Использование нетрадиционных приемов обучения при проведении уроков истории на примере урока "Последний дворцовый переворот в России"

Разделы: История и обществознание


Введение.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что традиционное проведение урока не дает длительного эффекта запоминания.

При проведении урока в форме лекции большинство учащихся уже через некоторое время (довольно короткое) забывают до 80 % изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мной, я хочу рассказать на примере одного урока.

Тема урока: “Последний дворцовый переворот в России”

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?

(Ученики отвечают на вопросы).

Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

(Задания прилагаются).

Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

(Рассказ ученика).

Учитель: Нам предстоит выяснить:

  1. Причины преступления.
  2. Состав участников.
  3. Последствия этого переворота для развития России.

(Запись на доске).

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?

Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Жалованная грамота дворянству

“А. О личных преимуществах дворян.

Не токмо империи полезна, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…

12. Да не судится благородный окромя своими равными.

13. Телесное наказание да не коснется до благородного…

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свобода…

Б О собрании дворян.

39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…”

Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.

Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

(Проверяется домашняя работа).

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

(Рассказ ученика).

Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:

  1. Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).
  2. Состав заговорщиков (дворяне).

(Записи ведутся в тетради).

Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?

Ученики: Александр, сын Павла I.

Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)

“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.

Вопросы к документу:

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?

Доверял ли Павел Александру?

Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.

Видео (5 минут) Павел I

Вопросы после просмотра фильма:

Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?

Как относилась к Павлу?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.

Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.

(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).

Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?

Впрочем, начнем по порядку.

Учитель: Екатерина II?

Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.

Рисунок 1

Учитель: Павел I?

Ученик: ???

Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.

Вот как он характеризовал правление Павла I:

“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.

То есть Павел I изменчив как море : то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Ученики: Оттенки синего цвета.

Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.

Рисунок 2

Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?

Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.

Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Рисунок 3

Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.

Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?

Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.

Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

(Ученики зачитывают домашние заготовки).

Высказывания об Александре I

  1. “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).
  2. “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).
  3. “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).
  4. “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).
  5. “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.

Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.

Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:

Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.

Литература

  1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.
  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  3. Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.

 Рисунки и развивающие задания прилагаются

 Уровень А

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

 Задание

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

 Имена:

Петр II

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

 Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”
  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”
  3. Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”

Оценка:

Уровень В

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

 Задание:

Соотнесите имена правителей с датами:

  • Петр II
 

А 1730–1740

  • Анна Ивановна
 

Б 1727–1730

  • Екатерина I
 

В 1725–1727

  • Екатерина II
 

Г 1761–1762

  • Петр III
 

Д 1762–1796

  • Елизавета Петровна
 

Е 1741–1761

 Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”
  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”
  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”
  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”

Оценка:

Уровень С

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

 Задание:

В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:

1730–1740 гг.  
1727–1730 гг.  
1725–1727 гг.  
1761–1762 гг.  
1762–1796 гг.  
1741–1761 гг.  

 Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”
  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”
  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”
  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”

Оценка: