Цель: продолжить формирование здорового образа жизни, высоко функциональные стратегии поведения и личностные ресурсы, препятствующие злоупотреблению наркотическим веществам.
Задачи:
1. Развить мотивы, умение
аргументировать свою точку зрения.
2. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Вид деятельности: интеллектуально познавательная.
Форма: круглый стол.
Педагогические возможности: игра помогает школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, аргументировать свою позицию, осознать глубину данной проблемы. Игра развивает фантазию, учит коллективному творчеству, формирует негативное отношение к наркотикам; выявляет творческие и организаторские способности детей.
Для какого возраста: подростки и старшеклассники.
Количество участников: отдельные подгруппы, класс.
Набор ролей: участники “творческих мастерских”, члены “ученого совета” или “специалисты”, занимающиеся данной проблемой, зрители, ведущие, чтецы.
Оформление:
1. На стенах висят плакаты на тему “О
наркомании”.
2. На сцене виден транспарант, на нем огромными
буквами написана тема круглого стола “Не сломай
судьбу свою”.
3. На столах лежат листовки-прокламации, советы
психолога, анкеты, тесты, анаграмма, кроссворд.
4. Папка-передвижка по наркомании.
5. Мини-выставка “Берегись белой тучи”:
- книги;
- журналы (статьи);
- газетные вырезки;
- информационные листы “Свою судьбу ты решаешь сам”, “Молодежи об опасности наркомании”, “О вреде токсикомании”, “Зачем рисковать?”, “Будь рядом”, “С тобой не случится…”, “Не оступись”.
- стихи.
Краткое описание: Участники разбиваются на три подгруппы (5-6 человек) - “творческие мастерские”, разрабатывают свои ответы по предложенной теме, защищают их, используют любые наглядные пособия. Одна микрогруппа – это “специалисты”, занимающиеся проблемой подростковой наркомании (врач-нарколог, психолог, сотрудник отдела по борьбе с наркоманией, замдиректора по учебно-воспитательной работе).
Предварительная работа:
1. Обзор книжной выставки “Как
остановить беду?”.
2. Экскурсия в Центральную библиотеку “Уберечь
от дурмана”.
3. Конкурс плакатов на тему “Мы – против
наркотиков”.
4. Выполнение психологических заданий по
наркомании.
5. Социологический опрос “Твоё отношение к
наркотикам”.
Поэтапное описание:
1. Подготовительный этап – формирование микрогрупп. Школьникам сообщают, что им предоставляется возможность поучаствовать в круглом столе на тему “Не сломай судьбу свою”. “Специалисты” готовят выступление по данной теме.
2. Игровое действие – ведущий представляет участников круглого стола, говорит вступительную речь, объясняет какие вопросы можно задавать. Каждая микрогруппа даёт ответы на предложенные ей вопросы, показывает сценки 1-3 мин.
Краткие советы по проведению игры:
- Полезно заранее предложить ребятам возможные варианты пособий: рисунки, магнитофонные записи, видеофильмы и т.д.
- Необходимо подобрать книги, статьи из газет и журналов для подготовки этого мероприятия, посмотреть материал, который дети нашли самостоятельно.
- Ведущим желательно выбрать взрослого, т.к. он может быстро, при необходимости, сориентироваться, откорректировать вопрос, грамотно и тактично смягчить конфликтную ситуацию
- “Специалистами” могут быть старшеклассники, педагоги-организаторы, а можно пригласить и настоящих специалистов (врача, инспектора, психолога, социолога и т.д.).
- выступление психолога по данным анкетирования, заранее проведенного с детьми.
- Для подготовки сообщений можно использовать общие статистические данные, информации на данную тему для размышления.
В. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами в этом красивом зале, чтобы сказать “Не сломай судьбу свою!”.
1-й. С чего все это началось? –
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга “уважают”
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают…
П. Соколов.
