Цель: углубить знания о взаимодействиях в природе, доказать неразрывную связь людей с окружающей средой. Формировать умение работать с дополнительной литературой, учить делать выводы. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Колобок, нарисованные картины на плакате, магнитофон и записи на пленке, на каждого ученика отпечатанный кроссворд, светофорчики с зеленым и красным цветом.
Ход урока
1. Сообщение темы урока:
- Сегодня мы обобщим наши знания о взаимосвязях в природе, докажем, что мы частичка природы.
- Урок у нас будет необычный, урок – путешествие. Совершить это путешествие нам поможет колобок.
2. Рассказ учителя.
- Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизненной и хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие человека и природы должно основываться на знаниях о природе. Если же люди, не зная экономических связей, начинают хозяйственную деятельность, то это приводит к экологической катастрофе, когда гибнет все живое.
Чтобы сохранить нашу землю живой, цветущей, здоровой, надо заботиться о природе родного края.
Начинаем свое путешествие в природу с Колобком.
Вспомним сказку про Колобка. Жили-были старик со старухой. Однажды они решили испечь Колобок. Поскребли муку по коробу, помели по сусеку, наскребли муки, замесили ее на сметане, состряпали колобок, испекли и на окошко студить положили. Колобок полежал, полежал, взял и покатился.
3. Загадка.
Отгадайте, куда покатился Колобок.
Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Лес)
Рис. 1
- Правильно, остановился Колобок в лесу.
- Послушайте пение птиц в лесу.
- Какие бывают леса?
- Какие растения растут в лесу?
- Что еще растет в лесу? (Грибы)
- Что вы знаете о грибах?
- Как надо их правильно собирать?
Учитель:
Грибы – самостоятельное царство живой природы. Их около 100000 видов. Они растут в лесу, на земле, на лугу и даже на грядках.
4. Реферат о лесе.
5. Чтение стихотворения.
“В лесу” Т.Белозеров [1].
6. Покатился Колобок дальше, а куда? Отгадайте сами:
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой,
Он желт, и синь, и ал!
Что же это за ковер? (Луг)
Рис. 2
Прослушивание стрекотания насекомых.
- Где встречаются луга?
- Что с ними происходит весной?
- Какая трава растет на лугах?
- Какое сено получается из трав? (Зеленое, душистое)
7. Реферат о луге
Дополните ваши знания о луге.
8. Стихотворение.
Т.Белозеров “Лесная сказка” [1]
9. Физминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
10. Покатился Колобок вдоль луга, и мы видим:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
Что это? (Река)
Рис. 3
Музыка: Б.Ярков “Омские улицы”.
- Для чего нужна вода?
- Как надо относиться к воде?
- Как называется наша река?
- Что вы можете сказать о ней?
11. Реферат о реке Иртыш.
Чтение стихотворения Т.Белозерова “Вечерний Иртыш” [1].
12. И вот Колобок вернулся к нам из путешествия.
Отгадайте, о ком сейчас мы говорить будем.
Две ходули,
Два махала,
Два смотрила,
Одно кивало. (Человек)
Рис. 4
- Как вы понимаете природоохранные работы?
- Как вы можете заботиться о природе?
13. Реферат “Отношение людей к природе”
Чтение стихотворения “Голос природы” Мартынов [2].
14. Колобок предлагает вам викторину.
Отвечаете на вопросы кратко, письменно.
- Какие птицы прилетают к нам весной раньше всех?
- Какие хвойные деревья растут в лесах Омской области?
- Какую ягоду называют северным гранатом?
- Какая птица умело подражает голоса многих птиц?
- Назовите самого прожорливого хищника планеты?
- Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костер?
15. Еще у нас Колобок умеет хорошо решать
задачи и вам предлагает решить экологические
задачи.
Рис. 5
16. Итог урока.
Игра.
Я называю правило, а вы поднимаете светофорчики. Если утверждение верное, поднимаете зеленый светофорчик, если нет – красный.
Рис. 6
- Ломать ветки деревьев для костра.
- Убирать за собой мусор в лесу.
- Перед уходом хорошо затушить огонь.
- Нарвать букет из полевых цветов.
- Ловить птенчиков и детенышей зверей.
- Подкармливать птиц.
- Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
- Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.
Молодцы!
Литература
- Т. М. Белозеров. Подснежники. Стихи и сказки. Омск, 1982
- Л. Мартынов. Стихи. Омск, 1984.