие тетради).

Более подробно останавливаемся на присоединении Новгорода. Перед тем, как приступить к работе с текстом компьютерного учебника, ставим учащимся вопросы на повторение:

1. Каковы особенности развития Новгорода, в частности управления?
2.Что являлось символом независимости Новгорода? (вечевой колокол).

После повторения этих вопросов, приступаем к работе с более объёмным текстом компьютерного учебника. На верхней панели нажимаем знак “назад” (влево) и возвращаемся к вопросу "Подчинение Новгородской республики" (напоминаем учащимся о работе с зеленым курсором,

знаком “фотоаппарат”), идёт работа над 6 абзацами компьютерного учебника и иллюстративным материалом, в частности, учащиеся могут видеть символ независимости Новгорода – вечевой колокол. После работы с текстом, учащимся задаём вопросы:

1. Где и когда произошла главная битва между новгородским ополчением и московскими войсками?
2. Был ли окончательно подчинен Новгород Москве после этой битвы?
3. В каком году был окончательно присоединён к Москве Новгород?

Назвав дату и место битвы записываем в рабочую тетрадь, продолжая тем самым работу над хронологией (р. Шелони – 1471 г., 1478 г. – окончательное присоединение Новгорода к Москве). Чтобы иметь более полную информацию по этому вопросу, прослушаем сообщение учащегося о противостоянии Новгорода и Москвы.

Материал для сообщения. К моменту вступления Ивана III на московский престол большая часть Северо-Восточной Руси была объединена вокруг Москвы. Но до полного объединения русских земель было ещё далеко. Одной из главных задач нового великого князя стало присоединение обширных владений Новгорода Великого. В 1471 г. новгородские власти заключили договор с Польско-Литовским государством, отдавшись на защиту короля Казимира IV. Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника и глава новгородского боярства, стремилась к разрыву с Москвой для сохранения вольностей города.

В мае 1471 г. Иван III принял решение о походе на Новгород. Помощь великому князю шла со всех сторон. Новгороду не помог никто. Казимир IV так и не решился на открытую войну с Москвой. Новгородцы просили о помощи даже магистра Ливонского ордена, но тщетно…

Московские войска сожгли город Руссу на берегу Ильменя, разбили новгородские отряды.

Решающее сражение произошло 14 июля 1471 г. на реке Шелони. И хотя новгородцы обладали численным преимуществом, московские рати оказались гораздо опытнее новгородских ополченцев. Да и среди самих новгородцев не было единства: многие сочувствовали Москве и осуждали политику Борецких. Не принял участия в сражении архиепископский полк. Московское войско одержало полную победу.

Новгород стал было готовиться к осаде. Но стало ясно, что долгой осады не выдержать.

Новгородцы сдались на милость Ивана III, просили его перестать жечь и разорять новгородские земли. Великий князь простил, но взял грандиозную сумму – 15 тыс. рублей. (Между тем за 2- 3 рубля можно было купить деревню, а за 100 рублей – большое село с десятками крестьянских дворов). Новгород признал себя ''отчиной'' великого князя.

В 1477 г. новгородские послы признали Ивана III "государем". Ранее они обращались к нему как к "господину". Разница между этими обращениями отнюдь не только терминологическая.

Если обращение "господин" означало отношения подчинения и покровительства, то "государь" – это безоговорочное признание полной власти.

Иван III потребовал немедленного введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Новгородцы отвергли эти предложения. Иван III двинулся в поход. Осадив Новгород, великий князь предъявил свои требования: "…вечю и колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти. Посаднику не быти. А государство нам своё держати".

Новгородцам пришлось капитулировать на этих условиях в 1478 году. Вечевой колокол был увезен в Москву, вече и посадничество ликвидировано. Управлять городом стали московские наместники. Земли новгородских бояр были конфискованы в 1484 – 1499 гг. Бывших новгородских землевладельцев выселили в центральные районы Московского государства, а их земли роздали московским служилым людям. Пскову удалось сохранить вечевое устройство, так как псковитяне не вступали в конфликт с московской великокняжеской властью.

Заканчивая вопрос о противостоянии Новгорода и Москвы можно предложить учащимся выстроить гипотезу, предположить: как бы смог развиваться Новгород, не будь подчинён Московским княжеством?

Например, учащиеся на уроке предполагали: Новгород мог бы быть подчинён польско- литовским государством, дальнейшее развитие получили бы демократические процессы – образование парламента по образцу Англии и Франции, введение президентского правления в городе, дальнейшее его процветание, принятие католической веры.

С именем Ивана III связано величайшее событие в истории нашей страны, свержение ордынского ига. Учащимся задаём ряд вопросов на повторение:

1. Когда началось на Русь нашествие монголо - татар?
2. Почему удалось татаро- монголам завоевать Русь?
3. Каковы были главные последствия нашествия монголо - татар?

