Программа психолого-социальной, медико-валеологической службы МОУ "Гимназия № 164" с учетом индивидуально-ориентированной системы обучения

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Положение о гимназической психолого-социальной, медико-валеологической службе

Разработчики программы: Степанова Т.В., Благовещенская О.В.

Обоснование актуальности службы

1. Гимназическая психолого-социальная, медико-валеологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в эффективном функционировании в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную социальную адаптацию детей, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего физического и психического здоровья.

Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического и физического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса , специалисты службы обеспечивают возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяют его способности, причины возможных отклонений и пути профилактики. Этим служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы гимназии, формированию осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (к ЗОЖ), а также формированию социально активной личности.

2. В решении всех проблем специалисты службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

3. Специалисты службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом гимназии и родителями. Важнейшим условием эффективности работы службы является правильное понимание специалистами и педагогами существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов в подходе к ученику и тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы службы.

Модель психолого-социальной, медико-валеологической службы МОУ “Гимназия 164”

4. Деятельность службы направлена не просто на диагностику особенностей личного, интеллектуального и физического развития учащегося, психологических и педагогических причин нарушений в обучении и воспитании, но, прежде всего, на профилактику и устранение таких нарушений.

Содержание работы службы

В соответствии с основной целью службы содержание ее работы определяется решением конкретных задач.

Цели – создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности; использование педагогически целесообразных мер воздействия на личность в индивидуально-ориентированном подходе; оказание помощи, поддержки в реализации социальных потребностей, преодолении сложной средовой адаптации и укреплении здоровья.

Задачи:

  • проведение социальной, психолого-педагогической и медицинской диагностики личности гимназиста;
  • реализация гимназической программы “Здоровье” Усакова В.И.;
  • организация санитарно-просветительной работы;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • cоздание действующей системы мониторинга здоровья гимназиста, в критические периоды адаптации – младшего школьника к обучению и среднего школьника к предметному обучению;
  • контроль за организацией питания;
  • cоздание комплексной системы мер, направленных на пропаганду ЗОЖ;
  • взаимодействия между учащимися- родителями- педагогами;
  • формирование у уч-ся адекватного представления о ЗОЖ, профилактика утомляемости гимназистов в процессе учебного труда;
  • социальная защита детей, находящихся под опекой;
  • профилактика правонарушений среди подростков;
  • контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания уч-ся;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Основные направления в деятельности службы

Профилактическая работа, диагностическая работа, консультативная работа.

Профилактическая работа: задачи данного направления определяются необходимостью формировать у учащихся потребность в специальных психологических, валеологических знаниях, желание использовать их в жизни, создавать условия для полноценного психофизического развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности, интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.

В русле профилактического направления специалисты службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

  1. Проведение работы по адаптации младшего школьника к школе и среднего школьника к предметному обучению. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  2. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни учащихся, их воспитания и обучения.
  3. Психолого-социальное сопровождение детей “группы риска”.
  4. Организация медико-психолого-валеологических условий по сохранению уровня здоровья учащихся.
  5. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в гимназии.

Диагностическая работа: это направление определяется ориентацией службы на углубленное психологическое, физическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в гимназии, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

В русле диагностического направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.
  2. Диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций ОДА и органа зрения.
  3. Отслеживание влияния инновационных программ на развитие учащихся.
  4. Выявление актуальных для гимназии запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению.

Консультативная работа: данное направление предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога, социального педагога, валеолога, мед. работника к личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь кураторам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.

В русле консультативного направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Формировать ответственность за соблюдение в гимназии условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.
  2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми по вопросам ЗОЖ.
  3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т. п.

Ожидаемые результаты

  • Повышение социально-психологической, медико-валеологической культуры учащихся и родителей;
  • Снижение учащихся с вредными привычками в социальном, физическом и психологическом плане;
  • Увеличение числа учащихся, приобщающихся к ЗОЖ;
  • Мотивация гимназистов активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием.
  • Наличие инициатив, связанных со ЗОЖ;
  • Система сопровождения детей с проблемами в психологическом физическом и социальном состоянии здоровья;
  • Психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации;
  • Создание эмоционально теплой атмосферы сотрудничества на базе гимназии.

Заключение

Данная программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

Специалисты службы считают, что с помощью внедрения данной программы в учебно-воспитательный процесс гимназии, возможно достичь основных целей образования, в число которых входят цели развития, воспитания, обеспечения физического, психологического и нравственного здоровья детей.