Преподавание курса "Основы философии в школе"

Разделы: История и обществознание, Литература


Иногда говорят, что философия – не школьная наука. Ее может постичь только человек, умудренный жизненным опытом. Это, конечно, не помешает, но детство и юность – лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи, да и вопросы их бывают острее, чем у людей зрелого возраста. Подросток идеалистичен, он пытается понять и оценить окружающий мир, и здесь его союзник – философия.

Программа, рассчитана на учащихся 10-11 классов, состоит из нескольких блоков.

“Введение в философию” В центре этого блока понятия: мировоззрение, философия, основной вопрос философии и т.д.

“История философии” Этот блок выстроен в хронологическом порядке от философии Древней Индии до философской мысли Нового времени.

“Теория и методика современного философского знания” В рамках этого блока рассматриваются вопросы бытия, законы развития, методы и формы научного познания.

“Русская философия” Философия, начиная с IХ века до персоналистской философии Н.Бердяева, “Русской идеи” В.Соловьева и философии русских космистов.

Все блоки не просто следуют друг за другом, они содержательно связаны. Проанализированные в общефилософском плане теоретические проблемы рассматриваются в контексте взглядов того или иного философа. На протяжении всего курса учащихся сопровождают вопросы бытия, истины добра, красоты, смысла жизни, взаимоотношения Мира, Бога и Человека. Первоначально перед учащимися ставятся общие вопросы:

Что есть человек?

Что правит человеком – свобода или необходимость?

Оправдывает ли благая цель средства ее достижения?

Совместимы ли долг и наслаждение?

Как соотносятся сила, право и добро?

Философы разных эпох дают различные ответы на эти вопросы, понять позицию мыслителей помогают собственно философские размышления авторов. На этом этапе учащимся предлагается провести анализ того или иного высказывания. Особенно привлекает учащихся раздел “Русская философия”.

Примеры заданий для размышления:

“Для того нам внушается тьма, чтоб открылся свет”

(Г.С.Сковорода)

“Если хочешь победить весь мир, победи себя”

“Суд большинства еще не всегда бывает одинаков с судом потомства” (Ф.М.Достоевский)

“Зло есть неосуществленное добро”

(Н.Бердяев)

Такие задания не только нацеливают школьников на размышления, они предполагают и творческий поиск.

Для контроля за знаниями учащихся накоплен различный материал. Это листы - опросники по темам, включающие вопросы разного уровня сложности, тестовые задания, карточки для анализов фрагментов текстов и т.д. Все это помогает сделать процесс изучения “Основ философии” более интересным и эффективным. Изучение курса предполагает исследовательскую деятельность учащихся, написание творческих работ. Темы для исследования разнообразны. Древнекитайская и средневековая философия, творчество Аристотеля и Сократа, философское наследие Н.Бердяева и В.Соловьева, философия русских философов - космистов на рубеже веков – вот лишь некоторые из них. Учащиеся учатся ставить цель, вырабатывать гипотезу, проводить собственное исследование, самостоятельно делать выводы, работать со специальной литературой.

Пример урока по курсу

Урок Философия Ф. М. Достоевского

“Ф.М. Достоевский принадлежит столько же литературе, сколько философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль”. В.В. Зеньковский

Ф. М. Достоевский не является философом в обычном смысле слова – у него нет ни одного чисто философского сочинения.

Он оформляет свою философию в систему в виде художественных произведений. Он мыслит как художник – диалектика идей у него воплощается в столкновениях и встречах разных “героев”. Достоевский – страстный политический публицист. Его материалом всегда является современность, в которой, как в узловой точке, сходятся все нити прошлого и будущего.

Все его творчество сосредоточено вокруг вопросов духовности. Это темы антропологии, философии истории, этики.

В этой области обилие и глубина идей Достоевского поразительны, он из числа тех творческих умов, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Каждое произведение великого писателя насколько художественное, настолько и философское. Мы по-разному воспринимаем Достоевского: одни погружаются в бездну безысходности и мрака, другие же видят прорыв сквозь мрак к свету и надежде.

Но толковать Достоевского, развитие его сюжетов и характеров возможно только с позиции его же концепции мира и человека.

Задача урока: научиться языку, на котором говорит Достоевский, понять всю необычность стоящих перед ним вопросов, попытаться ответить на них вместе с Достоевским.

В жизни Ф. М. Достоевского были переломные моменты, повлиявшие на его восприятие жизни.

Обратимся к биографии писателя.

детство отрочество, юность

1842 год – окончание Военно – Инженерного училища, смерть отца

1844 год “Бедные люди”

середина 40-ых – участие в кружке петрашевцев

весна 1849 года – арест, смертный приговор

Достоевский стоял на Семеновском плацу в ожидании смерти. Именно в этот момент произошел глубокий переворот, позволивший видеть то, что закрыто другим людям. “Не было радости, не было счастья возвращения к жизни …
Кругом шумели, кругом … мне было все равно, – я уже пережил самое
Страшное. Да, да! Самое страшное…”
(рассказ Достоевского о казни на Семеновском мосту.

