Одним из видов познавательной деятельности является исследование, предполагающее процесс выработки новых знаний. Научное исследование характеризуется объективностью, доказательностью и точностью. Обычно исследование имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Конечно, наивно было бы полагать, что теоретический уровень исследования доступен каждому ученику, но столь же недальновидно было бы игнорировать необходимость развивать исследовательские навыки той части учащихся, которая способна мыслить аналитически, сопоставлять факты, находить противоречия и формулировать свои выводы. Не секрет, что только подготовленный ум может совершить открытие. Каким же образом проходит процесс подготовки учащихся к данному виду мыслительной деятельности?
Наиболее эффективные условия формирования и развития навыков исследовательской деятельности учащихся нашей гимназии созданы при изучении того или иного спецкурса. С 1994 года в гимназии 164 г. Зеленогорска учащиеся по желанию имеют возможность изучать литературу Англии и США на занятиях одноименного спецкурса по авторской программе. В качестве курсовой они обычно представляют исследовательские работы. Неоднократные победы на городских, краевых и всероссийских научно-практических конференциях учащихся свидетельствуют о достаточно высокой эффективности данного спецкурса .
Общеизвестно, что художественная литература, являясь частью общей культуры народа, дает ключ к пониманию духа нации – создательницы поэзии и прозы. Оперируя терминологией теории этногенеза Л. Н. Гумилева, этнос – это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (= подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющей деление на “своих“ и “чужих“) [1, 68]. В настоящее время, в эпоху разрушения границ, недостаточно только знать социо-культурные реалии (т.е. “оригинальный стереотип поведения”) других народов, но и понимать неизбежность различий между ними, и уважать право на их существование.
Помочь достичь этой цели через формирование интерактивной способности к диалогу культур призван спецкурс “История литературы Англии и США”, должный способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося гимназии, повышению его культуры одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков исследовательской работы через знакомство с лучшими образцами англо-американской поэзии и прозы.
Таким образом, основной целью спецкурса является формирование читателя, способного к объективному пониманию своей собственной культуры через осознание существования других культур, отличных от его родной , который хочет и умеет читать английскую художественную литературу, в том числе и в оригинале, имеющего привычку и потребность в самостоятельном чтении и владеющего навыками исследовательской деятельности.
Спецкурс рассчитан на учащихся с определенным уровнем сформированности следующих видов компетенции:
- коммуникативной (способность понимать и самостоятельно составлять иноязычное высказывание на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения);
- лингвострановедческой (наличие фоновых знаний, владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой);
- общеучебной (владение учащимися навыками интеллектуального сотрудничества с книгой, другим человеком, группой, коллективом, а также владение умственными операциями по анализу, синтезу, творческому переосмыслению художественной информации).
В связи с этим программа спецкурса рассчитана на учащихся 8–11-х классов.
Основные задачи спецкурса:
- Привитие интереса к чтению художественной литературы в переводах и в оригинале.
- Формирование элементарных умений интерпретации художественного произведения.
- Пробуждение интереса к личности писателя, к культурным и историческим традициям англо-язычных стран.
- Расширение страноведческих фоновых знаний, анализ причин появления лакун при переводах.
- Формирование и развитие способностей к объективной оценке сходств и различий в своей и чужих культурах, толерантного отношения к другим культурам.
- Формирование навыков исследовательской деятельности (формулирование гипотезы, постановка цели, задач, выбор исследовательских методов).
В основе системного подхода к организации учебного материала спецкурса лежит литературно-исторический принцип. Лекционный материал комбинируется с семинарскими занятиями на основе самостоятельной работы с источниками. В качестве основных учебных пособий используются англоязычная библиотека (электронная версия) (ИДДК, 2002); British Literature and Culture (V.Safonova, L.Kuzmina, E.Smirnova, Питер, С-Пб, 1997), а также сайт www.columbia.edu/acis/bartleby/strunk.
Учителя, имеющие опыт работы с подготовкой учащихся к научно-практическим конференциям, знакомы с проблемой выбора темы исследования. У слушателей спецкурса эта трудность снимается тем фактом, что лингвистическое исследование они строят на материале изученной художественной литературы. Вот лишь некоторые темы, исследованные слушателями спецкурса и победившие на НПК различного уровня:
- Особенности функционирования звукоподражаний в современном английском языке на примерах художественного произведения I. Coppard “Everybody Else Does! Why Can’t I?” (2-е место краевой конференции “Интеллект Красноярья”, 2001).
- Феномен работ У.Блейка, преобладающие выразительные средства языка в его поэзии (лауреат российской открытой конференции учащихся “Юность. Наука.Культура”, г. Обнинск, 1999).