Далее продолжается работа с компьютером. Нажимаем знак “назад” (на верхней панели) и выбираем вопрос "Свержение монголо – татарского ига". Учащиеся работают с текстом компьютерного учебника, получая первоначальную информацию по этому вопросу. Необходимо напомнить о работе с зелёным курсивом текста и знаком “фотоаппарат”. Обратить внимание учащихся на то, что дата 1480 год – это одна из основных дат в нашей истории и её необходимо чётко знать наизусть (дату записать в рабочие тетради), для лучшего запоминания даты, показываем ранее приготовленную карточку, на которой большими буквами указываем событие "Стояние на реке Угре" и дату 1480. для получения более полной информации по данному вопросу слушаем сообщение учащегося.

Материал для сообщения. В июне 1480 г. в Москву пришла весть о походе на Русь хана Большой Орды Ахмеда. Ахмед шел с огромной армией, жаждая покарать великого князя за непослушание: с 1476 г.   Иван III прекратил выплату дани Орде. До нас дошла легенда, будто, принимая ордынское посольство, он растоптал ханскую басму и приказал перебить всех послов, кроме одного. Уцелевшему велели передать Ахмеду: "Ступай, объяви хану, что случилось с его послами и басмою. И с ним то же случится, если он не оставит Русь в покое!" Некоторые историки, например, Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов, считают, что эта легенда выдумана от начала и до конца. Тем не менее, мы будем опираться на мнение большинства историков страны.

В ответ на оскорбления, нанесенные Московским государем, ордынское войско двинулось к границам Руси. Тем временем Иван III 30 сентября 1480 г. вернулся из Коломны в Москву, чтобы решить: сопротивляться или капитулировать. Мнения бояр, советников великого князя разошлись. Сам великий князь пребывал в нерешительности. Решительно настаивал на активных боевых действиях ростовский архиепископ Вассиан, называвший Ивана III "бегуном".

Он бесстрашно говорил: "Вся кровь на тебе падет христианская, что ты, выдав их, бежишь прочь, а бою поставя с татары и не бився с ними".

Основные силы русской и монгольской армии сосредоточились у притока Оки, реки Угры.

Однако в сражение не вступала ни одна, ни другая сторона. Сражение началось в середине октября 1480 года. Фронтом без малого в 5 километров ордынская конница устремилась вплавь с правого берега на левый и сразу почувствовала: берега ей не видать. В русском войске была "огневая защита": пушки, пищали и так называемые "тюфяки" – короткоствольные конические пушки, стрелявшие "дробосечным железом" (картечью). У ордынцев такого оружия не было. Они могли полагаться только на стрелы (оружие грозное в их руках), но стрелы, перелетая Угру, силу теряли и не могли уязвить русских ратников. А с воды стрелять было трудно.

Левый же берег грохотал непрерывным огнем. Смертоносное железо хлестало прямо в лицо атакующим, сея смерть, страх и растерянность. Четыре дня непрерывно длилось сраженье на реке. Ни одному ордынцу не удалось переправиться и закрепиться на левом берегу Угры. Расчеты хана на помощь Казимира IV не оправдались, поскольку тот был занят отражением набега крымского хана Менгли – Гирея, союзника Москвы и давнего врага Ахмеда. Ранняя зима, грозившая бескормицей, похоронила все планы Ахмеда: он ушел в Орду, фактически признав своё поражение. Так бескровно закончилось "стояние на Угре" и окончательно пало монгольское иго. Хан через год был убит соплеменниками.

Вопрос к учащимся: вспомните, с каким княжеством Москва вела постоянную борьбу за ярлык ещё в ХIV в?

Работаем с компьютером, нажимая знак “вперед” и входим в раздел "Завершающий этап объединения единого государства", рассматриваем ещё раз карту компьютерного учебника, в частности месторасположение Твери. Из текста выписываем дату 1485 г. в тетради – присоединение Тверского княжества к Москве. А затем слушаем дополнительную информацию.

Материал для сообщения. "Со всех сторон окруженная московскими владениями, Тверь еще возвышала независимую главу свою… Князь Михаил Борисович, шурин Иоаннов, знал опасность и не верил ни свойствам, ни грамотам договорным, коими сей государь утвердил его независимость: надлежало по первому слову смиренно оставить трон или защитить себя иноземным союзом. Одна Литва могла служить ему опорою, хотя и весьма слабою…" Михаил решил заключить тайный союз с Казимиром IV, Иван Васильевич, узнав об этом, немедленно объявил Тверскому князю войну (1485 г.). Попытки Тверского князя наладить отношения с Москвой ни к чему не привели. Новгородское и московское войско осадили Тверь, зажгли предместья. Испугавшись жестокой расправы, Михаил Борисович бежал в Литву, а тверские князья и бояре отворили Ивану III ворота города. Михаил Борисович кончил свои дни изгнанником в Литве, не оставив сыновей.

