Тема:
- Животный мир лесной зоны.
Цели и задачи:
- Расширить и уточнить знания учащихся о животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.
- Развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира, корригировать зрительное и слуховое восприятие, долговременную наглядно-образную память, устойчивое внимание, связную устную речь.
- Воспитывать бережное отношение к животным леса.
Учебно-наглядный комплекс:
- Карта природных зон.
- Картинки с изображениями животных леса.
- Индивидуальные карточки с дифференцироваными заданиями.
- Таблица в учебнике “Животные лесной зоны”.
- Словарные слова.
Словарь:
- Травоядные, хищники, всеядные.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Задание: Сядет тот, кто вспомнит и назовёт название деревьев (слушать друг друга внимательно и не повторяться).
Повторение: (на доске карта природных зон)
- В какой лесной зоне растут эти деревья.
- Покажите на карте лесную зону.
- А какие деревья растут в наших лесах? (Учитель убирает карту природных зон).
На доске:
- Ель, Ольха, Кедр – растут в зоне.......... лесов.
- Пихта, Берёза, Дуб – растут в зоне ……….лесов.
- Осина, Дуб, Клён – растут в зоне ………. лесов .
Задание: исключи лишнее и допиши предложение в тетради.
Индивидуальное задание на карточке.
Карточка № 1
Подчеркни лишнее название дерева:
Хвойные леса: ель, осина, кедр
Смешанные леса: берёза, сосна, дуб
Широколистные леса: пихта, дуб, клён.
Проверочная работа / устно /
Изучение нового материала.
Объявление темы:
- Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны.
- Каких обитателей, кроме растений, можно встретить в лесу? (Ответы детей.)
- Правильно, поэтому тема урока “Животный мир лесной зоны”.
Актуализация опорных знаний:
- Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)
Объяснительный рассказ учителя:
Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
В лесной зоне водятся животные. которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки (картинки вывешиваются на доску).
Здесь обитают и хищники, звери питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.
В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны.
Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.
На доске к концу рассказа:
Травоядные
Хищники
Всеядные
- О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений.
(Сообщения учащихся)
- Лось (рысь).
- Бурый медведь.
- Тигр.
- Бобр.
Физкультминутка:
- Слушайте внимательно.Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другое – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.
Закрепление.
Задание № 1: Перепишите в тетрадь таблицу и пользуясь статьёй учебника [1] и заполните её:
Животные лесной зоны |
||
Травоядные | Хищники | Всеядные |
Индивидуальное задание на карточке.
Карточка № 2
Задание 1: С помощью схемы на доске, впиши названия животных в таблицу:
Лось, заяц, тигр, медведь, лиса, косуля, рысь, кабан.
Задание 2: Выбери картинки лесной зоны и составь цепи питания. (В конвертах животные разных природных зон и стрелки.)
Итог:
- О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?
- Кого из них можно встретить в нашем лесу?
- Какие из них находятся под охраной государства?
Оценивание:
СПАСИБО ЗА УРОК!
Литература используемая в ходе урока.
Лифанова Т.М., Котова Л.А. Физическая география СССР (учебник для 7-го класса вспомогательной школы) – М. Просвещение 1991 г.