Специалист – от латинского «особый». Словарь иностранных слов трактует это понятие так: «человек, обладающий знаниями и навыками к какой-либо отрасли производства, науки, техники, искусства и т.д., имеющий специальность; человек, хорошо знающий что-либо, мастер своего дела». Если это определение подвергнуть расшифровке, то перечень необходимых знаний и умений на соответствие займет не одну страницу.
Личностно-ориентированная педагогика требует от педагога хорошо развитых навыков к исследовательской деятельности, наличия вкуса к ней и понимания значимости. И они формируются на студенческой скамье.
Что же, прежде всего должно вызвать профессиональный интерес будущего специалиста?
Ответ находим у А.С. Макаренко: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя»
У педагога должен быть особый взгляд, особый слух. Это значит, что он должен не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Так устроена жизнь, что все явления, происходящие в обществе – социальные, политические, экономические так или иначе обязательно «аукаются» в школе, отражаются на их поведении, настроении, мыслях. Это обязывает педагога пристально вглядываться в происходящее, в весь этот «хаос», как писал А.С.Макаренко. Более того, педагог может и призван учить детей быть зоркими – видеть в этом мире не только себя.
Студентам предлагается провести ряд операций – наблюдений. Получив теоретическую подготовку по методам научнопедагогических исследований, будущие педагогики переходят к действию.
Операция «Улыбка»
Задание
Понаблюдайте за людьми в магазине, автобусе, на улице, в колледже, где получится. Часто ли на их лицах появляются улыбки: По какому поводу? Кто улыбается чаще – взрослые? Дети? Пожилые люди? Молодые? Мужчины? Женщины? Свои наблюдения опишите, подготовьтесь к рассказу.
– Я испытывала большие затруднения при проведении операции «Улыбка». Дело в том, что улыбок мало, очень мало.
– Очень мало улыбающихся людей, в основном на лицах усталость, озлобленность, безразличие, грусть.
– Люди теряют великий дар природы – смех.
Эти высказывания взяты из работ студентов разных лет. Ситуация мало меняется. Главное – студенты присмотрелись.
Кто же улыбается и в связи с чем?
– Ребенок на руках у мамы, радуясь новой игрушке.
– Старые знакомые, встретившиеся после долгой разлуки.
– Большая доля улыбок принадлежит детям и …пьяницам: идет ли пьяный по улице, едет ли в автобусе, все одно – улыбается сам себе – доволен. Вот кому ни до забот, ни до детей сейчас…
– Улыбалась девочка, потому что ее папа и мама помирились.
– Молодожены радовались полученной квартире.
– Мужчина радовался. Потому что вечером не будет бразильского сериала, и он свободен в выборе программ!!!
– Пожилая женщина улыбалась, потому что ей уступили место в автобусе.
– Женщина улыбалась, потому что ей вернули потерянную собачку и не взяли вознаграждения.
– Мужчина улыбался, так как видел много красивых женщин.
Итоги
Чаще всего улыбаются дети (ведь в них пружину оптимизма не успели расслабить), далее – молодые люди и женщины, и реже всех – пожилые люди. И это надо видеть и нам, и детям.
Но бывают и грустные улыбки. Например, веселый смех стоял во дворе, когда мальчишки увидели поскользнувшуюся и упавшую женщину. Или улыбка человека, который, обманув очередь, купил себе необходимое, да еще и посмеялся над всеми. Не хочется , чтобы это было системой, но…
Отношение к улыбке тоже бывает разным. Студентка пишет: «На уроке улыбалась, была рада и счастлива от полученной отличной отметки за трудную работу, а педагог мне говорит: «Вы поменьше улыбайтесь, а то можно подумать, что у вас отклонения в психике…».
Да, не в очень улыбчивый мир входит наш малыш. Так почему же люди так редко улыбаются? Ведь улыбка – природная данность. На каком – то этапе она исчезает. А еще – нас не учат улыбаться, не утверждают , что «от улыбки хмурый день светлей». Студентка начала урок не с привычного «Здравствуйте, дети, садитесь», так: «Здравствуйте, ребятки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, молодцы, садитесь. Вот в таком хорошем настроении давайте и проведем наш урок».
Я наблюдала за детьми – какое недоумение было написано на лицах некоторых из них, когда было предложено улыбнуться друг другу просто так… И как неумело многие их них сделали это, торопливо. Как бы стесняясь…
«Я провела эксперимент, –делится впечатлениями студентка. – Стала улыбаться прохожим. Некоторые, глядя на меня, тоже начинали улыбаться, другие смотрели с удивлением, третьи не реагировали никак».