С этого же года Иван III стал именоваться "государем всея Руси", этот титул означал власть самодержавную.

И, наконец, ещё одно значимое событие в истории государства Российского связано с правлением Ивана III, учреждение единого герба с двуглавым орлом и единой золотой монеты и печати. Работаем с компьютерным учебником в том же разделе. Во втором абзаце текста нажимаем на знак “фотоаппарат”, и появится иллюстративный материал – золотые монеты, выпущенные Иваном III, такой же была и печать, на которой изображен двуглавый орел.

Учащимся будет интересно узнать о происхождении "двуглавого орла".

Материал для сообщения. С ХVIIIв. в исторической литературе существует следующая версия происхождения герба: великий князь Московский Иван III, женившись на Софье Палеолог, заимствовал герб Византийской империи- двуглавого орла, соединив его с московским всадником. Однако некоторые отечественные исследователи, например, известный во всем мире знаток византийских и русских печатей, историк Николай Лихачев, считали, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. Существовали только личные печати византийских императоров и двуглавого герба на них не было.

Откуда же "залетел" он в Россию? Двуглавый орел был хорошо известен древним народам-шумерам, хеттам. Как элемент культурного наследия, перешедшего к туркам- сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавая птица стала известна исламскому миру Средневековья. Именно как с декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время крестовых походов. Постепенно двуглавый орел из мифологического существа и элемента декора превратился в политическую эмблему – знак власти.

Начиная с ХIIIв., его изображение можно увидеть на монетах и печатях правителей различных европейских государств. С распространением в средневековой Европе гербов, двуглавый орел становится гербовой фигурой. Из Западной Европы двуглавый орел, как эмблема высшей светской власти, перешел и к южным славянам. С ХIVв. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и печатях.

Двуглавый орел требовался великому князю в последнее десятилетие ХVв. не случайно.

К этому времени двухголовая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом - королевская, с двуглавым – императорская. Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что именно двуглавый орел указывает на высокое положение западных императоров.

Далее подводим итоги правления Ивана III. Ставим вопрос к учащимся: каковы итоги правления Ивана III?

Целесообразно напомнить ребятам, что на следующем уроке мы рассмотрим еще ряд вопросов, связанных с правлением Ивана III: органы государственного управления – приказы, первый свод законов- Судебник, Иван III как дипломат, название государства –Россия.

Затем переходим к завершающему этапу урока – историческому тренингу. Учащиеся уже заранее произвели регистрацию и поэтому будет легко войти на страницы тренинга. Для этого необходимо на левой панели монитора нажать "тренинг". Заранее, при регистрации также необходимо установить параметры оценки знаний учащихся. Компьютерный тренинг данного диска выдает параметры "зачет", “незачет.” Учащиеся должны дать верные ответы – 66% от всех вопросов. Можно изменить параметры, это творчество и самостоятельность каждого преподавателя. Например, я установил свою градацию оценивания учащихся, из 17 вопросов, которые были заданы на данном уроке по тренингу (2 вопроса, связанные с правлением Василия III, не учитывались) на "отлично" – 15 – 13 ответов, на "хорошо" – 12- 11 ответов, на "удовлетворительно" -10-8; "неудовлетворительно" – менее 8 правильных ответов. Следует заметить, что при выполнении тренинга учащиеся могут воспользоваться своего рода подсказкой, в вопросах тренинга зеленым курсором выделяются те или иные понятия, персоналии. Напоминаем учащимся, что после каждого ответа нажимаем знак дальше. И ещё следует напомнить, что при ответе с персоналиями, допускается нумерация имен арабскими числами (Иван 3), но следует указать учащимся, обязательно, что при написании имен необходимо делать пробел после написания имени (Иван, пробел 3), ибо компьютер выдаст неправильный ответ.

Преимущество выполнения компьютерного тренинга на лицо: во-первых, отсутствует субъективный фактор проверки и оценивания знаний учащихся, что вызывает у них определенный интерес, во-вторых, можно быстро проверить ответы учащихся, после завершения работы по тренингу, нажав статистика, компьютер выдаст результаты ответов учащегося и соответственно градации оценивания, подойдя с классным журналом к каждой паре учащихся, работающих за компьютерами, выставляем оценки в журнал. Например, в данном случае из 21 учащегося, выполнявших тренинг, лишь трое получили отметку "удовлетворительно", остальные- "хорошо" и "отлично".