(Из опыта работы библиотеки СШ № 6 г.Лисаковска, Костанайской области).
Средняя школа №6 г.Лисаковска, Костанайской области расположена в одном из самых крупных микрорайонов города с населением 5937 человек. В школе обучаются более 1000 учащихся.
Разрабатывая стратегию развития школы на ближайшие годы, коллектив ориентировался на следующие принципы:
– Проблемы образования и воспитания –это проблемы каждого члена общества;
– Образование – непрерывный процесс, который не ограничивается образованием в школе и в Вузе, а продолжается на протяжении всей жизни человека;
– Учиться жизни можно и нужно не только в школе;
– Жители микрорайона – активные участники процесса обучения;
На основе этих принципов создана и успешно функционирует на базе нашей школы “Общественно-активная школа”. Общественно-активная школа – это центр местного сообщества города (6 и 11 микрорайоны) по организации совместных дел родителей и детей, центр, объединяющий семью и школу местного сообщества. Учащиеся нашей школы с папой, мамой, бабушкой или дедушкой в выходной день могут вместе почитать книгу, журналы в библиотеке, поиграть в спортивные игры в спортзале, в компьютерные игры в библиотеке или в кабинете информатики. Библиотека школы является активным пропагандистом идей и принципов “Общественно-активной школы”.
Хорошо зарекомендовала себя так называемая “Воскресная школа” - школа выходного дня. Основными функциями школы является организация отдыха жителей сообщества. В школе ведутся занятия по выживанию для безработных, также предоставляются услуги населению, такие, как совместная работа родителей и детей в столярных, слесарных и швейных мастерских, чтение книг и периодических изданий, работа с мультимедийными изданиями в библиотеке, игра в спортивные игры в спортзале, просмотр видеофильмов в актовом зале и другие.
С образованием “Общественно-активной школы” функции школьной библиотеки значительно расширились. Сейчас библиотека открыла свои двери для жителей всего местного сообщества. Мы ведем дифференцированное обслуживание взрослых и детей, предоставляем основу для их обучения, воспитания, развития творческого потенциала и отдыха в течение жизни.
В библиотеке имеется отдел выдачи литературы на дом (абонемент), читальный зал, компьютерный отдел с выходом в Интернет
К сожалению, для полного удовлетворения информационных потребностей всех категорий жителей местного сообщества в библиотеке не хватает материальной и информационной базы, но мы активно над этим работаем, используя книжные фонды других библиотек через Интернет. Также ежегодно проводится в школе добровольная акция “Книга – в подарок школе”, в результате которой пополняется книжный фонд новой справочной, художественной литературой, электронными и видео материалами.
Для малообеспеченных жителей нашего местного сообщества – это единственная в городе возможность получить подобные услуги бесплатно, так как в силу низкого жизненного уровня оплатить эти услуги в других платных учреждениях города они не могут.
Нашими услугами могут пользоваться бесплатно все учащиеся и преподаватели нашей школы, пенсионеры, учащаяся молодежь, работающие и безработные.
В их пользование предоставляются издания периодической печати, художественная литература, электронные и видеоматериалы, справочная литература, поиск информации через Интернет.
В целях более полного удовлетворения информационных потребностей учащихся и преподавателей школы и жителей в школе утвержден и активно внедряется проект
“Создание информационно-ресурсного центра (ИРЦ) на базе школьной библиотеки”
Информационно-ресурсный центр как центр воспитания информационно грамотного, творческого человека – новый этап развития школьной библиотеки. Главная цель этого проекта: расширение информационного пространства для развития творческих способностей учащихся, преподавателей школы и жителей всех возрастов.
Информационно-ресурсный центр – это:
Создание ресурсов, а именно: разработка методических материалов для проведения уроков;
Копирование информационных ресурсов;
Воспитательная работа с детьми и подростками для развития творческих способностей с использованием ресурсов центра;
Образовательная работа, проведение уроков с использованием информационных технологий;
Поиск необходимой информации с использованием Интернет, книжного фонда библиотеки, электронных и видео–материалов;
Медиатерапия. Использование информации для поднятия настроения, отвлечения больного от мыслей о болезни;
Место для общения, обмена мнениями и отдыха;
За период внедрения и успешного функционирования проекта по созданию общественно-активной школы значительно расширились возможности библиотеки в предоставлении информационно-образовательных услуг как учащимся и преподавателям школы, так и жителям местного сообщества, приобретен компьютер в библиотеку. В городе это единственная библиотека, где есть компьютер с выходом в Интернет, обучены работе с компьютером сотрудники библиотеки, приобретена библиотечная программа, на основе которой создается электронный каталог.
