Художественно-эстетическое развитие детей. Конспект интегрированного занятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Настроение в музыке, поэзии, искусстве”.

Цели:

  • Формировать представления детей об инструментальной музыке, о пейзажной живописи.
  • Учить выделять средства выразительности ( музыкальная форма, мелодия, лад, ритмический рисунок, композиция, колорит, сравнивать и находить сходства и различия в манере исполнения.
  • Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет, его оттенки.
  • Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на произведения, отображающих осень в музыке, пейзажную живопись.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о замечательном времени года, а вот о каком, попробуйте догадаться сами:

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, часто дождик льется –
Это время года как зовется?”

Дети: Осень.

Музыкальный руководитель: Правильно, осень. Красивая природа осенью: деревья надевают свой праздничный наряд, а рябина осень празднует, бусы красные надев. О каждом времени года поэты написали много стихотворений. Вот об осени поэт А.С. Пушкин написал красивые строки:

“ Унылая пора, очей – очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…”

А поэт А. Майков написал об осени так:

“Кроет уж лист золотой вешнюю землю в лесу…
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу”.

Мы с вами много знаем стихотворений об осени, давайте их почитаем.

Чтение стихов.

Музыкальный руководитель: Но не только поэты, но и композиторы написали много произведений об осени. Мы с вами слушали “ Осеннюю песнь” П.И.Чайковского и С. Прокофьева “ Фею Осени”, давайте вспомним какие эти произведения по характеру.

Дети: Лирическое, грустное, печальное, унылое; колкое, резкое, взволнованное.

Музыкальный руководитель: Композиторы отобразили в своих произведениях раннюю и позднюю осень.

Инструктор по ИЗО: А художники красками рассказывают нам, что красивого, интересного увидели в разных уголках нашей страны. Леса, реки, озера, небо называется одним словом “ природа”. А изображение в картинах как называется?

Дети: Пейзаж.

Инструктор по ИЗО: Правильно, пейзаж. Перед нами пейзаж И.Остроухова “ Золотая осень”. Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?

Дети: Ранняя, середина осени.

Инструктор по ИЗО: Можно ли сказать, в каком месяце написана картина? Почему вы так думаете?

Ответ детей.

Инструктор по ИЗО: Где побывал художник, чтобы изобразить этот пейзаж?

Дети: В лесу.

Инструктор по ИЗО: Какие краски использовал художник для картины? Каких красок больше?

Ответ детей.

Инструктор по ИЗО: Какое настроение вызывает пейзаж И. Остроухова?

Дети: Веселое, радостное.

Инструктор по ИЗО: Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Веселая осень.

Инструктор по ИЗО: Теперь рассмотрим пейзаж И.И. Шишкина “ Парк в Павловске”. Какой период осени изобразил Шишкин?

Дети: Поздняя осень.

Инструктор по ИЗО: Одинаковые ли краски использовали оба художника? Какие краски использовал Шишкин?

Дети: Нет. Темные, коричневые.

Инструктор по ИЗО: Какой день изобразил художник?

Дети: Пасмурный.

Инструктор по ИЗО: Как вы определили?

Ответ детей.

Инструктор по ИЗО: Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Грустная осень.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами послушаем отрывки из произведений П.И. Чайковского “ Осенняя песнь” и С.Прокофьева “ Фея Осени” и подумаем, к какой картине подходит настроение этих произведений. Мы с вами это настроение изобразим волшебными облачками, подойдите к столам и возьмите все, что вам необходимо для работы.

Прослушивание произведений и работы детей.

Музыкальный руководитель: Вот сколько получилось разных настроений, положите свои работы к той картине, которой соответствует настроение рисунка и музыки.

Дети раскладывают свои работы соответствующим картинам.

Музыкальный руководитель: Хорошо потрудились! Мы с вами знаем песню об осени, давайте ее споем и еще раз представим осеннюю красоту.

Песня “ Осень” музыка Ребровой.

Музыкальный руководитель: Прекрасна наша Родина в это время года. А мы с вами знаем “ Родную песенку” композитора Чичкова, в которой тоже рассказывается о красоте природы, давайте ее споем.

Песня “Родная песенка” музыка Чичкова.

Музыкальный руководитель: Музыка, картины, стихи имеют свое настроение, как и люди. А какое настроение сейчас у вас?

Дети: Веселое, радостное.

Музыкальный руководитель: Чтобы нам было еще веселее, мы с вами попляшем.

Танцевальная композиция.

Музыкальный руководитель: Мы с вами почувствовали на себе, что настроение может меняться и у нас, и в музыке, и в поэзии, и в картинах, и что яркие краски могут сменяться темными. А грустное настроение – веселым.