Открытый урок по предмету "Человек и общество". Тема: "Вавилон"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок формирования знаний;

Форма урока: урок-поиск;

Цели:

1. Реализация принципа умственного развития ученика
2. Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся

Сопутствующие задачи:

1. Побуждение любознательности, привитие навыков самостоятельного поиска причинно – следственных связей
2. Расширение социального кругозора
3. Развитие социальной культуры.

Пособия (для учащихся): Сравнительная таблица "Модели государственного устройства" (в конспектах учащихся);

Дидактические карточки;
Избирательные бюллетени (пустые карточки);

Учебные пособия (для учителя):

1. Словарь школьника "500 биографий"
2. Мир человека, ред. Малашевский.

Время урока: 2 учебных часа.

Схема урока:

Этапы

Учитель

Ученики

1
организационный

Вводный инструктаж;
Заготовки на доске для сравнительной таблицы

Работа с конспектом, запись темы, задания, заготовка для таблицы

2
основная часть теоретическая

Учитель-эксперт излагает 6 моделей государственного устройства по вопросам таблицы; привлекает учащихся для формулирования ответов

Заполняют таблицу; формулируют ответы на поощрительный балл

3
практический

Дает задание, инструктаж, заслушивает ответы; использует дидактические карточки, учебную литературу

Задание 1:

Назови автора модели государственного устройства

Задание 2:

Назови теорию по фрагменту литературного произведения

Выполняют практические задания.
1 в. – все и письменная самопроверка
2 в. – желающие, устно с обоснованием на поощрительный балл используются дидактические карточки

4
заключительное голосование

Инструктаж и раздача бюллетеней, подведение итогов и анализ

Получают бюллетени, проставляют номер модели и сдают в свернутом виде

5
домашнее задание

Задание задает

Всем: использовать полученные задания для осознанного выбора при голосовании на выборах в Гос. Думу и президента.
Желающим: составить собственную модель государственного устройства.

Прогнозируемый результат:

1. уровень: получить представление о различных моделях государственного устройства (все ученики)
2. уровень: используя причинно-следственные связи узнать

а) автора теории (50%);
б) теорию по фрагменту (30% учащихся)

3. уровень: составить собственную модель государственного устройства (1-3 учащихся)

Литература к уроку:

1. "На пути к современной цивилизации" ред. Л.Н. Боголюбова, "Просвещение", 1992 г.
2. "Мир человека" ред. А.Ф. Малашевский, "Просвещение", 1994г., гл. 6
3. "Всемирная. 500 биографий" ред. Р.К. Баландин, Современник, 1998г.

Дидактические карточки:

1. Карточки-слова: Левиафан, Платон, Аристотель, Гобсс, Локк, Макиавелли, Маркс
2. Карточки-фрагменты литературных произведений:

– Ф. Достоевский "Бесы"
– Е. Замятин "Мы"
– Г. Клейст "Михаэль Кольхаас"
– Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантангрюэль"
– М. Салтыков-Щедрин "История одного города"
– Ф. Шиллер "Разбойники"

3. Карточки - словесные портреты: Платон, Аристотель, Гобсс, Локк, Макиавелли, Маркс
4. Карточки – бюллетени (пустые)

Пояснения к этапам урока:

1 этап:  Инструктаж учителя. Учитель объявляет урок-поиск.

Задание: используя данные сравнительной таблицы и практических работ, выбрать наилучшую модель государственного устройства

Воображаемая ситуация: ученики – представители разных цивилизаций, спасшихся на искусственном спутнике "Вавилон", им надо решить, какое государство построить.

Они выбирали эксперта, который опросил людей разных цивилизациями. Эксперт излагает модели, а слушатели составляют сравнительную таблицу и решают голосованием, какую модель выбрать.

3 этап: Практические задания.

Воображаемая ситуация: эксперт прочитал сохранившиеся философские трактаты авторов моделей государственного устройства, он излагает краткие биографии этих людей, предлагает слушателям узнать их как авторов теорий о государстве (материал по биографиям можно найти в книге Р.К. Баландин « Всемирная история. 500 биографий».

ЗАДАНИЕ  2.

Воображаемая ситуация: эксперт прочитал сохранившиеся фрагменты литературных произведений, где теории воплощены в жизнь. Предлагается соотнести фрагмент с теорией и обосновать это.

