Тип урока: урок формирования знаний;
Форма урока: урок-поиск;
Цели:
1. Реализация принципа умственного развития
ученика
2. Развитие познавательной и творческой
деятельности учащихся
Сопутствующие задачи:
1. Побуждение любознательности, привитие
навыков самостоятельного поиска причинно –
следственных связей
2. Расширение социального кругозора
3. Развитие социальной культуры.
Пособия (для учащихся): Сравнительная таблица "Модели государственного устройства" (в конспектах учащихся);
Дидактические карточки;
Избирательные бюллетени (пустые карточки);
Учебные пособия (для учителя):
1. Словарь школьника "500 биографий"
2. Мир человека, ред. Малашевский.
Время урока: 2 учебных часа.
Схема урока:
Этапы |
Учитель |
Ученики |
1 |
Вводный инструктаж; |
Работа с конспектом, запись темы, задания, заготовка для таблицы |
2 |
Учитель-эксперт излагает 6 моделей государственного устройства по вопросам таблицы; привлекает учащихся для формулирования ответов |
Заполняют таблицу; формулируют ответы на поощрительный балл |
3 |
Дает задание, инструктаж, заслушивает ответы; использует дидактические карточки, учебную литературу Задание 1: Назови автора модели государственного устройства Задание 2: Назови теорию по фрагменту литературного произведения |
Выполняют практические
задания. |
4 |
Инструктаж и раздача бюллетеней, подведение итогов и анализ |
Получают бюллетени, проставляют номер модели и сдают в свернутом виде |
5 |
Задание задает |
Всем: использовать
полученные задания для осознанного выбора при
голосовании на выборах в Гос. Думу и президента. Желающим: составить собственную модель государственного устройства. |
Прогнозируемый результат:
1. уровень: получить представление о различных
моделях государственного устройства (все
ученики)
2. уровень: используя причинно-следственные связи
узнать
а) автора теории (50%);
б) теорию по фрагменту (30% учащихся)
3. уровень: составить собственную модель государственного устройства (1-3 учащихся)
Литература к уроку:
1. "На пути к современной цивилизации" ред.
Л.Н. Боголюбова, "Просвещение", 1992 г.
2. "Мир человека" ред. А.Ф. Малашевский,
"Просвещение", 1994г., гл. 6
3. "Всемирная. 500 биографий" ред. Р.К. Баландин,
Современник, 1998г.
Дидактические карточки:
1. Карточки-слова: Левиафан, Платон, Аристотель,
Гобсс, Локк, Макиавелли, Маркс
2. Карточки-фрагменты литературных произведений:
– Ф. Достоевский "Бесы"
– Е. Замятин "Мы"
– Г. Клейст "Михаэль Кольхаас"
– Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантангрюэль"
– М. Салтыков-Щедрин "История одного города"
– Ф. Шиллер "Разбойники"
3. Карточки - словесные портреты: Платон,
Аристотель, Гобсс, Локк, Макиавелли, Маркс
4. Карточки – бюллетени (пустые)
Пояснения к этапам урока:
1 этап: Инструктаж учителя. Учитель объявляет урок-поиск.
Задание: используя данные сравнительной таблицы и практических работ, выбрать наилучшую модель государственного устройства
Воображаемая ситуация: ученики – представители разных цивилизаций, спасшихся на искусственном спутнике "Вавилон", им надо решить, какое государство построить.
Они выбирали эксперта, который опросил людей разных цивилизациями. Эксперт излагает модели, а слушатели составляют сравнительную таблицу и решают голосованием, какую модель выбрать.
3 этап: Практические задания.
Воображаемая ситуация: эксперт прочитал сохранившиеся философские трактаты авторов моделей государственного устройства, он излагает краткие биографии этих людей, предлагает слушателям узнать их как авторов теорий о государстве (материал по биографиям можно найти в книге Р.К. Баландин « Всемирная история. 500 биографий».
ЗАДАНИЕ 2.
Воображаемая ситуация: эксперт прочитал сохранившиеся фрагменты литературных произведений, где теории воплощены в жизнь. Предлагается соотнести фрагмент с теорией и обосновать это.
В.1: всем и самопроверка ( дать фрагменты на парты).
В.2: желающим на поощрительный балл
( Использованы фрагменты из учебного пособия А.Ф. Малашевского «Мир человека», гл.6).
