Цели:
- обобщить, закрепить и проверить знания уч-ся по теме ;
- развивать мышление, память, внимание, воображение, интерес и любовь к природе ;
- формирование умения работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Представление команд.
Предварительно класс был разделён на 4 команды. 1команда представляет жизнь поля, 2 команда – жизнь луга, 3 команда – жизнь леса, 4 команда – жизнь водоёма.
3. Задание “Найди ошибки.”
Каждая команда получает лист с заданием. На листах находятся небольшие тексты, описывающие лес, луг, поле и водоём. В каждом описании допущена ошибка. Задача каждой команды найти ошибку и, прямо в тексте-описании, подчеркнуть названия растений и животных, которые соответствуют данному сообществу.
а). И чего только здесь не насмотришься! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками ; дрожит серая осина ; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья.Из травы глядит глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка. Рядом примостился высокий рогоз. Белые серёжки ландыша качаются между длинными гладкими листьями. Где – то рубит крепконосый дятел ; кричит жалобно жёлтая иволга ; отсчитывает года бездомная кукушка.Серый зайчик шмыгнул в кусты, высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще что – то трещит и ломится : уж не гнёт ли дуг косолапый мишка?
Ошибка – рогоз.
Названия растений и животных, которые надо подчеркнуть : сосны, ёлочки, берёзка, осина, дуб, земляника, ландыш, дятел, иволга, кукушка, зайчик, белка, мишка.
б). Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик,ежа. Всякие есть цветы : белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка,у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, нивяник, майник, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.
Ошибка – майник.
Названия растений и животных, которые надо подчеркнуть : тимофеевка, мятлик, ежа, мышиный горошек, нивяник, колокольчик, луговой василёк, шмели, пчёлы, мухи, бабочки, стрекозы, жуки, муравьи, кузнечики.
в). Выходя за деревню, видишь огромные
пространства, засеянные культурными растениями,
такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха.
Высокая, густая рожь – это, в своём роде, лес.
Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летают
полевые луни. Целый день они заняты тем, что
летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и
истребляют их в большом количестве. Вот канюк
поймал суслика.
Солнце давно уже село, потухает короткая летняя
зорька, какие – то тени видны над рожью. Это совы
вылетели на добычу. Целую ночь будут ловить они
мышей и полёвок.Трудна их работа.
Но во ржи живёт множество таких мелких животных,
которые страшнее грызунов. Это насекомые –
вредители поля : слизни, тля, дождевые черви,
гусеницы. Однако, у зерновых есть друзья, которые
их берегут. Это насекомоядные зверьки :
землеройки, летучие мыши, ежи., насекомоядные
птицы, жабы.
Ошибка – дождевые черви.
Названия растений и животных, которые надо подчеркнуть : рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, луни, мыши, хомяки, канюк, суслик, совы, полёвки,слизни, тля, гусеницы, землеройки, летучие мыши, ежи, жабы.
г). У самых берегов возвышаются стройные
заросли рогоза с тёмно - коричневыми початками на
верхушках стеблей. Недалеко от него тростник
покачивает своими густыми метёлками тёмно –
фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть
скопление камыша и мятлика.
По крупным белым цветкам и округлым блестящим
листьям, плавающим на поверхности воды, мы узнаём
одно из самых красивых растений – кувшинку.
Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а
вечером закрываются и опускаются в воду. Летом
поверхность воды полностью затягивается зелёным
покровом ряски. Есть растения, которые полностью
погружены в воду. Из них наиболее часто
встречается элодея. Здесь много водорослей.
Среди прибрежных растений обитает много стрекоз.
Они схватывают на лету мух, комаров и других
насекомых. По гладкой водной поверхности
скользит клоп – водомерка.Типичный обитатель
здешних мест жук – плавунец - прожорливый хищник,
поедает головастиков и мальков рыб.
Ошибка – мятлик.
Названия растений и животных, которые надо было подчеркнуть : рогоз, тростник, камыш, кувшинка, элодея, водоросли, ряска, стрекозы, мухи, комары, клоп – водомерка, жук – плавунец, головастики, мальки рыб.
4. Конкурс художников.
От каждой команды участвуют по 2 человека. Они в течении 5 минут придумывают и рисуют знак “Охрана леса (луга, поля, водоёма ).”
5. Задание – составь пищевые цепочки.
Пока художники рисуют, остальные участники составляют по 3 пищевые цепочки : из 3-х, 4-х и 5-ти звеньев.
Например:
Сообщество лес :
- жёлуди – мышь – гадюка ;
- дерево – жук - дрозд – лиса ;
- гриб – слизень – дрозд –куница – рысь.
Сообщество луг :
- растение – кузнечик – коростель ;
- растение – бабочка – трясогузка – змея ;
- растение – муха – стрекоза – трясогузка – коршун.
