Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме "Русский национальный характер"

Разделы: История и обществознание


Проект урока

1. Характеристика темы:

Тема может рассматриваться как часть обществоведческого курса и как часть курса “История мировых цивилизаций”. Она имеет важное значение для изучения особенностей и характерных черт Российской цивилизации. Работа ведётся с опорой на ранее полученные знания по различным гуманитарным дисциплинам: истории, обществознанию, литературе, а также с опорой на собственный жизненный опыт учащихся и требует от них умений и навыков по работе с документами и литературными источниками.

2. Система целей к уроку:

Общедидактическая цель (ОДЦ): Приобретение новых знаний с использованием ранее изучаемого материала, выработка умений и навыков по их применению.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект: дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы с документами, и литературными источниками, опорным конспектом (технологической картой). Создание условий для усвоения нового материала на уровне:

а) знания: ключевых понятий, характеристик, различных подходов к изучаемой теме;
б) понимания: причин, особенностей и последствий изучаемых явлений;
в) применения: полученных знаний для осмысления дальнейшего исторического пути и решения проблемных задач.

Воспитательный аспект: создать условия для формирования коммуникативной культуры - умения работать в парах, группах, выслушивать и уважать мнения других. Кроме того, показать уникальность российской цивилизации и русского национального характера, гигантский потенциал русского народа, его особое место в историческом пути человечества.

Развивающий аспект: создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения исторических источников, формулировать выводы и аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

3. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

Общеклассная; групповая; парная; индивидуальная.

4. Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые; проблемные; творческие.

Формы реализации методов: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Средства обучения: наглядные, дидактический материал, документы, технологическая карта.

5. Система контроля на уроке:

Cочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.

6. Технологическая карта урока:

Тема:

Дана нам красота невиданная
И богатство неслыханное.
Это – Россия.
Но глупые дети всё растратили.
Это – РУССКИЕ.

(В.В. Розанов).

Учебные этапы.

Деятельность ученика.

Советы учителя.

УЭ – 0

Самоцелеполагание и целеполагание.

Задача этапа:

Чётко сформулировать тему и определить цели учебного занятия.

1. Вступительная беседа:

Внимательно прочитайте два значения одного слова данные в словаре Ожегова:

– Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении;

– Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь.

Попробуйте определить, о чём идёт речь?

2. Работа в группах:

Составьте 3 вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы получить представление о предмете нашего разговора.

3. Совместная работа в классе:

Назовите свои вопросы, когда подойдёт очередь вашей группы.

 

 

4. Работа в парах:

Сформулируйте тему нашего учебного занятия, исходя из тех целей, которые мы определили.

Примите активное участие в беседе. Не бойтесь высказывать свою точку зрения, каждое мнение важно!

 

 

Кратко зафиксируйте вопросы в тетради.

Внимательно слушайте вопросы других групп. При необходимости корректируйте свои записи.

Зафиксируйте тему в вашей технологической карте.

УЭ – 1.

Усвоение новых знаний.

Задачи этапа:

1) Определить смысл понятия “русский”;

2) Выявить основные черты и особенности русского национального характера.

3) Выяснить, какие факторы могли повлиять на формирование тех или иных черт русского характера.

1. Индивидуальная работа:

Внимательно познакомьтесь с блоком информации №1,

выделите главную мысль;

попробуйте объяснить позицию учёного.

2. Совместная работа в классе:

Выскажите свою точку зрения.

3. Работа в группах:

Постарайтесь на основании вашего жизненного опыта перечислить черты характера, которыми наделён русский народ.

Выделите из них на ваш взгляд определяющую.

4. Совместная работа в классе:

Назовите выделенные вами черты, когда подойдёт очередь вашей группы.

5. Работа в группах:

Познакомьтесь с блоком информации №2:

распределите данную информацию на группы по различным факторам (сколько факторов – столько групп), дайте им название, запишите;

Попробуйте определить, какие черты русского характера будут формироваться под влияние каждого фактора, кратко зафиксируйте их в тетради.

6. Совместная работа в классе:

Поделитесь своими выводами перед классом:

Сколько групп у вас получилось?

