Цели урока.
1. Закреплять знания учащихся о звуках и буквах; учить последовательно проводить звукобуквенный анализ слов.
2. Совершенствовать технику чтения, используя разные виды чтения.
3. Познакомить с творчеством известного детского поэта С. Я. Маршака.
4. Развивать внимание, сообразительность, интерес к уроку.
5. Воспитывать чувство товарищества; бережное отношение к животным.
Оборудование.
Учебник Русская азбука: Учебник для 1 класса В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, лента букв; карточки для индивидуальной работы; портрет С.Я. Маршака, выставка его книг; магнитофонная запись; кроссворд; иллюстрации к произведению "Где обедал, воробей?"; карточки со словами; сборники произведений С.Я. Маршака для каждого ученика; иллюстрации, изображающие различную мимику.
Ход урока.
I. Организация класса
- Началась новая трудовая неделя. Какое у вас настроение?
- Если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивляются, то увидим, как при этом меняются все черты лица, выражающие внутреннее состояние человека - мимика.
- Я буду читать двустишья, а вы изобразите настроение (иллюстрации).
На цветы смотреть приятно
Это каждому понятно.
Удивляет все вокруг,
Все - и бабочка, и жук.
Ох, какие забияки!
А малыш боится драки ...
Неслучайно слезы льются:
Оказалось, чашки бьются!
Дом не строится, как надо.
Развалился - вот досада!
Наш сластена очень рад -
Семь пирожных съел подряд.
- Думаю, что стихотворение помогло поднять вам настроение.
Теперь активно включайтесь в работу.
II. Постановка целей
- Вспомним, что знаем о буквах и звуках;
- продолжим работу над совершенствованием техники чтения;
- познакомимся с произведениями детского поэта.
III. Повторение .
1. Индивидуальная работа (карточки, на которых изображены картинки)
3 человека чертят схемы к словам;
2 человека - определяют количество слогов, букв, звуков.
2. Фронтальная работа.
а). На какие 2 группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
б). Почему гласные “живут” на двух этажах? (Обозначают твердость и мягкость предыдущего согласного).
- Назовите особые буквы. (я, е, ё, ю).
- Почему они особые? (Обозначают 2 звука, если ...)
в). Почему согласные “живут” на двух этажах? (Звонкие и глухие)
г). Игра “Буква заблудилась” (й).
- Какой звук? Дайте характеристику звуку.
д). Какие еще согласные звуки всегда мягкие? Твердые?
[ч], [й] - всегда мягкие, [щ] еще не изучали;
[ш], [ж], [ц] - всегда твердые)
3. Подведем итоги вашего творчества. Что сочинили и записали в литературных шкатулочках? (Свои двустишья читают ученики)
Храбрец - молодец
Петя в классе - молодец.
Защищает всех! Храбрец!
4. Мы уже умеем читать по ролям. Стр. 183.
Сколько человек будет читать произведение “Поиграем в эхо”?
5. Игра " Буквы - звуки"
4 человека получают карточки с буквами, каждый по одной. Составляют слово
и – г – р – а . (Наводящий вопрос – Что делали дети?)
Охарактеризовать каждый звук.
IV Физминутка
V Новый материал
1. Ученица прочитает отрывок из произведения, а вы узнайте его.
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. ("Сказка о глупом мышонке ")
Вписав в кроссворд названия героев, кто убаюкивал мышонка, сможем узнать фамилию автора этого произведения. (Магнитофонная запись с голосами животных)
М | ||||||
у | т | к | а | |||
к | у | р | и | ц | а | |
л | о | ш | а | д | ь | |
ж | а | б | а | |||
к | о | ш | к | а |
2 . Об авторе (на доске портрет)
Самуил Яковлевич Маршак - известный поэт, переводчик, создатель большой поэзии для детей. Им написаны веселые стихи о детях, об играх, игрушках, о подвиге и труде человека, о животных. Самуил Яковлевич очень любил шутку, смех, игру. Раз - другой прочитаешь, и стихи остаются в памяти:
Дама сдавала в багаж
диван,
чемодан,
саквояж,
корзину,
картину,
картонку,
и маленькую собачонку.Мой
веселый
звонкий мяч,
ты куда
помчался вскачь?
Желтый,
красный,
голубой,
не угнаться
за тобой.
3 . Знакомство с произведением С.Я.Маршака " Где обедал, воробей?"
Кто - то чирикает... Маленький мальчишка
в сером армячишке
по двору гуляет,
крохи собирает. (Воробей) - осмысливание
Вместе с воробьем отправимся на страницы произведения
С.Я.Маршака " Где обедал, воробей?"
а/. Словарная работа.
Отруби - остатки от оболочки зерна, которые получаются после размола; употребляется как корм.
б/. Чтение учителем.
- Где обедал, воробей? (В зоопарке)
в/. Чтение учащимися цепочкой.
- У кого он побывал на обеде?
г/. Найдите строки, в которых говорится об обеде у ... (иллюстрации с изображением животных)
лев лиса морж слон журавль
носорог медведь крокодил
д/. Чтение полностью учащимися.
Вопрос перед чтением: - Какой воробей?
смелый, храбрый, бесстрашный
бесцеремонный
хвастливый
VI. Физминутка
VII. Новый материал (продолжение)
1. Из какого мультфильма музыка?
(Обезьянки и грабители) - магнитофонная запись.
- Где живут обезьянки?
- Помогите маме собрать своих сорванцов - озорных деток.
- Где же они? (На доске изображен зоопарк, 3 обезьянки находятся в клетках с животными)
- Мы сможем вернуть маме деток, если прочитаем стихотворения о животных.
- Кто догадался, в каком произведении С.Я. Маршака будем искать стихи? (На выставке - "Детки в клетке ", книги на партах).
а/. " Жираф" (чтение учащимися).
- Почему жирафу нелегко сорвать цветок?
б/. " Слон" (чтение учащимися).
- Зачем дали туфельку слону?
- Почему он попросил 4 туфельки?
в/. " Зебры" (чтение учащимися).
- На что похожи лошадки? Почему?
VIII. Итог урока
- Что на уроке вам понравилось?
- С творчеством какого поэта познакомились?
- Какие произведения С.Я. Маршака вы запомнили?
- Изобразите на листочках ваше настроение в конце урока:
IX. Домашнее задание
Прочитать стихи о пингвинах и тигренке.
Подготовить сообщения об этих животных.