В местной печати сделано объявление о предоставлении услуг библиотеки как Информационно-ресурсного центра для жителей, изучены нужды жителей через анкетирование и социальный опрос.
Вот так выглядели анкеты, с которыми мы обратились к местным жителям.
А Н К Е Т А
“Нужен ли нам Информационно-ресурсный центр?(ИРЦ)”
ИРЦ – это место, где Вы можете найти ответы на все вопросы, которые возникнут перед Вами. К Вашим услугам наш фонд книжных, периодических, аудио видео и мультимедийных изданий.
Фамилия, имя_______________________________________________
Ваш возраст________________________________________________
Ваше социальное положение__________________________________
Считаете ли Вы необходимым создание ИРЦ?___________________
Какие темы для познания Вас больше интересуют?
История__________________________________________
Сказки___________________________________________
Фантастика_______________________________________
Детективы________________________________________
Приключения_____________________________________
Поэзия___________________________________________
Музыка__________________________________________
Животные_______________________________________
Информатика____________________________________
Другие___________________________________________
Какие газеты и журналы Вы бы хотели почитать?_______________
Хотели бы Вы научиться пользоваться компьютером для получения информации?_______________________________________
Какие дни недели Вам удобно посещать ИРЦ?_________________________________________________________
Интересуют ли Вас электронные игры?__________________________
Если у Вас есть дополнительные идеи по развитию Информационно-ресурсного центра, мы внимательно Вас выслушаем. Ждем Вас в библиотеке школы №6.
Результаты анкетирования жителей показали, что 85% опрошенных заинтересованы в создании и успешном функционировании “Информационно-ресурсного центра”.
Условно всех жителей мы разделили на четыре категории по интересам.
Категория |
Возраст |
Интерес |
I |
7 –12 лет |
Развивающие игры; Сказки; Приключения, детективы; Познавательная литература; Комиксы; |
II |
13 –17 лет |
Развивающие игры; Тесты по предметам; Детективы, приключения; Научно-популярная литература; Справочная литература; Тематические видеоматериалы; |
III |
18 –35 лет |
Тесты для подготовки в Вузы; Справочные издания; Научно-популярная литература; Художественная литература; Журналы, газеты; Тематические видеоматериалы; |
IV |
35 –70 лет |
Журналы, газеты; Художественная литература; Поэзия; Музыка; |
Чтобы развивать творческую личность,
“Информационно-ресурсный центр” должен быть доступным всем учащимся, преподавателям, иметь достаточно ресурсов, предоставлять современные, актуальные, точные и привлекательные материалы, предоставлять равные возможности для всех пользователей центра, уравнивать их социальный статус, заботиться о каждом пользователе, также являться окном в мир информации.Использование ресурсов центра дает пользователю освобождение воображения, развитие творческих способностей, раскрытие новых возможностей, стимулирование получения новых знаний, желание получить дополнительное образование.
Особенно наши услуги необходимы людям с низким уровнем оплаты труда, пенсионерам, инвалидам. Часто они проживают свои дни в одиночестве. Им не хватает общения и участия. В нашей библиотеке работа в один из дней недели посвящается им. Мы организуем для них выставки новой литературы, обсуждение интересных статей из журналов или газет, знакомим с новыми электронными дисками. Многие из них впервые увидели близко компьютер.
В работе с этой категорией людей мы преследуем главную цель:
Возможность общения, получения интересной информации для развития еще не реализованных творческих возможностей. (Многие из них начинают писать стихи в 40 лет.)