- Особенности влияния выбора фразовых глаголов на стиль художественного произведения (1-е место на городской НПК, 2-е место на краевой НПК, г. Красноярск, 2000).
- “Поток сознания” как инновация мистов и его изменение в романе Дж. Джойса “Улисс” ( 1-е место, городская НПК, 1998).
Хотя надо заметить, что, прослушав лекции по социолингвистике, социокультуре и прагматике, дети выбирают темы для исследования, на первый взгляд не связанные со спецкурсом, но, тем не менее применяют в исследовании полученные знания (например, тема “Социолингвистический аспект языка сетевого общения в англоязычных чатах”, 2 место в краевой НПК, 2002 г.). Радует, что учащиеся применяют полученные знания для исследования областей, входящих в область их интересов.
Литература:
Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Москва. Ди Дик. 1994.
Приложение
Программа спецкурса “История литературы Англии и США”
1. Лингвистическое исследование – выбор темы, исследуемого материала, формулирование гипотезы, цели и задач, характеристика методов лингвистического исследования (метод компонентного анализа, контекстуального анализа, семасеологического анализа, метод валентности др.). Структура исследовательской работы. Примерные темы для исследования.
2. Литература как искусство. Стили. Выразительные средства языка (фигуры речи). Mифология древнего Рима и Греции, библейские сказания как источники аллюзий.
3. Сравнительный анализ фольклора народов Британских островов и России. Саги и былины. Герои. Кельтская традиция, её роль в истории литературы народов Британских островов. Уладский цикл легенд.
4. Литература англо-саксонского населения Британских островов, народно-эпическая поэзия ; "Беовулф". Беда Достопочтимый. Король Альфред.
5. Литература англо-норманнов. Рыцарский роман. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
6. Английская литература XIV века. Лэнгленд и его "Видение о Петре-пахаре". Джеффри Чосер, "Кентерберийские рассказы" как зеркало Англии XIV века.
7. Литература предвозрождения. Городская литература. Фаблио. Баллады о Робин Гуде.
8. Возрождение в Англии. Проблема ренессансного реализма и гуманизма. Томас Мор и его "Утопия".
9. Предшественники У. Шекспира в области поэзии (Спенсер и др.), сонетов и драмы (Кристофер Марло, Джон Лили, Роберт Грин). Форма сонета Петрарки и Шекспира. Понятие "венок сонетов".
10. Уильям Шекспир, биография. Т.н. "шекспировский вопрос". Периодизация творчества, характеристика трёх периодов творчества. Сонеты Шекспира (циклы, тематика, герои, форма, философские и этические выводы, тема поэта и поэзии, значение правды, неоплатонизм). Ренессансная поэтизация любви в трагедии "Ромео и Джульетта". Комедия Шекспира. Понятия о чести и совести. Комедии ситуаций. Образ шута (глашатай правды). Исторические хроники, “Фальстафовский фон”. Трагедии: "Гамлет" (основной конфликт эпохи), "Король Лир" (обманутое тщеславие), "Отелло" (обманутое доверие), "Макбет" (крушение личности в погоне за властью). Мистические пьесы.
11. Бен Джонсон – современник и антипод Шекспира. Принципы джонсоновской пьесы. Комедии "Вольпоне", "Алхимик". Джон Мильтон и его "Потерянный рай". Литература полосы Реставрации.
12. Просветительский этап английской литературы – общая характеристика. Английский просветительский реалистический роман: "Памела" Ричардсона, "История Тома Джонса, найдёныша" Филдинга; "Путешествие Хамфри Клинкера" Смолетта.
13. Дэниел Дефо и его "Робинзон Крузо". Социальная критика в романе Дж. Свифта "Путешествия Гулливера".
14. Позднее Просвещение, английский сентиментализм. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие".
15. Ричард Бринсли Шеридан – драматург и политик, пьесы "Соперники", "Школа злословия", "Дуэнья", "Критик".
16. Романтизм в английской литературе первой трети XIX века, его социальные и философские предпосылки, основные эстетические принципы. Течения. Поэты "озёрной школы" (Уордсворт, Колридж, Саути). Уильям Блейк, философские взгляды, "видения", живопись в гравировке, поэзия ("Песни невинности").
17. Народный поэт Роберт Бернс. Вальтер Скотт – создатель английского исторического романа. Содержание и основные конфликты романа "Айвенго".
