Урок обучения грамоте "Чтение слов с изученными буквами. Стихи С.Я. Маршака" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока.

1. Закреплять знания учащихся о звуках и буквах; учить последовательно проводить звукобуквенный анализ слов.
2. Совершенствовать технику чтения, используя разные виды чтения.
3. Познакомить с творчеством известного детского поэта С. Я. Маршака.
4. Развивать внимание, сообразительность, интерес к уроку.
5. Воспитывать чувство товарищества; бережное отношение к животным.

Оборудование.

Учебник Русская азбука: Учебник для 1 класса В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, лента букв; карточки для индивидуальной работы; портрет С.Я. Маршака, выставка его книг; магнитофонная запись; кроссворд; иллюстрации к произведению "Где обедал, воробей?"; карточки со словами; сборники произведений С.Я. Маршака для каждого ученика; иллюстрации, изображающие различную мимику.

Ход урока.

I. Организация класса

- Началась новая трудовая неделя. Какое у вас настроение?

- Если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивляются, то увидим, как при этом меняются все черты лица, выражающие внутреннее состояние человека - мимика.

- Я буду читать двустишья, а вы изобразите настроение (иллюстрации).

На цветы смотреть приятно
Это каждому понятно.
Удивляет все вокруг,
Все - и бабочка, и жук.
Ох, какие забияки!
А малыш боится драки ...
Неслучайно слезы льются:
Оказалось, чашки бьются!
Дом не строится, как надо.
Развалился - вот досада!
Наш сластена очень рад -
Семь пирожных съел подряд.

- Думаю, что стихотворение помогло поднять вам настроение.

Теперь активно включайтесь в работу.

II. Постановка целей

- Вспомним, что знаем о буквах и звуках;
- продолжим работу над совершенствованием техники чтения;
- познакомимся с произведениями детского поэта.

III. Повторение .

1. Индивидуальная работа (карточки, на которых изображены картинки)

3 человека чертят схемы к словам;

2 человека - определяют количество слогов, букв, звуков.

2. Фронтальная работа.

а). На какие 2 группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
б). Почему гласные “живут” на двух этажах? (Обозначают твердость и мягкость предыдущего согласного).

- Назовите особые буквы. (я, е, ё, ю).
- Почему они особые?  (Обозначают 2 звука, если ...)

в). Почему согласные “живут” на двух этажах? (Звонкие и глухие)

г). Игра “Буква заблудилась” (й).

- Какой звук? Дайте характеристику звуку.

д). Какие еще согласные звуки всегда мягкие? Твердые?

[ч], [й] - всегда мягкие, [щ] еще не изучали;

[ш], [ж], [ц] - всегда твердые)

3. Подведем итоги вашего творчества. Что сочинили и записали в литературных шкатулочках? (Свои двустишья читают ученики)

Храбрец - молодец

Петя в классе - молодец.

Защищает всех! Храбрец!

4. Мы уже умеем читать по ролям. Стр. 183.

Сколько человек будет читать произведение “Поиграем в эхо”?

5. Игра " Буквы - звуки"

4 человека получают карточки с буквами, каждый по одной. Составляют слово

и – г – р – а . (Наводящий вопрос – Что делали дети?)

Охарактеризовать каждый звук.

IV Физминутка

V Новый материал

1. Ученица прочитает отрывок из произведения, а вы узнайте его.

Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. ("Сказка о глупом мышонке ")

Вписав в кроссворд названия героев, кто убаюкивал мышонка, сможем узнать фамилию автора этого произведения. (Магнитофонная запись с голосами животных)

М
у т к а
к у р и ц а
л о ш а д ь
ж а б а
к о ш к а

2 . Об авторе (на доске портрет)

Самуил Яковлевич Маршак - известный поэт, переводчик, создатель большой поэзии для детей. Им написаны веселые стихи о детях, об играх, игрушках, о подвиге и труде человека, о животных. Самуил Яковлевич очень любил шутку, смех, игру. Раз - другой прочитаешь, и стихи остаются в памяти:

Дама сдавала в багаж
диван, 
чемодан,
саквояж,
корзину,
картину,
картонку,
и маленькую собачонку.
Мой
веселый
звонкий мяч,
ты куда
помчался вскачь?
Желтый,
красный,
голубой,
не угнаться
за тобой.

3 . Знакомство с произведением С.Я.Маршака " Где обедал, воробей?"

Кто - то чирикает... Маленький мальчишка
в сером армячишке
по двору гуляет,
крохи собирает. (Воробей) - осмысливание

Вместе с воробьем отправимся на страницы произведения

С.Я.Маршака " Где обедал, воробей?"

а/. Словарная работа.

Отруби - остатки от оболочки зерна, которые получаются после размола; употребляется как корм.

б/. Чтение учителем.

- Где обедал, воробей? (В зоопарке)

в/. Чтение учащимися цепочкой.

- У кого он побывал на обеде?

г/. Найдите строки, в которых говорится об обеде у ... (иллюстрации с изображением животных)

лев лиса морж слон журавль
носорог медведь крокодил

д/. Чтение полностью учащимися.

Вопрос перед чтением: - Какой воробей?

смелый, храбрый, бесстрашный
бесцеремонный
хвастливый

VI. Физминутка

VII. Новый материал (продолжение)

1. Из какого мультфильма музыка?

(Обезьянки и грабители) - магнитофонная запись.

- Где живут обезьянки?

- Помогите маме собрать своих сорванцов - озорных деток.

- Где же они? (На доске изображен зоопарк, 3 обезьянки находятся в клетках с животными)

- Мы сможем вернуть маме деток, если прочитаем стихотворения о животных.

- Кто догадался, в каком произведении С.Я. Маршака будем искать стихи? (На выставке - "Детки в клетке ", книги на партах).

а/. " Жираф" (чтение учащимися).

- Почему жирафу нелегко сорвать цветок?

б/. " Слон" (чтение учащимися).

- Зачем дали туфельку слону?
- Почему он попросил 4 туфельки?

в/. " Зебры" (чтение учащимися).

- На что похожи лошадки? Почему?

VIII. Итог урока

- Что на уроке вам понравилось?
- С творчеством какого поэта познакомились?
- Какие произведения С.Я. Маршака вы запомнили?

- Изобразите на листочках ваше настроение в конце урока:

IX. Домашнее задание

Прочитать стихи о пингвинах и тигренке.

Подготовить сообщения об этих животных.