Зима 1878-1879)
Каторга в Омске

С этого же момента - иной строй мысли, трагическое восприятие жизни.

В основе всей жизни, переживаний, стремлений – постижение смысла человеческого Бытия и человеческой души, осмысление взаимоотношений БОГ – МИР.

Достоевский всю жизнь оставался религиозной натурой, всю жизнь мучился, по его выражению, мыслью о Боге. Он никогда не сомневался, был убежден в том, что Бог – есть! Но…?

Как Вы думаете, что мучило Достоевского?

Откуда берется зло в мире?

Почему человек готов совершать добро и способен делать зло?

Откуда зло в человеке, истории?

Можно ли оправдать и принять зло?

Особенно остро эти вопросы встают перед Достоевским в период каторги. Что окружало человека на каторге? Соблазн зла, наслаждение, которое может испытать человек, мучая другого, искушение ненависти в ответ на ненависть.

Появляются ростки зла в себе самом, отчаянье!!!

Обратимся к отрывку из письма Достоевского к Н. Д. Фонвизиной.

“… Я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свежо. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной”.

1854 год.

Как Вы думаете, что есть истина, что есть Христос для Достоевского? Почему он пришел к этой мысли?

“Истина” – это состояние каторжника, неспособность любить ближнего, а Христос – идеал, любовь, дающая силу жить.

Достоевскому надо было выжить в условиях каторги. Возможно, его спасение в Евангелии – единственной книге, которую он читал в течение четырех лет каторги. Он открыл для себя Христа.

Таким образом, разрушился миф о человеке, который сам по себе добр и только испорчен цивилизацией. Человеческая душа открывается как поле битвы, где Бог сражается с дьяволом.

Произведения Достоевского сравнивают с музыкой, единым вихрем, в котором перекликаются и адские и райские голоса.

Вспомните первый роман Достоевского “Преступление и наказание”

Как Достоевский отвечает на мучившие его вопросы? (мы знаем, что все персонажи - носители его философского гения)

Раскольников, например. Достоевский показывает болезнь героя: для него все невыносимо плохо, он бредет, охваченный своими мыслями. К нему тянутся закатные лучи, он их не замечает, лишь улавливает бессознательно. Вдруг, он рвется навстречу свету, но это только миг, а затем снова падает во мрак. Он пытается вырваться из неких пут, но безуспешно. Он оказался слабее, чувствительнее к той болезни, которой болен мир. Выход один – он или погибнет, или победит болезнь.

Ад, рай и чистилище тоже присутствуют в романе (Соня, Свидригайлов, Раскольников).

Таким образом, путь к Богу был непрост. Обстоятельства жизни, действительность позволили Достоевскому открыть для себя Христа: “Не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла”.

Несомненно, все это повлияло на дальнейшую жизнь Достоевского.

Вернемся к его биографии.

Сибирский линейный батальон

1859 год – Тверь, Петербург.

1861 год – журнал “Время”, “Эпоха”. “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”.

Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке.

Нет ничего дороже и ничего страшнее человека.

В чем его противоречивость человека?

Доброта и красота души, правда, любовь – творческое проявление личности.

Эгоизм, аморализм, зло в человеке – как недостаток любви, порочность, грех.

Антропология Достоевского посвящена, прежде всего “подполью” в человеке, хотя одинаково сильно он вскрывает и светлую сторону человеческой души.

Кризис, переживаемый русской религиозно-философской мыслью середины – конца XIX столетия, неизбежно вел к тому, что проблема личности выдвигалась на первый план, как наиболее актуальная для размышления.

Русская религиозная философия, связанная с именами В. С. Соловьева, Е.А. Трубецкого, С.Н. Булгакова, Н. А. Бердяева целиком и полностью обязанная своим возрождением эпохе, провозгласившей нового, лично освобожденного человека, также обращалась к вековечному вопросу “Что есть человек?”

Равняться с философской высотой художественных образов таких писателей как, например Толстой или Достоевский, было честью для теоретической мысли. В их творчестве вопрос о личности, о ее противоречивой внутренней сущности, смысле и целях ее жизни предвосхищал размышления на эту тему в отечественной философии. У Достоевского мы видим иного человека. Он провозглашает подлинную суть человека – свободу.

“Все дело- то человеческое, кажется, действительно в том только и состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик”. (“Записки из подполья”)

О какой свободе говорит Достоевский?

Независимость духа человеческого от природы. Подлинная суть человека в свободе, к ней он должен стремиться.

“Свобода не в том, чтобы не одергивать себя, а в том, чтобы владеть собой”.