Все студенты дружно отмечают педагогический колледж как «маленький дом радости, света и улыбки». «Неужели и нас со временем постигнет та же участь – разучиться смеяться. Нет. Ведь мы будем работать с детьми, а где дети – там улыбки, смех и счастье .
Операция-наблюдение «Воспитанность. Какие мы?»
Наблюдения студентов
– Если задать каждому вопрос:”Воспитанный ли Вы человек?”, уверена, что большинство ответят утвердительно. Но так ли это на самом деле?
– В автобус вошла бабушка с палочкой, а все сделали вид, что ее не существует в природе.
– Уступят ли право покупки без очереди товара женщине с маленьким ребенком или старушке? Боюсь, но 1 раз из ста.
– Никому ни до кого нет дела. Бывает, спросишь о чем–нибудь, так ответят, что больше спрашивать не захочешь.
– Если услышишь на улице мат, трудно, не видя, определить – подростки это или мужчины. Вполне привычное явление.
– В автобус внесут. Очередь организовать не можем. Внесли – и слава Богу. Уже не до талончиков. Думаешь, как бы выжить и ни с кем не повздорить.
– Слово “воспитанность” у некоторых вызывает смех. И не напрасно. Извиниться, поблагодарить – не всегда обязательно.
– Много ли надежды на то, что в автобусе или в очереди, на улице мужчины одернут сквернослова?
Противоречие: требуем от учеников выполнения правил этикета, а окружающая действительность далеко не всегда способствует формированию этих качеств. Есть русская пословица: “Добро должно быть с кулаками”. Столько лет ставлю перед студентами вопрос : “А как этого добиться? О каких кулаках идет речь?”
Один папа много лет назад написал письмо–отчаяние в “Литературную газету” об унижениях, которые он претерпел от существа, которого в учебнике зоологии следовало бы назвать “хам обыкновенный”. Автор сокрушается: мало мы учим наших детей встрече в такими хамами, не сумеют дать отпор. Но вопрос: как учить в таком деле?
А, может быть, наоборот, растить ребенка в обстановке добра и радости. И тогда сила изумления от встречи с явлениями противоположного рода (жестокость, грубость, хамство) будет равна силе их неприятия.
Детей наши сегодняшние студенты, завтрашние специалисты, тоже будут учить наблюдать мир. Чтобы они могли сравнивать – что хорошо, а что лучше, чтобы анализировали и чтобы манеру поведения вырабатывали – с нашей общей помощью – нравственную.
Операция “Взрослые и дети”
Цель
Как складываются отношения между взрослыми и детьми в различных жизненных ситуациях?Внимательны ли обе стороны? Вежливы? Добры?
– Нельзя детей брать в магазин. Несчастна та мама, которую волей случая занесло в него. Взгляд ребенка упал на игрушку в … тысяч. Мама занята навязчивой мыслью, как бы выгадать до зарплаты, чтобы муж и дети не съели ее саму. А тут сын закатывает истерику, издает дикие вопли, кричит, что у него не мать, а злая жадная тетка и он не сдвинется с места, пока не получит игрушку.
– Ребенок с родителями заходит в автобус и требует, чтобы ему уступили место. Часто пожилой человек вынужден уступить ему место.
– Разговоры о детях: независимо от того, где они идут – в учительсмкой или в очередях – слышится навязчивая доминанта сетований. Не жалуются только на самых маленьких. Но едва ребенок дорос до детсада, начинают жаловаться и на него.
– Мы стали свидетелями сцены: встречные невольно обращали внимание на ярко одетого малыша, гордо вышагивающего рядом с мамой. Ведь на нем был новый комбинезон! Увидев горку, малыш забыл об обновке, побежал к ней ! Вдогонку мать закричала: “Ах ты, паршивец! Я что – для этого тебе надела комбинезон? Думаешь своей башкой, что делаешь?" У малыша пропало желание кататься, он грустный поплелся за матерью...
– Я – старший. Имею право разрешить или запретить. А младший обязан подчиниться. Слово старшего – закон.
– Менее всего в отношениях между взрослыми и детьми взаимоуважения и взаимопонимания. Эти понятия интерпретируются взрослыми в одностороннем порядке.