2-й. Вот он тащился, чуть не умирая,
Через минуту ж –
Где достал, бог весть! –
О радостях искусственного рая
Мир может
На лице его прочесть!…
А сколько их сейчас бредет по свету,
Чья участь, то сладка, а то тяжка!..
И видимо уже спасенья нету
От этого простого порошка…
Е. Винокуров.
3-й. … Цвет лица землист. А он не
старый…
В доме холод, грязь… и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… а он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
С. Викулов.
4-й. В тебе прокиснет кровь твоих
отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено
На жизнь её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоём мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!
Э. Верхарн.
В. Дети, что же такое наркомания?
Ответы детей.
Да, в последние годы – это самая
большая, серьезная проблема России и всего мира в
целом. Распространение наркомании происходит
угрожающими темпами, как в России, так и в нашем
городе. За последние 10 лет число смертей от
употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а
среди детей – в 42 раза.
Давайте на этот вопрос ответим с научной точки
зрения. А для этого возьмите вопросник “Что ты
знаешь о наркомании?”, которые лежат у вас на
столах.
Дискуссия с детьми “Что ты знаешь о наркомании?”.
В. Три разноречивых понятия
заключается в переводе с “греческого” – слово
“наркоман” – восторг, оцепенение, магия. Но не
только восторга, а даже слабого блеска радости
жизни не видим мы в глазах тех, кто находится во
власти наркотиков. Истощенное, с исколотыми
венами тело. Отрешенный взгляд ничего не
выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы
невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы.
А, главное, полное безразличие к происходящему
вокруг, отсутствие интереса к жизни… И все это в
14-16 лет! И это ваш возраст.
Путь туда легок и прост, вернуться оттуда
невозможно. Если мы будем вместе, заодно, мы можем
многое сделать, вместе сможем бороться с этим
злом.
Мы сегодня пригласили к нам на встречу за наш
круглый стол врача-нарколога. Несколько слов о
проблеме наркомании: В чём заключается Ваша
работа? Какая ведется работа по профилактике и
предупреждению наркомании? (Слово
предоставляется наркологу).
В. Поступили вопросы из зала:
- Существуют какие-нибудь особенные формы воспитания, чтобы ребенок не стал наркоманом?
- Каков результат лечения наркомании? Не на бумаге, а на деле?
- Какие медицинские последствия употребления наркотиков могут возникнуть? (Депрессия, передозировка, судороги, воспаление век, заражение крови, СПИД).
- Куда мы можем обратиться и есть ли гарантия анонимности, если вдруг случиться с нами беда?
В. А сейчас я вам раздам анкеты, анонимность ваших ответов мы гарантируем. (Ребята заполняют анкеты).
Чтец:
“Пронесся крик чрез глухомань проулка
И плач очнулся в тишине,
Там увозили наркоманку
В давно сжигающем огне,
Огне, что сжет легко и быстро
Не оставляя ничего
Быть может лишь один вопрос
“Скажи мне, дочка, ну за что?”
Её последний тяжкий стон
В душе звенеть навеки будет.
А сколько их таких, как эта
Униженных дурманом судеб?
Кто на краю стоял хоть раз
Меня, быть может, и поймёт
На край чего? Он – омут, пропасть,
Куда затягивает вас.
И много стало обреченных
Их стало много среди нас”.
В. А сейчас мы посмотрим фрагмент из жизни наркоманов.
Просмотр длится 5 - 10 мин.
В. Ребята, сейчас у вас на столах лежит листок, называется он “недописанный тезис”. Вам необходимо его дописать. (Ребята работают, звучит легкая музыка 2-3 мин.).
В. Мы задаем себе вопросы: “Что же теперь делать?”, “В чём же выход?”. Почему наркомания возникает в основном у молодежи? Хотелось бы послушать мнение психолога. Слово предоставляется психологу.
Выступление психолога.
