Использование музейной педагогики в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Музейно-образовательная программа активно внедряется в дошкольную практику. Их ценность признается ведущими психологами и педагогами. Поэтому основной задачей стало развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности средствами музейной педагогики.

На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие методы:

    • социальных ролей;
    • создания игровых ситуаций;
    • практического манипулирования с предметами;
    • использование ассоциативных связей, театрализации;
    • самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Эти методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

Конспект занятия во второй младшей группе.

Тема: “Дуня – Дуня, Дуняша”

Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой. Дать элементарные знания о таких предметах русской костюма, как сарафан, рубаха, лапти.

Вызвать у детей интерес к русской национальной одежде, национальный отклик на произведения устного народного творчества.

Активировать словарь: рубаха, лапти, прибраны.

Материал: кукла в русском костюме, лапти, аудиозапись русской народной песни “Дуня –тонкопряха”.

Ход занятия.

Звучит русская народная песня “Дуня – тонкопряха”. Дети слушают. Воспитатель несет в руках куклу в русском костюме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришла.

Ответ детей: Кукла.

Воспитатель: Да, ребята, это кукла, она необычная, она пришла к нам из давнего прошлого. Кукла здоровается с детьми: “Здравствуйте девицы-красавицы, здравствуйте добры молодцы. Меня зовут Дуняшка.

Дети здороваются: “Здравствуй, Дуняшка!”

Воспитатель: Какая гостья к нам пришла, красивая, да пригожая:

“Ротик – клюковка,
Носик – пуговка,
Глазки – луковка,
Дуня наша – куколка”.

Ребята, а что-то необычное вы увидели? Похожа Дунина одежда на вашу?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому что Дуняша одета в русский народный костюм. Раньше такую одежду носили все русские девушки. Давайте рассмотрим её повнимательнее. Наша Дуня одета в красивый яркий сарафан. Посмотрите, какой он длинный и широкий. А какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Красный цвет – самый любимый у русского народа.

Посмотрите, как красиво расшит сарафан тесьмой: спереди и по краю подола. А под сарафаном у Дуни длинная рубаха. Какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: Да, белая и тоже расшита тесьмой и на рукавах и на грудке. Воротника у рубахи не бывает. Вместо него стоечка. Она тоже красиво расшита.

А посмотрите на Дуняшину голову. Как прибраны – причесаны у неё волосы?

Дети: Коса заплетена.

Воспитатель: Вспомните, ребята, потешку, которую мы с вами учили: “Расти коса до пояса”.

Дети: 2–3 ребенка читают потешку

Воспитатель: Раньше всем девочкам обязательно заплетали волосы в косу. В косу вплетали красивую ленту. И голову лентой повязывали.

Какого цвета лента у Дуняши на голове?

Дети: зелёная.

Воспитатель: Давайте попробуем заплести косы куклам.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: А во что обута Дуня, посмотрите?

Ответы детей.

Воспитатель: на ногах у Дуни лапти. Раньше все ходили в лаптях. Такие лапти плели сами из липы. /Воспитатель предлагает детям рассмотреть настоящие лапти. Обувает детям. Дети ходят. Высказывают свои впечатления./

Воспитатель: Вот какая у нас Дуняша нарядная! Так и хочется её похвалить. Вспомните, ребята, потешки как раньше хвалили ребятишек.

Дети читают потешки.

Наша Дунюшка в саду,
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблочко в саду.

Наша Дуня умница, умница-разумница,
Про то знает вся улица, кот да кошка,

Мой друг Ермошка, да я немножко и т. д.

Воспитатель: А сейчас Дуня хочет с Вами поиграть в её любимую игру.

По потешке “Еду, еду к бабе, к деду…”

“Еду, еду к бабе, к деду (выполняют прямой галоп),

На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке (меняют ногу),
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг
В яму – бух! /Приседают/”

Дети переодеваются в национальный русский костюм.

В заключение занятия проводится хороводная игра “Кукла в гости пришла”.

Конспект занятия для старшей группы

Тема: “Предметы старины глубокой”.

Цель. Воспитывать в детях уважение к своим историческим корням. Познакомить с предметами старинного русского быта: прялка, веретено, коромысло, ухват, чугунок, самовар, кринка, коса, валек и колотилка, маслобойка, ухват, мотыга. Вызвать интерес к жизни старинных времен.

Ход занятия

Ребята, мы пришли в музей старинного быта. Все, что вы видели в музее – это экспонаты, которые собирали по деревням, откапывали в земле, они старые и ветхие, их нельзя трогать. Это предметы старинного быта можно только смотреть и внимательно слушать мой рассказ, а я расскажу вам о том, как жили русские крестьяне в старинные русские времена.

/Дети садятся на лавки, около “избы”.Выключается свет, зажигаем свечу./

Воспитатель, переодетый в сарафан и ленты, входит в избу и ложится на лавку /до этого детям было задание: закрыть глаза!/

Дети открывают глаза – темно, горит свеча. Матушка спит на лавке. /Слышится плач ребенка/ Матушка качает младенца с колыбельной:

“Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а”.

    • А вы, ребята, какие колыбельные песенки знаете? Какие вам мама пела, укладывая вас спать?
    • А с какими колыбельными вы укладываете своих кукол спать? /Ответы…/
    • Эту качку /можно зыбку/ сделал из дерева ещё мой дед, подвесил к потолку, чтобы укачивать младенца, зыбка качается, словно лодка по водице плывет. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а.

/Неожиданный громкий крик петуха./

    • Пора вставать, прозвенел мой будильничек: “ведь ранняя птичка клювик прочищает, а поздняя – глазки продирает”. Почему так звучит эта пословица, как её понимаете?

/Ответы – рассуждения/

    • Первым делом – умыться нужно. Это рукомойник, а внутри у него водичка, наклони и потечет быстрая струйка. /Воспитатель имитирует умывание./

– “Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, и кусался зубок. /Дети помогают./ Вытирается полотенцем./ А это самотканый рушник, я сама его соткала и вышила.

Подходит к зеркалу, берет гребень, расчесывается, подвязывает ленту. Посмотрите на кого похожа эта расческа, это гребень: деревянный да частый, не ломается. "Расти коса до пояса, ни вырони ни волоса, расти косонька до пят, все волосоньки вряд." /Мычит корова/

– Пойду подою свою коровушку. /Выходит, возвращается с кринкой молока./

– Вот и молочко, да не в банке, а кто знает в чем? /Подскажите ответ, если они не знают./

– Да, это кринка. А из чего она сделана? А как ее делали? Правильно, и в печке обжигали.

А это ложки, да плошки из дерева, это потом чуть позже их стали расписывать такой яркой, красивой росписью.

– А какая еще посуда была? Еще были чугунки . Зачем они, кто скажет? /Ответы.../ Да, в них варили кашу, щи. "Щи да каша – пища наша". А это что такое? "Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает?" /Ответы.../ Правильно ухват. А вот еще загадка, послушайте: "Медный бес на стол залез, стоит, пыхтит, стой - огнем горит." /Ответы.../ Самовар. Да, самовар. Он даже у всех у нас дома есть, он электрический. А вот этот самовар - на углях. Вот именно этот самовар и участвовал в различных конкурсах и 14 раз побеждал.

– Что же я все болтаю, пора и за работу. Ведь "Как потопаешь, так и полопаешь".

– Как вы понимаете эту пословицу? /Рассуждения детей./ Начну-ка я с пряжи. Садится за прялку. Это лопастная прялка. Сюда крепят пряжу, шерсть овцы. Я перебираю пальчиками и вытягиваю ниточку. Прядет и поет: "В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит". Чтобы было удобно, я привязываю конец нити на веретено. Кто хочет сам попробовать?

– Дети, а где у нас кринка? /Дети показывают./ Соберу деревянной ложкой с молока сливки и буду делать масло в маслобойке. Вот так, кто сильный, кто мне поможет?

– Ох, устала я ребятки, может вы какой мне хоровод покажите или поиграете, да я с вами поиграю.

Хороводная игра. "Узнай по голосу".

– Спасибо. Садитесь, а я по воду пойду, где же мое коромысло? Знаете? Вот, вот оно. Кто со мной? Песня: "Пошла млада за водой, коромысел золотой, э-э-эй коромысел золотой.

Коромысел золотой, ведерочки дубовые"...

– Ну вот, корову подоила, воды принесла, масло сбила, теперь надо белье погладить. Вот вы белье дома гладите? Сами? А раньше наши бабушки гладили белье при помощи валька. /Показ./ И колотилки.

– Осталось еще коровушке травки покосить. Может вы, ребята, знаете как надо и чем? /Дети показывают/

– Верно, у меня и коса есть, вот она. Хорошо, вместе то мы много травы накосим. А как вы понимаете поговорку: ”Коси коса, пока роса” /Ответы./

– Вот, вы, ребята, узнали о каких старинных предметах из моего рассказа?

/Ответы: прялка, ухват, маслобойка, кринка, веретено, коса, коромысло, чугунок, валек и колотушка, гребень, рукомойник и т.д./ Хорошо, сейчас я вам буду загадывать загадки о этих предметах, а вы отгадывать:

1.

Он пыхтит, как паровоз,
Важно к верху держит нос
Пошумит, остепениться,
Пригласят чайку напиться. /Самовар/

2.

Два братца пошли в реку купаться /Ведра/
3.

Концами над водой висит,
Середкой на плече лежит. /Коромысло/

4.

Бычок рогат в руке зажат,
Еду хватает, а сам голодает /Ухват/

5.

Согнута в дугу, летом на лугу,
А зимой на крюку /Коса/

6.

Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. /Печка/

    • А я сейчас вам потруднее задачку придумала, Я называю первую букву, а вы находите предмет старины. Например, “К”– коромысло т. д. Д/и “Что лишнее” /Карточки со старинными предметами и холодильник./

- А какие еще предметы знаете, которые были и в старину, только выглядят по другому; плита, утюг, посуда, электрический чайник, стиральная машина. И с этим вы справились. Молодцы!

Последняя задача самая трудная, да я думаю, что вы ребята умные и сообразительные и с ней разберетесь.

– Вы умете играть в игру "Дед Мазай и зайцы"? Играть надо так же, только показывать действия тех предметов, о которых мы услышали из моего рассказа, о которых разгадывали загадки. / Игра. /

    • Спасибо, мне так приятно, думаю, что в другой раз мы придем сюда и узнаем много нового о костюмах и ткачестве.

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: “В тереме расписном я живу”

Цель: Познакомить детей с предметами быта, с избой, воспитать уважительное отношение к предметам старины, приобщить ребят к народным истокам.

Ход занятия.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь на лавочки.

Все уселись.

Хозяйка: Ох, и стара я стала, зажгу-ка лампу керосиновую, да посмотрю на своих гостей, эх, какую загадку я вспомнила! Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постеля. Ну, – кто отгадает? Это (бревна в избе).

Сначала, строили сруб, а затем закладывали жабу и между бревнами клали мох, это чтоб било теплее зимой. Вот я объяснила вам эту загадку. И ещё, закладывая избу, под угол прятали деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан - для святости (запах ладана имеет силу отгонять злых духов). Ворота и окна дома нельзя выстраивать на север, не то черти выживут. Построив новый дом, надо непременно обновить его свадьбою, иначе хозяин может умереть. Ребята, а вы наши знаете приметы про избу?

Ответы детей:

1. Сухое дерево в срубе – к счастью.

2. Солнце в доме играет – к радости.

3. Передний угол избы трещит – к худу, не сдобровать хозяину. Потому что этот угол святой, его называли красным углом, божницей, где висела икона, украшенная полотенцем. Икона была непременной принадлежностью любого жилого дома. Им поклонялись, от них ждали чуда в избавлении от болезней, помощи в одолении врага.

Хозяйка: На ночь должны были в избе пол подмести, чтобы ангелам чисто было прохаживаться, также на ночь оставляли еду на столе для домового. А кто знает, кто такой домовой?

Ответы и рассказы детей.

Дети: Домовой – домовое божество, охраняющее домашний очаг, он не злой, а больше причудливый проказник. Кого полюбит или чей дом полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбит, так выживает, и чего доброго со света сживет.

Дети: Если люди со своим домовым живут в ладу, то нипочем не следует с ним расставаться: переезжая в новый дом, надо поскрести под порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в новей избе; не приметишь, как с этим мусором переберется на новое место "хозяин". На новоселье надо принести ему горшок каши и со всем возможным уважением сказать: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить".

Коли не перезвать с собою в новую избу, он и сам переберется, но со злостью станет пакостить.

– Дом, как полная чаша. Дом – чаша – чашей. Изба житом пахнет – говорит народная пословица.

Хозяйка: Как это в хозяйстве обойтись без горшка, без миски и без ложки?

Ответы детей. Рассказы детей об утвари.

1 ребенок: Миски держали в деревянных ящичках. Обычно ели из одной миски вся семья, миски были большими и назывались солила.