Назовите их, перечисляя черты ими формируемые.

7. Индивидуальная работа:

Ознакомьтесь с блоком информации №3:

Приведите в соответствие географические и климатические условия с теми чертами личности, которые они формируют.

Проверьте себя, используя “ключ”.

Работая над заданием, держите в уме вопрос: Кого наши предки считали “русскими”?

Свои ответы обосновывайте.

Свои ответы фиксируйте в тетради.

 

 

 

 

 

Постарайтесь построить работу наиболее рационально, работая, помните, что вы не должны мешать окружающим.

 

Будьте активными!

Проверяйте свои выводы, корректируйте записи.

Работайте самостоятельно.

УЭ – 2.

Усвоение новых знаний.

Задачи этапа:

1) Познакомиться с некоторыми наиболее характерными чертами русского народа.

 

1. Работа в группе:

Прочитайте блок информации №4:

Попробуйте сделать вывод, о какой черте русского характера идёт речь?

2. Совместная работа в классе:

Поделитесь своими выводами, какие строки натолкнули вас на эту мысль?

3. Индивидуальная работа:

Поработайте с блоком информации №5:

Тем чертам, которые выделил Н. Бердяев, попробуйте найти противоположные, так же соответствующие русскому характеру.

Свои ответы фиксируйте.

4. Работа в группе:

Сверьте свои ответы, скорректируйте их, выберите лучшие.

5. Совместная работа в классе:

Поделитесь своими мыслями.

Проверьте себя, сверяя свои ответы с мыслями Бердяева.

Обратите внимание на общую мысль всех стихотворных отрывков.

 

 

 

Постарайтесь подобрать антонимы, но они должны соответствовать русскому характеру

 

 

УЭ – 3.

Усвоение новых знаний.

Задачи этапа:

1) Сравнить некоторые черты русского характера с чертами характера присущими другим народам.

2) Выяснить, какими мы кажемся в глазах иностранцев.

1. Работа в группах:

Познакомьтесь с блоком информации №6:

Обсудите предложенную ситуацию;

Постарайтесь дать обоснованный ответ на вопрос: какая черта (черты) русского характера заставляет человека вести себя так, а не иначе.

2. Совместная работа в классе:

Поделитесь своими выводами.

3. Работа в группе:

Познакомьтесь с мнением о нас иностранцев на основании блока информации №7:

Какие черты русского характера они выделяют?

Что в нашем поведении кажется им странным? Почему?

Согласны ли вы с ними? Можете привести подтверждения на основании собственного опыта, литературы?

4. Совместная работа в классе:

Кратко передайте содержание вашего отрывка;

Познакомьте класс с теми выводами, которые вы сделали:

Что общего во всех рассуждения иностранцев?

Помните, что, работая в группе, вы не должны мешать окружающим.

 

 

 

Подготовьте выступление от группы, выберите, кто будет выражать ваше общее мнение?

УЭ – 4.

Подведение итогов.

Задачи этапа:

1) Подвести итоги самостоятельной и совместной деятельности.

1. Работа в группе:

Опираясь на органы чувств человека, представьте себе символ России:

изобразите его в образе человека (это будет мужчина или женщина?);

цвет (какой цвет, по-вашему, может быть назван цветом России?);

какой литературный герой может стать символом русского человека?

2. Индивидуальная работа:

Подведите мысленный итог своей деятельности на данном учебном занятии.

Заполните “Оценочный листок”.

Работайте вместе, прислушиваясь к мнению друг друга.

Т = 5.

 

 

 

Старайтесь быть объективными.

7. Мотивационная беседа (постановка проблемы):

УЭ – 0 – Вступительная беседа:

Характер слово, которое имеет как минимум два значения:

1) Характером могут обладать события, ситуации, процессы;
2) Характером наделен человек, каждый из нас. Каким может быть характер человека?

А что означают выражения: “английская чопорность”; “французская легкомысленность”; “немецкая педантичность”; “итальянская жизнерадостность”; “американский прагматизм”? Значит ли это, что существует понятие “национального характера”?