В. Гомер писал: “Остерегайтесь
данайцев, дары приносящих” Он имел ввиду не
наркоманов и наркотики. Но Гомеровское
предостережение, в данном случае, актуальности
не теряет. Воспользуемся экспертными оценками
обстоятельств, которые способствуют
распространению наркотиков.
Предоставляем слово сотруднику отдела по борьбе
с наркоманией г. Анжеро-Судженска. Как же они
работают в этом направлении?
Выступление сотрудника милиции.
В. А не могли бы Вы сейчас, здесь нашим ребятам показать несколько приёмов рукопашного боя при задержании наркодельцов
Легкая музыка, вместе с сотрудниками дети показывают приёмы борьбы 2-3 мин.
1-й В. У каждого человека в жизни бывают трудные моменты, проблемы, неприятности. Слабовольные и психические, неуравновешенные люди находят решение всех своих проблем в наркотиках. Они осознают, какую губительную роль играют в жизни их мнимые “друзья”, но не находят в себе силы самостоятельно вырваться из плена.
2-й В. По мнению ученого Д.Д. Федотова, “в настоящее время в мире более 2000 млн. людей, страдающих наркоманией, - это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова, количество которых превышает число инвалидов 2-й Мировой войны”.
1-й В. Одна из причин распространения наркомании – это ложный стыд, когда человек не хочет выглядеть “белой вороной”, хочет быть таким, как “его круг”. Это ошибочное решение. Ни в коем случае нельзя так поступать. Ведь можно из-за ошибочных убеждений испортить всю свою жизнь.
2-й В. Подростки втягиваются в наркоманию из-за подражания другим. Это очень глупо. Ведь у человека есть своя голова на плечах, он должен думать сам за себя, а не смотреть, что делают другие.
1-й В. Ну и, конечно, подростки втягиваются в наркоманию, потому что не знают, как занять своё свободное время. А ведь ещё Достоевский писал, что такая грязная, ужасная обстановка наводит человека на ужасные мысли.
В. Ребята, каждая ваша микрогруппа подготовила плакат на тему: “Мы против наркотиков”. Даю вам задание – “защити свой плакат”.
Защита плакатов в форме сценок 5-8 мин.
Чтец: Шприцы, наркотики и грязные
бинты –
Сначала радость, грезы и полет,
Потом болезни тела и вскоре
Ты умчишься в бездну,
Как плохой пилот.
Как получилось, что ты променял
Луч светлый солнца на глухой притон?
Объятья Матери, девчонку потерял,
А получил взамен кошмарный сон.
Зачем поверил в эти миражи?
Да, жизнь трудна и иногда коварна,
Но честь свою кому продал, скажи,
Хоть и легка дорожка да обманна.
Ещё не всё потеряно, поверь,
Откинув сатану, поверуй в бога,
Открой с надеждой в будущее дверь,
Начни сначала – вот твоя дорога!
В. А сейчас разгадаем кроссворд.
Звучит легкая музыка, идёт разгадывание кроссворда по микрогруппам.
Кроссворд:
П | Л | |||||||||||
К | И | С | Л | О | Р | О | Д | |||||
А | И | М | ||||||||||
Й | Х | К | ||||||||||
Ф | О | А | ||||||||||
Н | Т | Л | ||||||||||
И | С | Е | Р | Д | Ц | Е | ||||||
Р | А | К | Р | Г | ||||||||
О | Т | Р | А | В | А | К | ||||||
Т | П | И | ||||||||||
Г | Л | Ю | К | И | И | Е | ||||||
Н | Я |
По вертикали:
- Один из методов отказа от курения (психотерапия).
- Болезненные ощущения в период отступления наркотика (ломка).
- Чувствовать себя хорошо под действием наркотика (кайф).
- Органическое вещество, содержащееся в табачном дыме (никотин).
- Орган дыхания (легкие).
По горизонтали:
- Центральный орган кровеносной системы (сердце).
