Задачи:
Познакомить обучающихся с опасными ситуациями на водном транспорте и основными правилами спасения.
Развивать логическое мышление, ассоциативную память, внимание.
Воспитывать личность безопасного типа.
Оборудование:
Классная доска, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью фрагментов из фильма “Титаник” (режиссер Джеймс Камерон), Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /
Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Т.С. Вихорева, Е.О. Погорелова – 1-е издание – Москва – Издательство АТС, 1996, жетоны трех цветов для оценивания знаний обучающихся.
Ход урока:
Мозговая гимнастика.
Сегодня понедельник, а Витя купил билет на корабль на послезавтра. В какой день недели корабль отшвартовывается из порта?( В среду)
Не корабль, а по воде плывет и не тонет? (Плот, льдина, айсберг…)
Застекленный проем в борту корабля? ( Иллюминатор)
Перед отплытием, Витя помогал маме убираться в доме. Какой суп сварил Виктор? (Витя только убирался)
Почему в поезде стоп – кран красный, а на корабле синий? (В корабле нет стоп – крана)
Повторение изученного материала на предыдущем уроке.
Ученикам предлагаются правила поведения на ЖД транспорте, частично с ошибками, они же должны внести свои коррективы.
При отсутствии в зоне видимости поезда, ходить по железнодорожным путям безопасно.
Переходи железнодорожное полотно только в установленных местах – по пешеходному мосту, подземному переходу или по пешеходному настилу.
Если поезд движется на небольшой скорости, то от края платформы можно стоять ближе 2 метров.
При острой необходимости на другую сторону поезда можно перебраться под вагоном или через автосцепки.
Не забирайся на опоры линии электропередачи, не трогай их руками (особенно в дождь), держись подальше от лежащих на земле электропроводов.
Обучающиеся самостоятельно выводят тему урока через логические цепочки, предложенные педагогом.
Врач, если он не справляется, то у человека прогрессирует… болезнь
Пожарный, если вовремя не прибудет на место возгорания, развивается… пожар
Водитель, если он не справляется с управлением автомобиля, возникает… авария
Капитан, если он подаст неверную команду, может произойти… кораблекрушение. Так и называется тема сегодняшнего урока: “Кораблекрушение или опасные ситуации на водном транспорте”
Учитель информирует, что тема урока будет рассмотрена на примере гибели “Титаника”. Обучающимся предлагается для просмотра 1 фрагмент фильма без звука (Показывается “Титаник” общим планом, работа механизмов, действия экипажа при движении корабля, в это время учителем выдается следующая информация)
Корабль “Титаник” представлял собой настоящее чудо науки и техники начала ХХ века. В этом плавучем дворце было 762 каюты, а общая протяженность коридоров и прогулочных палуб достигала 7 километров. Корабль мог развивать скорость до 25 узлов.
На первый рейс супергиганта из Старого в Новый Свет (10 апреля 1912 года) приобрели билеты 57 миллионеров. А всего вместе с экипажем на борту “Титаника” находились 2224 человека.
Шли четвертые сутки плавания. Судно шло по графику движения. Что произошло дальше, вы узнаете из следующего сюжета и, сможете ответить на вопрос, что явилось причиной гибели корабля?
Просмотр 2 фрагмента (Сцена столкновения корабля с айсбергом).
Во время обсуждения просмотренного сюжета ученики рассказывают причины гибели “Титаника”.
Вопрос классу: “Какие еще бывают причины гибели кораблей?”
Обсуждение. Подкрепление сказанного текстом из учебника. Обучающиеся самостоятельно отыскивают текст в учебнике (стр.67)
Учитель: “Во многих случаях морякам удается справляться с авариями самостоятельно. Посмотрите следующий фрагмент фильма и определите какие действия предприняты по спасению?”
Просмотр 3 фрагмента (Сцена экстренного совещания капитана и его помощников об аварийном состоянии корабля. Действия экипажа по эвакуации пассажиров).
Обсуждение.
Вопрос классу.
Что мешает успешным действиям по спасению при кораблекрушении?
Обучающиеся сами, или с помощью учителя приходят к мнению, что вредит, прежде всего, паника.
Просмотр 4 фрагмента (Сцена паники во время эвакуации)
Подкрепление сказанного текстом из учебника. Обучающиеся самостоятельно отыскивают ответ на вопрос в учебнике (стр.68)
Учитель: “Просмотрим следующий фрагмент фильма и определим, какие действия по самоспасению предпринимают терпящие бедствие”
Просмотр 5 фрагмента (корабль уходит под воду, главная героиня спасается, забравшись на подручное плавающее средство, подает спасателям звуковые сигналы свистком …)
Обсуждение. Подкрепление сказанного текстом из учебника. Ученики самостоятельно находят необходимое на странице 70.
В качестве закрепления изученного на уроке.
Учитель: “Что предпримете вы, если в результате кораблекрушения сами спасаясь, окажетесь в воде?”
Ответ обучающихся.
Классу дается задание установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении (задание записано на доске), затем правая часть задания стирается и класс самостоятельно прописывает данное соответствие в розданных листочках для самостоятельной работы.
Не плыви рукой Маши громче Кричи за судном Ненужные предметы надежды Не теряй выбрось Береги одежду Не сбрасывай силы
Подведение итогов, оценивание знаний обучающихся
Домашнее задание: по учебнику найти нерассмотренные на уроке случаи спасения во время кораблекрушений и проанализировать способы поведения.