А вот работа с молодыми людьми в возрасте 18
–35 лет не совсем удовлетворяет нас. Эта категория людей часто повышает свой образовательный уровень в Высших учебных заведениях. А здесь мы компенсируем недостаток информационных источников в книжном фонде возможностью поиска информации через Интернет, использование баз данных других библиотек. Для этого в библиотеке заведена картотека персонального распространения информации без использования книжного фонда школьной библиотеки. Картотека “Импорт-информация”. Схема работы персонального распространения информации выглядит следующим образом:Читатель – запрос – поиск – информация – читатель
Например, так выглядят карточка картотеки “Импорт-информация”
Дата: 10.04.2003.
Читатель: Дмитриева Т.М.
Запрос: Жизнь и творчество Спандияра Кубеева
Источник: Электронная справочная служба виртуального сообщества библиотекарей.
Дата выполнения запроса: 12.04.2003
Осваивая новые технологии, библиотекари столкнулись с новой проблемой – это неумением обращаться с компьютером пользователей библиотеки. Необходимо было разработать практические семинары для таких читателей, чтобы помочь им преодолеть трудности в общении с компьютером и получить основы компьютерной грамотности. Это им необходимо, прежде всего, для получения информации в нашем Информационно-ресурсном центре. Ведь именно для них мы ведем электронный каталог, расписывая статьи из периодических изданий
Для тех, кто не смог присутствовать на семинарах, мы составили “Памятку для пользователя электронным каталогом”:
Формулирование темы запроса – Выбор поиска (по автору; по заглавию; по году издания; по ключевому слову и т.д.) – Набор запроса – Просмотр списка. Выбор или отказ от конкретных ресурсов. В приложениях к “Памятке..” предложены примеры практического использования каталога.
Электронный каталог “Книга в образовании” мы ведем 2 года, в нем насчитывается более 2000 описаний. Электронный каталог имеет хорошую поисковую технологию по учебным программам, предметным рубрикам, видам изданий, классам, ключевым словам и т.д. Это позволяет осуществлять поиск по любому запросу. Освоение поиска по электронному каталогу – это первый этап формирования информационной культуры пользователей центра.
Следующий шаг – это грамотный поиск нужной информации в Интернете, переписка с преподавателями, учащимися других школ для обмена полезной информацией, доступ к информации из баз данных других библиотек.
Сейчас мы ведем работу по налаживанию контакта с библиотеками Средней Азии и Казахстана. По электронной почте мы подписались на список рассылки библиотекарей Казахстана и Средней Азии. Это эффективный способ обмена профессиональной информацией. Сервер, который получает на свой адрес письма, автоматически рассылает их на все почтовые адреса, зарегистрированные у него. В списке рассылки сейчас более 70-ти подписавшихся библиотек. Среди них мы, пока первая школьная библиотека в кругу крупных библиотек Казахстана и Средней Азии. По существу, мы вступили в настоящее виртуальное сообщество библиотекарей. Благодаря этому вступлению мы получаем электронные бюллетени, приглашения на участие в чатах, конференциях. Участвуя в чатах, можно узнать о деятельности Информационного Консорциума, вступив в который, можно получать необходимую образовательную информацию из баз данных других библиотек.
Именно таким образом мы получили дополнительную информацию о жизни и творчестве писателя Казахстана Спандияра Кубеева. Надо сказать, что в крупнейших библиотеках Казахстана оказалось очень мало материала об этом писателе. Тем не менее, справочная служба электронной почты нам переслали дополнительные материалы. Это доказывает то, что работа школьной библиотеки как Информационно-ресурсного центра эффективна и необходима для наших пользователей.
Успешно продолжая начатую работу, мы решаем задачу пополнения сообщества информационно-грамотных пользователей новыми членами, которые самостоятельно смогут получать информацию из баз данных, пользоваться средствами информационного обслуживания, смогут обращаться к различным формам и способам представления данных, знать общедоступные источники информации и уметь ими пользоваться.
Создание “Информационно-ресурсного центра” необходимо, прежде всего, для образовательного процесса, для расширения круга чтения и информационных потребностей пользователей, для создания комфортной среды, способствующей чтению и обучению, для обеспечения доступа к идеям, мыслям и спорам. Как приятно меняется облик школьной библиотеки, когда здесь диалог ведут не только библиотекарь–ребенок, а беседуют мама–библиотекарь–ребенок, когда родители, бабушки, дедушки знают точно, как зовут библиотекаря в школе и то, что там их всегда ждут.