- Злокачественная опухоль (рак).
- Химический элемент, содержащийся в воздухе, необходимый для жизнедеятельности организма (кислород).
- Общее название наркотиков (отрава).
- Галлюцинации (глюки).
В. Уважаемые господа! Надо же что-то делать! У меня такое впечатление, что наша молодежь пропадает, засасывается в болото разврата. Наркомания засасывает в свои сети огромное количество людей, особенно молодых. Поражает в молодежи её тупость, равнодушие, отсутствие всяких интересов, желания жить как-нибудь, лишь бы полегче.
Чтец: Худой, ссутулившийся,
безразличный
К девчонкам, небу, солнцу и цветам
Совсем недавно парнем был отличным,
Ну а сегодня – смертник-наркоман.
И жизнь, встречая в наркотическом угаре
Сгорает быстро, не успев расцвести,
И погибают, точно на пожаре!
Мечты мальчишки, молодость и честь,
В том мире призрачном
Средь горя и бездушья
Не птицу счастья синюю
Он ищет, и не клад,
Совсем недавно парнем был отличным
Сегодня – гашиша и марихуаны раб.
В. Может быть кто-то думает, что счастье в наркотиках. Но это не так. Счастье – это сблизиться с природой, слиться с ней воедино. Ты только смотри вокруг! Посмотри, какая красота! Счастье – это подойти к березе, обнять её, это любоваться цветами на лугу, слушать пение птиц. Счастье вокруг нас, только мы этого не замечаем.
Чтец: О счастье мы всегда лишь
вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
И. Бунин.
У каждого поколения свой стиль жизни. Давайте посмотрим, как меняется наша жизнь даже в стиле танцев.
Исполняются фрагменты танцев:
- Поколение 50-60-х годов “Фокстрот”
- Поколение 70-80-х годов “Твист”, “Вальс”, “Танго”
- Новый век 2001 год “Реп”, “Брейк”)
В. Вот видите, как изменчива жизнь, но от нас всех зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем:
Не сломай судьбу свою!
Берегись белой тучи!
Мы за жизнь на земле!
Вдумайтесь в эти фразы!
1-й В. В заключении разговора на серьезную тему: “Не сломай судьбу свою” хочется сказать, что наркомания не только тяжелая болезнь, а ещё и огромное несчастье, трагедия для тех, кто втянулся, для их родителей, для их близких людей.
2-й В. Хорошо известно, что в наше
время наркомания является проблемой не просто
международной, а без всякого преувеличения –
мировой.
Обращаюсь к вам, ребята, и очень надеюсь, что
после сегодняшнего разговора вы задумаетесь,
насколько это серьёзно. Будьте благоразумны, не
губите свою жизнь.
В. Надеемся, что наша встреча за круглым столом
оставит в вашей памяти, в вашем сознании след – а
значит, стороной обойдёт вас “белая смерть”, т.е.
наркомания.
Надежда есть всегда, как сказано в Библии:
“Простите и дано будет Вам, ищите и обрящете…”
Спасибо всем за встречу.
Звучит мелодия “Я люблю тебя, жизнь”.
Прошу вас, ребята, заполнить итоговые анкеты по нашей сегодняшней встрече.
Литература:
- Авдеев Д. О наркомании и наркоманах // Воспоминания школьников. – 1999-№ 4 – с.48-54.
- Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М. Юрид.лит., 1988.
- Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М. Просвещение, 1990.
- Захаров Ю. Подростки “группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 - № 4 – с.29-56.
- Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. – М. Просвещение – 1991.
- Иващенко З. Дорога в один конец // Наш город – 2000 – с.2.
- Надеждин А. Против “белой смерти” // Наш город – 1998 - № 27 – с.3
- Пожиленко Г. С диагнозом “наркомания” // Наш город – 2001 - № 15 – с.2.
- Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. – М. Медицина, 1990.
- Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. – М. Просвещение, 1989.