То есть “самое дорогое для человека - свое собственное, вольное и свободное, хотение, свой собственный, хотя б и дикий каприз. Но свобода не должна превращать нас в рабов страстей. Надо развивать разум и совесть. Основная тайна человека в том и состоит, что он всегда стоит перед дилеммой добра и зла: кто не идет путем добра, тот становится на путь зла.

Человек совершил зло. Как бы вы относились к нему? А как должен поступать человек, совершивший зло?

Человека, по возможности, надо простить, но сам себя он прощать не должен.

Как можно исцелиться от зла?

Страдание ------> Осмысление зла ------- > Абсолютное добро

Самосовершенствование

Таким образом, Достоевский не писал философских трактатов, он писал романы, но в героях своих старался изобразить “человека в человеке”, то есть проникнуть в тайну личности, в непостижимое сочетание Божественной благодати и дьявольского греха.

Мы попытались постичь тайну личности вместе с Достоевским при прочтении романа “Преступление и наказание” и на сегодняшнем уроке попробуем сделать выводы.

В чем состоит суть антропологии Ф. М. Достоевского?

Человек противоречив по природе своей, имея светлые стороны души и “подполье”

Подлинная суть человека – свобода

Пути к Добру разные, но идеалы Добра непреходящи.

Одной из главных граней светлой стороны души человеческой были добро и красота.

Почему Достоевский придает такое значение красоте? Что красота для человека?

“Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком… человек жаждет красоты, принимает ее без всяких условий, а потому только, что она красота”

Человек у Достоевского стремится к Добру (пусть даже подсознательно) через свободу и творчество. Творчество и красота у Достоевского неразделима, точно так же, как добро и красота. Красота – гармония, т. к. это творение Бога.

Если через красоту можно приобщиться к Богу, значит “красота спасет мир?”

Подлинная красота – это духовное совершенствование. Мы уже говорили о том, что человеческая душа – это поле битвы, где дьявол с Богом берется. Поэтому, с одной стороны, красота спасет мир, а, с другой, красоту в мире нужно спасать.

Мы затронули темы антропологии, этики. Но Достоевского волновали политические вопросы (Это связано, прежде всего, со сближением с петрашевцами). Еще в первый период своего творчества он увлекся социализмом, он принял его, но не отделял этой веры в социализм от веры во Христа (поэтому он отошел от Белинского, тот ругал Христа), то увлечение социализмом было связано с религиозными исканиями Достоевского.

В дальнейшем он уходит от этой мысли, считая, что если социализм хочет строить и создавать это хорошо, но русский социализм зовет к разрушению.

Современный социализм базируется на бездуховности, темных инстинктах и струнах человеческой души, поэтому социализм опасен.

В чем выход?

Так как построить царство Божие на земле невозможно, то любовь, христианское единение должны стать принципами человеческого общежития. Суть русской идеи для Достоевского – во “всеединстве”, в объединении разрозненных идей всех наций и народов.

“Мы не враждебно, а дружественно, с полной любовью приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных письменных различий, умея… с самого первого шагу различать, снимать противоречия… тем самым высказали готовность ко всеобщему общечеловеческому воссоединению”.

Политическую же борьбу Достоевский не приемлет совершенно, считая ее аморальной. Революционным катаклизмам он противопоставлял просвещение народа, единение интеллигенции и народа. Власть должна заботиться о просвещении народа, развитии национальной культуры. Это обеспечит эволюционное развитие страны, иначе социальный разрыв неизбежен.

Заключение

Никого из писателей XIX века так сегодня не читают. Ни одного из русских писателей так широко не знают во всем мире. Со своим тревожным чувством ожидания катастрофы он как бы заглянул на сотню лет вперед. Всем своим творчеством Достоевский отвечал всего лишь на один вопрос: “Что есть человек?” Он дал ответ, а верен ли он – никто не может судить. Действительно ли путь к спасению представляет собой отрицание эгоизма и утверждение личной веры и свободного нравственного выбора без оглядки на “пользу” и “выгоду” для себя, “человечества”, поможет ли бунтующее сердце приблизиться к Личности Христа – все это тайна.

“Из бурь и тревог XIX века личность вышла с новым взглядом на свое призвание и свое существо, XVIII век дал ей декларацию неотчужденных прав, а XIX век нечто большее – сознание незаменимой, неповторяющейся, своеобразной индивидуальности. Личность вышла из этого века с чувством своей неудовлетворенной тоски, с жаждой высшего идеала, с мыслью о своем противоречии с обществом”

(П. Новгородцев. Об общестенном идеале)

Померк ли общественный идеал? Напротив, в XX веке он достигает величайшего расцвета, но тот же XX век вновь обратил наши взгляды внутрь - к собственной личности, к личному идеалу.

Домашнее задание:

Поразмышляйте, выскажите своё мнение (применительно к философии Ф. М. Достоевского)

“Чем ночь темней – тем звёзды ярче,
Чем глубже скорбь – тем ближе Бог”

А.Н.Майков