В.1: всем и самопроверка ( дать фрагменты на парты).

В.2: желающим на поощрительный балл

( Использованы фрагменты из учебного пособия А.Ф. Малашевского «Мир человека», гл.6).

4 этап: Голосование проводится тайно, на бюллетени проставляются номера моделей и они сдаются эксперту в свернутом виде.

Подводятся итоги и анализируется выбранная модель по колонкам, а потом в целом:

Если большинство выбрали

Номер 2 и 4 моделей, то в группе преобладают демократические настроения;

А если номер 6 – коммунистические настроения;

Номер 3 и 5 – авторитарные тенденции;

Номер 1 – маловероятно.

5 этап: Задача учащихся применить знания при выборе своего депутата или президента, сделать осмысленный выбор.

Сравнительная таблица « Модели государственного устройства».

 

Вопросы 1 модель 2 модель 3 модель 4 модель 5 модель 6 модель
1.Предпосылка Все люди равные по по-требностям Семья - первичное государство Все люди равны по способностям. Все люди равны по природному чувству собственности Все люди не равны по способностям Все принадлежит всем
2.Причина Рост потребностей Рост населения Забота о сохранении жизни Усложнение отношений собственности Творец придает форму массе Частная собственность и неравенство
3.Определение государства Государство
-регулятор потребностей
Государство
- общественная семья
Государство - верховная власть по общественному договору Государство - это закон Государство - это я Машина господства одного класса над другим
4.Формы государства Больное, Здоровое, Идеальное

Справедливое (+)
Несправедливое (-)

Монархия:
а) быстрота решения
б) меньше казнокрадов
Выборная власть

Монархия

Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое
(+) (-) 
Государственная власть Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия, охлократия (власть толпы)
5.Наилучшее государство Идеальное: каждый знает, что надо делать Государство, обеспечивающее свободу и достаток гражданам по возможности Государство в меру притесняющее граждан Гражданское общество: власть закона и разделение властей против злоупотребления Монарх по рождению и с наилучшими способностями Социалистическое государство, т.к. уничтожена частная собственность, все принадлежит государству
6.Интересная подробность

Задание 1

Общность жен, чтобы дети не имели привилегий при рождении, а только по природным способностям Люди заслуживают то государстве, какое имеют Власть неприкосновенна, если даже не справедлива Граждане вправе свергнуть власть, нарушающую закон Цель оправдывает средства Государство - фабрика, едины организм, а все люди - государственные служащие
7. Кто автор Платон Аристотель Гобсс Локк Макиавелли К. Маркс

Примеры карточек.

1. Карточки – словесный портрет.

Никколо Макиавелли – знаменитый политический мыслитель времен итальянского Возрождения.

Он был внуком деревенского лавочника, от крестьян он получил кличку Макиавелли (« Вредный гвоздь»). С детства отличался любовью к знаниям. Правитель Флоренции Лоренцо Медичи ответил меценату черной неблагодарностью: стал врагом семейства Медичей и после их изгнания из Флоренции занял пост канцлера – министра иностранных дел республики. Но в 1512 году Медичи вернулись к власти. Макиавелли провел год в сырой камере, где его пытали, морили голодом и едва не казнили.

Далее его сослали в родную деревню, где он написал свое знаменитое сочинение « Государь». Его кумирами были самые гнусные итальянские тираны. При этом сам он был человеком миролюбивым, а при виде крови даже падал в обморок.

Церковь прокляла его, а все его книги были запрещены, вплоть до 1929 года. В последние годы Макиавелли сильно нуждался, и Медичи дали ему скромную должность архивариуса. Умер он в 58 лет.

2. Карточка – литературный фрагмент.

Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

« Вся жизнь телемитов была подчинена не законам, а только их собственной доброй воле и хотению… их устав состоял только из одного правила: « Делай что хочешь», ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые наставляют их на добрые дела и отвлекают их от порока. Все они были люди сведущие, умели читать, писать и говорить на 5-6 языках, играть на музыкальных инструментах. Мужчины – телемиты были сильные и отважные, искусно владеющие оружием, а дамы отменные рукодельницы. В брак они вступали только по обоюдному желанию и любили друг друга до конца дней своих также, как в день свадьбы».

( Платон « Модели идеального государства»).