УЭ – 0 определение темы урока:

Слова нашего эпиграфа подобраны неслучайно. Только вдумайтесь: Россия великая страна, с гигантскими природными ресурсами. Почему же тогда мы все жалуемся на то, что живём хуже многих? Почему из века в век на протяжении столетий, русский человек преодолевает массу трудностей, которые создаёт себе сам? Так может русский религиозный философ Василий Розанов прав и дело действительно в нас? И мы - глупые дети, не умеющие применить себе во благо то, что имеем. Что делает нас такими? Возможно, причина кроется в русском национальном характере в том числе? Ответить на эти вопросы в течение одного урока невозможно, тем более решить поставленную проблему. Но обсудить её, что бы получить представление о предмете нашего разговора (а это русский национальный характер) вполне возможно. Что я и предлагаю вам сегодня сделать.

8. Задания:

№1.

В русском языке все народы обозначаются существительным, и только слово “русский” идёт как прилагательное. Почему? Дм. Ольшанский считает, что “…в своём политико-психологическом прошлом наша общность шла не путём чёткого выделения себя, а путём прежде всего определения других. Вот так когда-то и появились “немцы” “немы”, “немые”, т.е. не говорящие по-нашему. Остальные же из близких соседей, кто изначально, а кто и постепенно, с течением времени и расширением собственной государственности колониальной экспансии считались “нашими”, “русскими”.

№2.

1) Н. Бердяев: “…в душе русского народа остаётся сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских “природа”, стихийная сила, сильнее, чем у людей западных…”

2) Н. Бердяев: “Необъятность русской земли, отсутствие границ и приделов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности”.

3) Н. Бердяев: “…Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности”.

4) И. Ильин: “Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой, захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадёжной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, растворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездомны, и научились во всём идти до конца и не бояться смерти…”

5) И Ильин: “Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь”.

6) Г. Федотов: “Славяне, финны, тюрки – всё отложилось в русской душе”.

7) Л. Карсавин: “…Преимущество восточного христианства перед западным заключается в полноте и чистоте хранимого им предания… Недостаточность же православия в том, что оно только хранит, не раскрывая и не развивая потенций хранимого…” Карсавин отмечал, что русский человек стремится делать всё во имя чего-то абсолютного, “идеального”. Ради идеала он готов пожертвовать всем, но если усомнится в его существовании, то становится равнодушным, впадает в апатию.

8) М. Волошин:

Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое поле,
Глубока наша скифская степь.

№3.

1.

а) Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины.
1-й этап.

Киевская Русь.

Русь создавалось в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа (равнины, леса, реки…).

2.

б) Гармоническое равновесие сил, способностей человека. Русский человек близок к западному человеку.
2-й этап.

Северо-восточная Русь.

Леса хвойные, дремучие.

3.

в) Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине.
3-й этап.

Московское государство.

Русские передвигаются (с XIV - XVвв.) на юг и юго-восток в степи.

№4.

М. Волошин:

Мы ни в чём не знаем меры, да средины,
Всё по краям да пропастям блуждаем,
И нет нигде такого безнародья,
И власти нету более крутой…

Боратынский:

Дало две доли проведенье
На выбор мудрости людской:
Или надежду и волненье,
Иль безнадёжность и покой.

М. Волошин:

Мы – заражённые совестью: в каждом
Стеньке – святой Серафим.

№5.

1) Смирение

2) Склонность к насилию

3) Национализм

4) Религиозность

5) Деспотизм –

6) Коллективизм –

1) Бунт.

2) Доброта, мягкость.

3) Универсализм, всечеловечность.

4) Воинствующее безбожие.

5) Анархизм, вольность.

6) Безликий индивидуализм.(мнение Н. Бердяева)

№6.

Отмечено, что американец в случае стресса, отчаяния, аффекта открывает окна или двери и стреляет в проходящих мимо случайных людей. Японец в аналогичной ситуации закрывает двери, “уходит в себя” или даже делает себе харакири. А как поступает в отчаянии русский?

№7 (а).

Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):

“Иногда говорят: русские предпочитают обсуждать проблемы, а не решать их. Это верно в том смысле, что здесь высоко ценится сам процесс участия в жизни группы. Так, то, что русские называют “быть в гостях”, не имеет малейшего сходства с типичными для запада коктейлями, где приглашённые в течении вечера прохаживаются по комнате между несколькими компаниями из двух – трёх человек, всего лишь на пару минут присоединяются то к одной, то к другой… “Быть в гостях” в России значит сидеть в большой компании вокруг стола и вести часами в основном общую беседу”

№7 (б).

Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):

“В США, в стране решительно индивидуалистической, почти совершенно немыслимы такие вторжения в “личное” пространство, которое я часто наблюдаю в московском метро: когда взрослые делают замечания чужим детям за незначительные нарушения правил поведения в обществе”.

№7 (в).

Американцы о русских: Линн Нельсон, (профессор социологии, университет штата Вирджиния):

“Однажды я возвращался домой с моими друзьями… после концерта. Мы подходили к бульварному кольцу, когда пронзительные и настойчивые гудки несущейся мимо “Хонды” заставили нас вздрогнуть. Водитель изобразил крайнее возмущение тем, что ему пришлось пропустить, затормозив, двух женщин с тяжёлыми сумками в руках... Молодой человек выругался в адрес испуганных женщин, продолжая сигналить... Дороги здесь принадлежат водителям… Мои друзья говорят, что бездумный эгоизм этого шофёра далеко не уникальный случай”.

№7 (г).

Испанцы о русских: Хуан Кобо:

“Попадая в Испанию после грубоватой и неотесанной на уровне уличного общения России, я прямо купаюсь в атмосфере благожелательности и учтивости. Одно из самых сильных для меня впечатлений всегда – поездка по шоссе, особенно в горах, когда едущий впереди водитель трейлера рукой или габаритными огнями предупреждает, что сейчас обгонять его опасно, потом даёт понять, что теперь можно. И ты обгоняешь, и гудишь: “Спасибо, друг”. А он тебе в ответ тоже гудит: “Не за что”. Но не дай Бог поставить перед тем же водителем маленькую проблему – оболочка хороших манер внезапно спадает, с тобой начинают общаться корректно сухо, а то и раздражённо

С русским человеком – всё то же, но с точностью до наоборот. С хорошими манерами у многих русских очень туго… А потому очень часто при первом контакте с русскими – особенно на улице – нарываешься на грубость, даже на хамство… Мои знакомые считают, что самое главное их впечатление от России – контраст между жестокостью и суровостью поведения на улице и в то же время мягкостью и сердечностью в домах, куда им приходилось попадать”.

№7 (д).

Японцы о русских: Ю. Камэяма:

“Разговаривая о разных странах, мы обмениваемся информацией. Но с русскими обмениваешься не только информацией, чем-то ещё другим. Происходит душевное общение. Даже в обычных будничных сценах. В автобусе вам протягивают деньги на билет: “Пожалуйста, передайте…”, и в метро у меня на ботинке развязался шнурок, незнакомый старик наклоняется: “Молодой человек…” России – пространство густого взаимообщения”.

№7 (е).

Японцы о русских: Ю. Камэяма:

“Зима. Мороз. Потом наступает оттепель – и эта бесконечная слякоть, бездорожье. Когда я раньше смотрел фильмы Тарковского, не переставал удивляться, почему у него в кадре так часто появляются лужи. А главные герои обязательно шлёпают по ним. Мне казалось странным, что они ступают в эту жидкую, размякшую от воды почву. Я не могу терпеть лужу и непременно иду мимо, они же не обходят её. Почему так?

Это важный момент в постижении вашей страны и творчества Андрея Тарковского. Мне кажется, шагание по лужам – это ваше сопротивление, русское чувство самозащиты от западной цивилизации. Лужа - это протест европеизации и американизации России”.

9. Оценочный лист:

Фамилия имя.

Я понял материал урока:

(0 – 10).

Я оцениваю свою работу на уроке:

(1 – 5).

Моя оценка работы в группе. (Оценивает лидер группы)

(1 – 5).

Количество полученных жетонов.