Сообщество поле :
- капуста – тля – божья коровка ;
- капуста – гусеница – жаворонок – орёл ;
- свёкла – тля – лягушка – змея – коршун,
Сообщество водоём :
- водоросли – карась – щука ;
- камыш – комар – стрекоза – лягушка ;
- рогоз – комар – лягушка – уж – цапля.
6. Конкурс литературный.
Команда в течении 2-х минут должна вспомнить и назвать как можно больше известных литературных произведений в названиях которых встречаются названия : рыб – 1 команда ; насекомых – 2 команда ; птиц – 3 команда ; земноводных и пресмыкающихся – 4 команда.
7. Конкурс “Ну – ка, прочитай.”
Участники игры должны прочитать названия растений и животных. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Затем определить к какому сообществу они относятся и написать.
а). КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН МЕЖЯГЕУТЖАУАЛИГК ПРЛАНПЮРАТУИНУК |
КОРШУН МЯТЛИК ЛЮТИК |
} - ЭТО ЛУГ. |
б). РУКЯЕКБПУИЫНЕПЫА ВПРСАЯСНБПВЧАИНК ФВГАКРВОАУЗФКДЬО |
РЯБИНА РЯБЧИК ГРУЗДЬ |
} - ЭТО ЛЕС. |
в). КЕСТАПСМЕРЫТПРШ ТЭШРАКТЛШОРДИЕАЯКИ ПДУЕТБДСУКОЕАТРБОЬ |
КАМЫШ ЭЛОДЕЯ ПЕСКАРЬ |
}- ЭТО ВОДОЁМ. |
г). ИПЯРТЧИАПМУЕТНРЬАУ НТХРАОЖАТМЖРЯНК ОКАПВТАСРПЮКТГР |
ЯЧМЕНЬ. ХОМЯК. ОВСЮГ |
} - ЭТО ПОЛЕ. |
8. Конкурс математический.
Каждая команда получает задание за 3 минуты решить 3 задачи.
Чтобы за такой короткий срок успеть решить три составные задачи, каждая команда должна разделиться на три подгруппы.Каждая подгруппа будет заниматься только одной задачей, и только так, за такой короткий срок команда сможет справиться с заданием. Но об этом дети должны догадаться сами. Учитель только намекает, что у них очень мало времени. Как же быть? Как же выйти из такой ситуации?
а). 60кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев удастся сохранить, собрав свыше 720кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
Решение:
1) 720 : 60 = 12 (д.)
2) 60 х 27 = 1620 (кг)
б). Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год даёт зёрен : ржаной костёр – 1420, василёк – на 5260 больше, а полевой осот на 12920 больше, чем василёк. Вычислить, сколько зёрен даёт одно растение каждого из указанных сорняков в год?
Решение:
- 1420 + 5260 = 6680 (с.)
- 6680 + 12920 = 19600 (с.)
в). За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь уничтожает 1кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?
Решение :
- 1 х 1000 = 1000 (кг)
- 1000 х 2 = 2000 (кг)
- 1000 х 20 = 20000 (кг)
9. Игра “Типография.”
В игре участвуют 2 команды по 12 человек. Каждая
команда получает 15 карточек со следующими
буквами: А В К Л О И М С У Х Р Е.
Каждому играющему даётся одна из карточек с
буквой. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав
её, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно
было прочитать слово – отгадку. Очко достаётся
команде, которая быстрее составит слово.
Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна :
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает …. (Сова )На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но какая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла у хозяина … (Орла )Она мешает отдыхать,
Работать, есть, гулять и спать,
Продукты загрязняет,
По комнате летает,
Жужжит у вас над ухом.
Конечно, это … (Муха )Трудится он целый день, отдыха не знает.
Хвою, веточки, соломку всюду собирает.
Если он в лесу живёт – лесу пользу принесёт.
Ты трудягу пожалей.
Он рабочий … (Муравей )Это что за кровосос?
Нос, как колющий насос.
С виду скромный, сероватый,
Но коварный, плутоватый.
Ты гони его, гони
И ладошками лови.
Укусил!
Бросает в жар!
Ух! Бессовестный …( Комар )
10. Конкурс “Экологическая культура.”
Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация поведения в природе, которую необходимо обсудить. Команды по порядку рассуждают, каждая по поводу своей ситуации.
- Ситуация первая : шум на лугу или в лесу.
Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приёмник или магнитофон. Ты идёшь по лесу или по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
- Ситуация вторая : гнездо.
Заметил ли ты, что за тобой следом неотступно с дерева на дерево, перелетает серая ворона. Не заметил? А зря! Тебе кажется, что идёшь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твоё появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в кустах гнездо. Что ты сделаешь?
- Ситуация третья : птенец на тропе.
Ты идёшь по лесу и вдруг видишь : сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждёт, когда его накормят. Что ты сделаешь?
- Ситуация четвёртая : букет цветов.
Коль речь зашла о букетах, мы вовсе не против лесных и луговых цветов, стоящих в вазе. Но нужны мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете? Мера и вкус?
11. Подведение итогов.