Введение.
В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что традиционное проведение урока не дает длительного эффекта запоминания.
При проведении урока в форме лекции большинство учащихся уже через некоторое время (довольно короткое) забывают до 80 % изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мной, я хочу рассказать на примере одного урока.
Тема урока: “Последний дворцовый переворот в России”
Ход урока
Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?
(Ученики отвечают на вопросы).
Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.
(Задания прилагаются).
Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.
(Рассказ ученика).
Учитель: Нам предстоит выяснить:
- Причины преступления.
- Состав участников.
- Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске).
Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?
(Ученики отвечают на поставленные вопросы).
Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.
Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?
Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?
Жалованная грамота дворянству “А. О личных преимуществах дворян. Не токмо империи полезна, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо… 12. Да не судится благородный окромя своими равными. 13. Телесное наказание да не коснется до благородного… 17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свобода… Б О собрании дворян. 39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…” |
Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.
(Проверяется домашняя работа).
Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?
(Рассказ ученика).
Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
- Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).
- Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради).
Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики: Александр, сын Павла I.
Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.
ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)
“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.
Вопросы к документу:
Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?
Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.
Видео (5 минут) Павел I
Вопросы после просмотра фильма:
Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?
(Ученики отвечают на поставленные вопросы).
Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).
Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.
Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.
(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).
Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Впрочем, начнем по порядку.
Учитель: Екатерина II?
Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).
Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.
Учитель: Павел I?
Ученик: ???
Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:
“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.
То есть Павел I изменчив как море : то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?
Ученики: Оттенки синего цвета.
Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.
Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.
Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.
Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:
В результате появляется овал фиолетового цвета.
Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.
(Ученики зачитывают домашние заготовки).
Высказывания об Александре I
- “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).
- “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).
- “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).
- “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).
- “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.
Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?
Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:
“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.
Литература
- Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.
- Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
- Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Рисунки и развивающие задания прилагаются
Уровень А
Тема: “Дворцовые перевороты в России”
Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:
Имена:
Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна
Поставь себе оценку:
- Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”
- Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”
- Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”
Оценка:
Уровень В
Тема: “Дворцовые перевороты в России”
Задание:
Соотнесите имена правителей с датами:
|
А 1730–1740 |
|
|
Б 1727–1730 |
|
|
В 1725–1727 |
|
|
Г 1761–1762 |
|
|
Д 1762–1796 |
|
|
Е 1741–1761 |
Поставь себе оценку:
- Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”
- Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”
- Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”
- Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка:
Уровень С
Тема: “Дворцовые перевороты в России”
Задание:
В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:
1730–1740 гг. | |
1727–1730 гг. | |
1725–1727 гг. | |
1761–1762 гг. | |
1762–1796 гг. | |
1741–1761 гг. |
Поставь себе оценку:
- Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”
- Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”
- Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”
- Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка: