Проект урока
1. Характеристика темы:
Тема может рассматриваться как часть обществоведческого курса и как часть курса “История мировых цивилизаций”. Она имеет важное значение для изучения особенностей и характерных черт Российской цивилизации. Работа ведётся с опорой на ранее полученные знания по различным гуманитарным дисциплинам: истории, обществознанию, литературе, а также с опорой на собственный жизненный опыт учащихся и требует от них умений и навыков по работе с документами и литературными источниками.
2. Система целей к уроку:
Общедидактическая цель (ОДЦ): Приобретение новых знаний с использованием ранее изучаемого материала, выработка умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект: дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы с документами, и литературными источниками, опорным конспектом (технологической картой). Создание условий для усвоения нового материала на уровне:
а) знания: ключевых понятий,
характеристик, различных подходов к изучаемой
теме;
б) понимания: причин, особенностей и последствий
изучаемых явлений;
в) применения: полученных знаний для осмысления
дальнейшего исторического пути и решения
проблемных задач.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования коммуникативной культуры - умения работать в парах, группах, выслушивать и уважать мнения других. Кроме того, показать уникальность российской цивилизации и русского национального характера, гигантский потенциал русского народа, его особое место в историческом пути человечества.
Развивающий аспект: создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения исторических источников, формулировать выводы и аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
3. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
Общеклассная; групповая; парная; индивидуальная.
4. Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые; проблемные; творческие.
Формы реализации методов: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Средства обучения: наглядные, дидактический материал, документы, технологическая карта.
5. Система контроля на уроке:
Cочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.
6. Технологическая карта урока:
Тема:
Дана нам красота невиданная
И богатство неслыханное.
Это – Россия.
Но глупые дети всё растратили.
Это – РУССКИЕ.
(В.В. Розанов).
Учебные этапы. |
Деятельность ученика. |
Советы учителя. |
УЭ – 0 Самоцелеполагание и целеполагание. Задача этапа: Чётко сформулировать тему и определить цели учебного занятия. |
1. Вступительная
беседа: Внимательно прочитайте два значения одного слова данные в словаре Ожегова: – Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; – Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Попробуйте определить, о чём идёт речь? 2. Работа в группах: Составьте 3 вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы получить представление о предмете нашего разговора. 3. Совместная работа в классе: Назовите свои вопросы, когда подойдёт очередь вашей группы.
4. Работа в парах: Сформулируйте тему нашего учебного занятия, исходя из тех целей, которые мы определили. |
Примите активное
участие в беседе. Не бойтесь высказывать свою
точку зрения, каждое мнение важно!
Кратко зафиксируйте вопросы в тетради. Внимательно слушайте вопросы других групп. При необходимости корректируйте свои записи. Зафиксируйте тему в вашей технологической карте. |
УЭ – 1. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Определить смысл понятия “русский”; 2) Выявить основные черты и особенности русского национального характера. 3) Выяснить, какие факторы могли повлиять на формирование тех или иных черт русского характера. |
1. Индивидуальная
работа: Внимательно познакомьтесь с блоком информации №1, – выделите главную мысль; – попробуйте объяснить позицию учёного. 2. Совместная работа в классе: Выскажите свою точку зрения. 3. Работа в группах: Постарайтесь на основании вашего жизненного опыта перечислить черты характера, которыми наделён русский народ. Выделите из них на ваш взгляд определяющую. 4. Совместная работа в классе: Назовите выделенные вами черты, когда подойдёт очередь вашей группы. 5. Работа в группах: Познакомьтесь с блоком информации №2: – распределите данную информацию на группы по различным факторам (сколько факторов – столько групп), дайте им название, запишите; – Попробуйте определить, какие черты русского характера будут формироваться под влияние каждого фактора, кратко зафиксируйте их в тетради. 6. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами перед классом: – Сколько групп у вас получилось? – Назовите их, перечисляя черты ими формируемые. 7. Индивидуальная работа: Ознакомьтесь с блоком информации №3: – Приведите в соответствие географические и климатические условия с теми чертами личности, которые они формируют. – Проверьте себя, используя “ключ”. |
Работая над
заданием, держите в уме вопрос: Кого наши предки
считали “русскими”? Свои ответы обосновывайте. Свои ответы фиксируйте в тетради.
Постарайтесь построить работу наиболее рационально, работая, помните, что вы не должны мешать окружающим.
Будьте активными! Проверяйте свои выводы, корректируйте записи. Работайте самостоятельно. |
УЭ – 2. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Познакомиться с некоторыми наиболее характерными чертами русского народа.
|
1. Работа в
группе: Прочитайте блок информации №4: Попробуйте сделать вывод, о какой черте русского характера идёт речь? 2. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами, какие строки натолкнули вас на эту мысль? 3. Индивидуальная работа: Поработайте с блоком информации №5: – Тем чертам, которые выделил Н. Бердяев, попробуйте найти противоположные, так же соответствующие русскому характеру. – Свои ответы фиксируйте. 4. Работа в группе: Сверьте свои ответы, скорректируйте их, выберите лучшие. 5. Совместная работа в классе: – Поделитесь своими мыслями. – Проверьте себя, сверяя свои ответы с мыслями Бердяева. |
Обратите
внимание на общую мысль всех стихотворных
отрывков.
Постарайтесь подобрать антонимы, но они должны соответствовать русскому характеру
|
УЭ – 3. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Сравнить некоторые черты русского характера с чертами характера присущими другим народам. 2) Выяснить, какими мы кажемся в глазах иностранцев. |
1. Работа в
группах: Познакомьтесь с блоком информации №6: – Обсудите предложенную ситуацию; – Постарайтесь дать обоснованный ответ на вопрос: какая черта (черты) русского характера заставляет человека вести себя так, а не иначе. 2. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами. 3. Работа в группе: Познакомьтесь с мнением о нас иностранцев на основании блока информации №7: – Какие черты русского характера они выделяют? – Что в нашем поведении кажется им странным? Почему? – Согласны ли вы с ними? Можете привести подтверждения на основании собственного опыта, литературы? 4. Совместная работа в классе: – Кратко передайте содержание вашего отрывка; – Познакомьте класс с теми выводами, которые вы сделали: Что общего во всех рассуждения иностранцев? |
Помните, что,
работая в группе, вы не должны мешать окружающим.
Подготовьте выступление от группы, выберите, кто будет выражать ваше общее мнение? |
УЭ – 4. Подведение итогов. Задачи этапа: 1) Подвести итоги самостоятельной и совместной деятельности. |
1. Работа в
группе: Опираясь на органы чувств человека, представьте себе символ России: – изобразите его в образе человека (это будет мужчина или женщина?); – цвет (какой цвет, по-вашему, может быть назван цветом России?); – какой литературный герой может стать символом русского человека? 2. Индивидуальная работа: – Подведите мысленный итог своей деятельности на данном учебном занятии. – Заполните “Оценочный листок”. |
Работайте вместе,
прислушиваясь к мнению друг друга. Т = 5.
Старайтесь быть объективными. |
7. Мотивационная беседа (постановка проблемы):
УЭ – 0 – Вступительная беседа:
Характер – слово, которое имеет как минимум два значения:
1) Характером могут обладать события, ситуации, процессы;
2) Характером наделен человек, каждый из нас. Каким может быть характер человека?
А что означают выражения: “английская чопорность”; “французская легкомысленность”; “немецкая педантичность”; “итальянская жизнерадостность”; “американский прагматизм”? Значит ли это, что существует понятие “национального характера”?
УЭ – 0 определение темы урока:
Слова нашего эпиграфа подобраны неслучайно. Только вдумайтесь: Россия великая страна, с гигантскими природными ресурсами. Почему же тогда мы все жалуемся на то, что живём хуже многих? Почему из века в век на протяжении столетий, русский человек преодолевает массу трудностей, которые создаёт себе сам? Так может русский религиозный философ Василий Розанов прав и дело действительно в нас? И мы - глупые дети, не умеющие применить себе во благо то, что имеем. Что делает нас такими? Возможно, причина кроется в русском национальном характере в том числе? Ответить на эти вопросы в течение одного урока невозможно, тем более решить поставленную проблему. Но обсудить её, что бы получить представление о предмете нашего разговора (а это русский национальный характер) вполне возможно. Что я и предлагаю вам сегодня сделать.
8. Задания:
№1.
В русском языке все народы обозначаются существительным, и только слово “русский” идёт как прилагательное. Почему? Дм. Ольшанский считает, что “…в своём политико-психологическом прошлом наша общность шла не путём чёткого выделения себя, а путём прежде всего определения других. Вот так когда-то и появились “немцы” – “немы”, “немые”, т.е. не говорящие по-нашему. Остальные же из близких соседей, кто изначально, а кто и постепенно, с течением времени и расширением собственной государственности колониальной экспансии считались “нашими”, “русскими”.
№2.
1) Н. Бердяев: “…в душе русского народа остаётся сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских “природа”, стихийная сила, сильнее, чем у людей западных…”
2) Н. Бердяев: “Необъятность русской земли, отсутствие границ и приделов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности”.
3) Н. Бердяев: “…Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности”.
4) И. Ильин: “Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой, захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадёжной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, растворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездомны, и научились во всём идти до конца и не бояться смерти…”
5) И Ильин: “Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь”.
6) Г. Федотов: “Славяне, финны, тюрки – всё отложилось в русской душе”.
7) Л. Карсавин: “…Преимущество восточного христианства перед западным заключается в полноте и чистоте хранимого им предания… Недостаточность же православия в том, что оно только хранит, не раскрывая и не развивая потенций хранимого…” Карсавин отмечал, что русский человек стремится делать всё во имя чего-то абсолютного, “идеального”. Ради идеала он готов пожертвовать всем, но если усомнится в его существовании, то становится равнодушным, впадает в апатию.
8) М. Волошин:
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое поле,
Глубока наша скифская степь.
№3.
1. |
а) Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины. | |
1-й этап. Киевская Русь. |
Русь создавалось в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа (равнины, леса, реки…). | |
2. |
б) Гармоническое равновесие сил, способностей человека. Русский человек близок к западному человеку. | |
2-й этап. Северо-восточная Русь. |
Леса хвойные, дремучие. | |
3. |
в) Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине. | |
3-й этап. Московское государство. |
Русские передвигаются (с XIV - XVвв.) на юг и юго-восток в степи. |
№4.
М. Волошин:
Мы ни в чём не знаем меры, да средины,
Всё по краям да пропастям блуждаем,
И нет нигде такого безнародья,
И власти нету более крутой…
Боратынский:
Дало две доли проведенье
На выбор мудрости людской:
Или надежду и волненье,
Иль безнадёжность и покой.
М. Волошин:
Мы – заражённые совестью: в каждом
Стеньке – святой Серафим.
№5.
1) Смирение – 2) Склонность к насилию – 3) Национализм – 4) Религиозность – 5) Деспотизм – 6) Коллективизм – |
1) Бунт. 2) Доброта, мягкость. 3) Универсализм, всечеловечность. 4) Воинствующее безбожие. 5) Анархизм, вольность. 6) Безликий индивидуализм.(мнение Н. Бердяева) |
№6.
Отмечено, что американец в случае стресса, отчаяния, аффекта открывает окна или двери и стреляет в проходящих мимо случайных людей. Японец в аналогичной ситуации закрывает двери, “уходит в себя” или даже делает себе харакири. А как поступает в отчаянии русский?
№7 (а).
Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):
“Иногда говорят: русские предпочитают обсуждать проблемы, а не решать их. Это верно в том смысле, что здесь высоко ценится сам процесс участия в жизни группы. Так, то, что русские называют “быть в гостях”, не имеет малейшего сходства с типичными для запада коктейлями, где приглашённые в течении вечера прохаживаются по комнате между несколькими компаниями из двух – трёх человек, всего лишь на пару минут присоединяются то к одной, то к другой… “Быть в гостях” в России значит сидеть в большой компании вокруг стола и вести часами в основном общую беседу”
№7 (б).
Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):
“В США, в стране решительно индивидуалистической, почти совершенно немыслимы такие вторжения в “личное” пространство, которое я часто наблюдаю в московском метро: когда взрослые делают замечания чужим детям за незначительные нарушения правил поведения в обществе”.
№7 (в).
Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):
“Однажды я возвращался домой с моими друзьями… после концерта. Мы подходили к бульварному кольцу, когда пронзительные и настойчивые гудки несущейся мимо “Хонды” заставили нас вздрогнуть. Водитель изобразил крайнее возмущение тем, что ему пришлось пропустить, затормозив, двух женщин с тяжёлыми сумками в руках... Молодой человек выругался в адрес испуганных женщин, продолжая сигналить... Дороги здесь принадлежат водителям… Мои друзья говорят, что бездумный эгоизм этого шофёра далеко не уникальный случай”.
№7 (г).
Испанцы о русских: Хуан Кобо:
“Попадая в Испанию после грубоватой и неотесанной на уровне уличного общения России, я прямо купаюсь в атмосфере благожелательности и учтивости. Одно из самых сильных для меня впечатлений всегда – поездка по шоссе, особенно в горах, когда едущий впереди водитель трейлера рукой или габаритными огнями предупреждает, что сейчас обгонять его опасно, потом даёт понять, что теперь можно. И ты обгоняешь, и гудишь: “Спасибо, друг”. А он тебе в ответ тоже гудит: “Не за что”. Но не дай Бог поставить перед тем же водителем маленькую проблему – оболочка хороших манер внезапно спадает, с тобой начинают общаться корректно сухо, а то и раздражённо
С русским человеком – всё то же, но с точностью до наоборот. С хорошими манерами у многих русских очень туго… А потому очень часто при первом контакте с русскими – особенно на улице – нарываешься на грубость, даже на хамство… Мои знакомые считают, что самое главное их впечатление от России – контраст между жестокостью и суровостью поведения на улице и в то же время мягкостью и сердечностью в домах, куда им приходилось попадать”.
№7 (д).
Японцы о русских: Ю. Камэяма:
“Разговаривая о разных странах, мы обмениваемся информацией. Но с русскими обмениваешься не только информацией, чем-то ещё другим. Происходит душевное общение. Даже в обычных будничных сценах. В автобусе вам протягивают деньги на билет: “Пожалуйста, передайте…”, и в метро у меня на ботинке развязался шнурок, незнакомый старик наклоняется: “Молодой человек…” России – пространство густого взаимообщения”.
№7 (е).
Японцы о русских: Ю. Камэяма:
“Зима. Мороз. Потом наступает оттепель – и эта бесконечная слякоть, бездорожье. Когда я раньше смотрел фильмы Тарковского, не переставал удивляться, почему у него в кадре так часто появляются лужи. А главные герои обязательно шлёпают по ним. Мне казалось странным, что они ступают в эту жидкую, размякшую от воды почву. Я не могу терпеть лужу и непременно иду мимо, они же не обходят её. Почему так?
Это важный момент в постижении вашей страны и творчества Андрея Тарковского. Мне кажется, шагание по лужам – это ваше сопротивление, русское чувство самозащиты от западной цивилизации. Лужа - это протест европеизации и американизации России”.
9. Оценочный лист:
Фамилия имя. |
Я понял материал урока: (0 – 10). |
Я оцениваю свою работу на уроке: (1 – 5). |
Моя оценка работы в группе. (Оценивает лидер группы) (1 – 5). |
Количество полученных жетонов. |