4 этап: Голосование проводится тайно, на бюллетени проставляются номера моделей и они сдаются эксперту в свернутом виде.
Подводятся итоги и анализируется выбранная модель по колонкам, а потом в целом:
Если большинство выбрали
Номер 2 и 4 моделей, то в группе преобладают демократические настроения;
А если номер 6 – коммунистические настроения;
Номер 3 и 5 – авторитарные тенденции;
Номер 1 – маловероятно.
5 этап: Задача учащихся применить знания при выборе своего депутата или президента, сделать осмысленный выбор.
Сравнительная таблица « Модели государственного устройства».
Вопросы | 1 модель | 2 модель | 3 модель | 4 модель | 5 модель | 6 модель | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1.Предпосылка | Все люди равные по по-требностям | Семья - первичное государство | Все люди равны по способностям. | Все люди равны по природному чувству собственности | Все люди не равны по способностям | Все принадлежит всем | |
2.Причина | Рост потребностей | Рост населения | Забота о сохранении жизни | Усложнение отношений собственности | Творец придает форму массе | Частная собственность и неравенство | |
3.Определение государства | Государство -регулятор потребностей |
Государство - общественная семья |
Государство - верховная власть по общественному договору | Государство - это закон | Государство - это я | Машина господства одного класса над другим | |
4.Формы государства | Больное, Здоровое, Идеальное | Справедливое (+) |
Монархия: а) быстрота решения б) меньше казнокрадов |
Выборная власть | Монархия |
Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое | |
(+) | (-) | ||||||
Государственная власть | Тирания | ||||||
Аристократия | Олигархия | ||||||
Полития | Демократия, охлократия (власть толпы) | ||||||
5.Наилучшее государство | Идеальное: каждый знает, что надо делать | Государство, обеспечивающее свободу и достаток гражданам по возможности | Государство в меру притесняющее граждан | Гражданское общество: власть закона и разделение властей против злоупотребления | Монарх по рождению и с наилучшими способностями | Социалистическое государство, т.к. уничтожена частная собственность, все принадлежит государству | |
6.Интересная подробность Задание 1 |
Общность жен, чтобы дети не имели привилегий при рождении, а только по природным способностям | Люди заслуживают то государстве, какое имеют | Власть неприкосновенна, если даже не справедлива | Граждане вправе свергнуть власть, нарушающую закон | Цель оправдывает средства | Государство - фабрика, едины организм, а все люди - государственные служащие | |
7. Кто автор | Платон | Аристотель | Гобсс | Локк | Макиавелли | К. Маркс |
Примеры карточек.
1. Карточки – словесный портрет.
Никколо Макиавелли – знаменитый политический мыслитель времен итальянского Возрождения.
Он был внуком деревенского лавочника, от крестьян он получил кличку Макиавелли (« Вредный гвоздь»). С детства отличался любовью к знаниям. Правитель Флоренции Лоренцо Медичи ответил меценату черной неблагодарностью: стал врагом семейства Медичей и после их изгнания из Флоренции занял пост канцлера – министра иностранных дел республики. Но в 1512 году Медичи вернулись к власти. Макиавелли провел год в сырой камере, где его пытали, морили голодом и едва не казнили.
Далее его сослали в родную деревню, где он написал свое знаменитое сочинение « Государь». Его кумирами были самые гнусные итальянские тираны. При этом сам он был человеком миролюбивым, а при виде крови даже падал в обморок.
Церковь прокляла его, а все его книги были запрещены, вплоть до 1929 года. В последние годы Макиавелли сильно нуждался, и Медичи дали ему скромную должность архивариуса. Умер он в 58 лет.
2. Карточка – литературный фрагмент.
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
« Вся жизнь телемитов была подчинена не законам, а только их собственной доброй воле и хотению… их устав состоял только из одного правила: « Делай что хочешь», ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые наставляют их на добрые дела и отвлекают их от порока. Все они были люди сведущие, умели читать, писать и говорить на 5-6 языках, играть на музыкальных инструментах. Мужчины – телемиты были сильные и отважные, искусно владеющие оружием, а дамы отменные рукодельницы. В брак они вступали только по обоюдному желанию и любили друг друга до конца дней своих также, как в день свадьбы».
( Платон « Модели идеального государства»).