– Обычной реакцией взрослых на неправильное (или необъяснимое, непонятое взрослыми) поведение детей, их поступки – это эмоции, в основном отрицательные, преобладающие над мыслью.
– Дети наблюдают над взрослыми и принимают, как должное, что вежливость, уважение уместны в театре, в гостях,но совершенно бесполезны дома, на улице, в магазине.
– Дети – это отражение достоинств и недостатков родителей. Почему-то чаще всего взрослые не хотят мириться с этими недостатками не в себе, а в своих детях.
– “Совершенно необязательно , думают взрослые, быть вежливыми с тем, кого ты не уважаешь. За что мне уважать друга моего сына, или человека,который ничего хорошего мне не сделал, и неизвестно, кто он вообще такой”.
– Поведение детей дома часто отличается от их поведения на улице. На глазах родителей – это хорошо воспитанный, послушный ребенок. А на улице? Там ведь родители не видят…
Обобщаем
Очень критично относятся взрослые к поведению детей, часто забывают, что оно – отражение нашего собственного поведения. Просто мы, взрослые, в ситуации умеем быстрее ориентироваться, быстрее соображаем – где и как выгоднее что сказать.
Хорошо бы поставить скрытые квамеры на детских площадках, но весь отснятый материал и особенно звуковой раздать тем, кто попал в объектив, пусть дома послушают свои резкие голоса. Гостям посмотреть и послушать дадут. Пусть спишут свои реплики. И попробуют повторить за чаем…
Например, такие весенние норильские зарисовки: “Гена брось это, убью щас!”, “Вернись, кому сказала, ненормальный!”, “Щас получишь у меня, слезь щас жа, ну идиот!”, “Прекрати реветь, еще получишь у меня!”
Так ребенок впитывает “музыку ” наших отношений.
И очень важно, что будущие педагоги уже на студенческой скамье начинают глубоко анализировать ситуацию в образовании. Кстати, у каждого есть для анализа неоценимый материал – собственное детство.
Операция – наблюдение “Старики”
– На улицах нашего города стрых людей не так уж много. Скорее всего, отсиживаются дома из-за холодов. Наблюдали за бабушками: в глазах печаль и какое-то недоумение. Часто выглядят они, как побитые собачонки, одеты как правило плохо: валенки, пальтишко или шубейка дореволюционных времен, платок или шапчонка – вот и все нехитрое старушечье обмундирование. Особенность: ни одна из них не улыбалась. На вопрос получили ответы: “Время сейчас такое, чему радоваться?”, “Денег нет, пенсии не хватает”. На вопрос: “Чем занимаетесь?” - трое ответили, что подрабатывают: семья-то большая, помогать нужно, у детей тоже с финансами туговато.
– Часто взаимоотношения с окружающими складываются не в их пользу. Многие считают возможным прикрикнуть на стариков, обидеть. Многие их попросту не замечают. Две старушки сказали, что они не нужны даже детям, те уехали на “ материк” и попросту бросили их. Чего же ждать от чужих людей?
– Нам кажется, что молодость – это надолго, живем сегодняшним днем, некогда думать о стариках. Посмотришь на их лица – как будто прочитаешь жизнь.Они – носители прошлого.
– Не все старики поддаются проблемам. Они бойко торгуют на рынке книгами, варежками, другой мелочью, всегда в курсе всех событий, бойко перговариваются друг с другом. Глядя на них, я не так боюсь старости.
– Недавно в школе организовали праздник для пожилых людей. Торжество получилось на славу. Но в глазах этих людей все равно были горечь и тревога.Они боятся завтрашнего дня. По 30–40 лет отдано Норильску, а мало что получено взамен. Деньги съедены инфляцией, квартиры на “материке” дождаться сложно. Но норильские старики выглядят еще неплохо на фоне стариков с “материка”.
– Страшно жить в стране, которой не нужны ее старики. Ведь в 70, 80 лет хочется жить не меньше, чем в 20 и 30.
– Слово “старик” все чаще ассоциируется со словом “нищий”.
– Я видела счастливых людей: бабушку, лет 75, ее дочку и внучку. Все весело болтали на автобусной остановке. Бабушка нужна своим близким, о ней заботятся. Наверное, это главное в старости. Побольше бы таких встреч.
– Легко ли быть стариком? Нелегко, и это скажет практически каждый.
Присмотримся сами, а нет ли рядом стариков, которым мы можем чем-то помочь, и поможем присмотреться нашим школьникам.