2 ребенок: Сначала заменой тарелок служили большие ломти хлеба, обедающий клал на них густую пищу, куски мяса. Затем эти хлебные тарелки съедались, а в богатых домах раздавались нищим или собакам выбрасывали. Вся остальная посуда служила для хранения молока, масла, сметаны, напитков.

Хозяйка: Умеешь ли ты ткать и прясть?

У нас матушка пряла да ткала, да по две рубахи нашивала. Прежде чем ткать нужно нитки приготовить, значит надо прясть, садиться за прялку. Нитку первоученка - пряха должна была сжечь и съесть, чтобы работа спорилась.

Нельзя оставлять ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы, не рвались.

Дети с хозяйкой поют песню и пробуют прясть нитки.

Крутись веретенце,
Ниточка поет
Разговор со мной ведет.
Кружись веретенце

У прялочки донце золотом горит, чудо-сказку говорит.

Хозяйка: Вечером перед Рождеством женщины ни за что не оставят кудели на прялке, чтобы Кикимора (божество сна и ночных приведений), не вздумала вместо них сесть за работу. А только потом нитки заправляли в станок ткацкий и ткали полотно, из которого шили рубашки, полотенца, которые вышивали и украшали избу.

– Вы, ребята, обратили внимание на травы, которые у нас имеются в избе? Это пижма, она пахнет полынью. Все травы были лечебные, а некоторые обладали волшебной силой, их собирали, и держали дома.

Оказывается, все травы говорят между собой, чтобы научиться понимать разговоры трав, надо в лесу поймать змею с короной на голове и, приготовив особым способом, съесть.

Лечебные и волшебные травы выбирают в ночь на Ивана Купалу. Я хотела бы рассказать сказку про волшебную силу полынь-травы.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в такой избенке на берегу озера. Однажды Иван уходя на дома строго наказал сестре Марье сидеть тихо, как мышь, песни не петь. Ушел Иван, Марье стало скучно и она запела. Вдруг стукнуло ставню.

– Кто там? – спросила Марья.

– Выдь к нам, выдь к вам, – говорят за ставней тонким голосом. Выбежала Марья и ахнула. От озера до хаты – хороводы русалочьи, русалки взяли Марью за руки, закружились, одели ей венок и увели. Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке, то был водяной, он забрал Марью ж себе.

Поздним утром привел Иван домой, Марьи нет, он и заплакал.

– Уйду, – думает Иван, – к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю.

Нашел липку за озером, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям. Шел он, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыки драл. Кружил он по лесу и опять видит эту липку перед собой. Рассердился Иван, хотел липку зарубить. А липка и говорит человечьим голосом:

– Не руби меня, милый братец.

У Ивана и топор вывалился. Марья рассказала Ивану, что царь водяной взял ее в жены, теперь она стала деревцем, а весной опять в русалку превратится.

– А нельзя ли тебе от водяного уйти? – спросил Иван.

– Можно, только нужно найти полынь-травы на зябком месте и мне в лицо бросить.

Раздобыл Иван полынь-травы, добежал до липки и видит - сидит водяной.

– Пусти, – кричит Иван, – знаю кто ты. А не хочешь ли этого? И ткнул водяному в лицо полынь-травою.

Вспучился водяной, лопнул и побежал ручьем быстрым в озеро. Иван в липку бросил полынь-травою, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала, засмеялась.

Избушку у озера бросили они и ушли за темный лес – на чистом поле жить, не разлучаться.

И живут не разлучно до сих пор, и кличут их всегда вместе: Иван да Марья, Иван, да Марья.

Хозяйка: Как вы, ребята, думаете, где же таких Иванов да Марий, когда они совсем маленькими были, качали, баюкали?

Ответы детей.

Хозяйка: Конечно же в колыбельках. И как в сказке под колыбельную песню росли Марии и Иваны не по дням, а по часам.

Дети поют колыбельные песни и укачивают младенца:

    • Котя, котенька, коток,
    • Котя серенький хвосток.
      Приди, котя, ночевать,
      Мою детоньку качать, прибаюкивать.
      Уж как я тебе, коту, за работу заплачу.
      Дам кусочек пирога,
      Да кувшин молока.

Хозяйка: Ну что, дорогие ребята, настало время с вами прощаться. Ищи добра на стороне, а дм люби по старине. Помните старину, кто при ней жил вас помянет.