18. Лорд Байрон – основные факты биографии, этапы творческого пути. Лирика Байрона. Восточные поэмы. "Паломничество Чайльд-Гарольда" – идейно-художественный анализ поэмы. "Дон Жуан" как эпическая сатира.
19. П. Б. Шелли: жизнь и творчество. Тематика лирики.
20. Критический реализм в английской литературе середины XIX в. Эстетические принципы. Чарльз Диккенс: биография, этапы творческого пути; юмор (''Посмертные записки Пиквикского клуба"), тема детства ("Оливер Твист", "Дэвид Копперфилд"), критика собственничества и эгоизма ("Домби и сын").
21. У. Теккерей: введение понятия "снобизм". Роман "Ярмарка тщеславия".
22. Женский роман (сестры Бронте, "Джейн Эйр" и Грозовой перевал", Джейн Остин, Мери Шелли и др.)
23. Английский роман второй половины XIX века. Томас Гарди и его роман "Тэсс из рода Д'Эрбервиллей".
24. Английский эстетизм и его проповедник Оскар Уайлд. Биографический очерк. Тематика сказок. "Портрет Дориана Грея" и проблемы в романе. Драматургия О.Уайлда.
25. Р.Киплинг – биография, творчество, его противоречия. Тема Востока и Запада.
26. Джон Голсуорси – человек и писатель. Проблема классических традиций в его творчестве. Форсайтовский цикл, тема собственничества.
27. Бернард Шоу – жизнь и творческий путь. Своеобразие драматургического метода. Ранние комедии ("Профессия миссис Уоррен"), послеоктябрьские комедии ("Дом, где разбиваются сердца"). "Пигмалион".
28. Лимерики. Эдвард Лир. Теория и практика перевода. Сохранение размера лимериков в русском языке.
29. Писатели-модернисты начала XX века. Вирджиния Вульф. Д. Г. Лоуренс, его роман “Радуга”. Внутренняя речь и “поток сознания”, основатель данного литературного метода Л.Н.Толстой, творческая переработка данного метода писателями-модернистами. Джеймс Джойс и его роман "потока сознания" "Улисс".
30. Английская литература XX века. Драма. Роман. Поэзия. Ричард Олдингтон и его отношение к войне в романе “Смерть героя” Э. Бёрджес. Айрис Мердок и ее символизм в повести “Черный принц”. Джо Ортон и его комедии абсурда, “Что видел дворецкий”. Сомерсет Моэм – писатель ХIХ и ХХ века: “Луна и грош”, “Театр”. Уильям Голдинг и его повесть “Повелитель мух”.
31. Литература первопоселенцев Нового Света. Зависимость от литературы Европейского континента. Зарождение новой тематики, складывающаяся система новых ценностей.
32. Обзор литературы XIX века. Т. Драйзер, его “Американская трагедия”.
33. Различные литературные течения в американской прозе XIX – XX вв. Натурализм и импрессионизм 1890 гг. Модернизм начала ХХ века. Life-style and art-style в 1920 гг. Реализм и сюрреализм 1930 гг. Постмодернизм и другие 1960 и 1970 гг. Ф. Фицджеральд. Романы “Великий Гэтсби”, “Ночь нежна”. У. Фолкнер и его романы “Особняк”, “Городок”. Дж.Сэлинджер, “Над пропастью во ржи”. Т.Уайлдер, “Мост короля Людовика Святого”, “День восьмой”.
34. История американской поэзии: имена и темы. Судьба и творчество Эмили Диккенсон. Роберт Лоуэлл, Теодор Ретке, Рэндел Джеррел.
35. Современная американская драма. Юджин О'Нил, Джордж Бэмбер, Оуэн Дж.Арно, Джеффри Корлин.
БИБЛИОГРАФИЯ
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
British Literature and Culture. Part 1. Safonova V., Kuzmina L., Smirnova E. Питер. Санкт-Петербург. 1997.
Selections from classic and modern English literature. Clare West. Georgian Press. 1994.
Детская энциклопедия в 12-ти томах. Том 11 (Художественная литература). Любое издание.
50 знаменитых английских романов. Под ред. Абрахама Г. Ласса. Челябинск. 1997.
Эти загадочные англичанки. Составитель Е.Ю.Гениева. Москва. Прогресс. 1992.
Английская поэзия в русских переводах. XX век. Составитель Л.М. Аринштейн, Н.К. Сидорина, В.А. Скороденко. На рус. и англ. яз. Москва. Радуга. 1984.
Readings from American Literature. Под ред. Н.П.Михальской. Москва. Просвещение. 1972.
Reader in Modern American Literature. Сост. Н.Г. Гутерман и др. Москва. Высшая школа. 1977.