Урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели:

1) учить отличать простые предложения с однородными членами предложения и сложносочинённые, правильно ставить запятые, выявить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения ;
2) развивать внимание, память, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
3) воспитывать любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Работа над поговоркой.

Мы сегодня на других посмотрим и себя покажем.

Что это за предложение? (Народная мудрость).
Назовите грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Составьте схему предложения

II. Словарная работа.

алмаз
алмазный
сажа
углерод
графит

- Оказывается эти слова друг другу родня. (Сообщение ученика). Алмаз- простой углерод. Его родственники - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии 3000 лет до нашей эры.
А можем ли мы сказать, что эти слова родственные? А почему? Выпишите родственные слова. Разберите по составу. Слово алмаз - фонетический разбор. Назовите орфограмму, которую можно проверить.

III. Изучение нового материала.

Работа с предложениями и схемами.

- Дети, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

1. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.

2. Скоро ударил раскатистый гром,
И все по домам побежали бегом.

3. Теремок ползёт,
На себе его везёт хозяюшка рогатая.

- Первый ряд выпишите предложение к первой схеме, второй ряд ко второй схеме, а третий ряд к третьей схеме.
Что нового заметили? Сделайте вывод. Итак, тема нашего урока: “Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но”. Это новые союзы? Или мы с ними уже встречались? Где? Какое правило надо вспомнить?

IV. Физминутка.

Тренажёр для глаз “Автомагистраль”.

- Попробуйте раскрасить союзы в красный, жёлтый, зелёный цвет. Красный - запрещает, жёлтый - требует внимания, зелёный - разрешает. (И - жёлтым, а, но - зелёным). Почему? Ваша задача - научиться правильно ставить запятые в сложных и простых предложениях с однородными членами предложения.

V. Изучение нового материала (продолжение).

Выявление смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения.

На доске предложение:

Записка была на немецком языке, Серёжа её не понял.

- Расскажите всё об этом предложении? (Сложное предложение, состоит из двух частей, называют основы).
- Давайте посмотрим, что получится, если я использую союзы.

Записка была на немецком языке, и Серёжа её не понял.

- Не знал немецкого языка.

Записка была на немецком языке, а Серёжа её не понял.

- Знал язык, а понять не смог.

Записка была на немецком языке, но Серёжа её не понял.

- Учил язык, но плохо, поэтому понять не смог.

- Для чего в предложении нужны союзы? Что изменилось? Что можете сказа о знаках препинания? Сделайте вывод. Спишите одно из этих предложений.

VI. Самостоятельное знакомство с правилом.

- Как соединяются части сложного предложения? ( При помощи интонации и союзов).
- Что скажете о запятой?
- Всё легко, когда знаки расставлены, а если нет? Как надо действовать? Составим алгоритм постановки запятой в сложном и простом предложении.

VII. Запись под диктовку.

Весенний ручей струится по зелёной траве и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

- В этом предложении нет запятой. Как надо действовать?

1. Найти основы. Посчитать.
2. Если одна, то…, две, то…, три…
3. Найти границы.
4. Выделить.
5. Поставить запятую.

- Действуя по алгоритму, поставить запятую. Составить схему, рассказать о предложении.

VIII. Закрепление материала.

- Поставьте запятые в отрывках из стихотворений Э. Успенского:

Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
А старушка в это время
Мыла фикус на окне

Горит зелёный светофор
Васильев мчит во весь опор
Но вдруг он выпучил глаза
И надавил на тормоза.

Папа шагает по улице с дочкой
Дочка собаку ведёт на цепочке
Держит собака в зубах поводок
А в поводке выступает щенок.

Дети самостоятельно расставляют запятые и сопоставляют со схемами.  Делается вывод.

- Сложное предложение может состоять из 2, 3, 4-х и более частей. В конце каждой части ставится запятая. Если есть союз, то запятая ставится перед союзом.

IX. Редактирование текста.

- Прослушайте стихотворение Б. Заходера “Где поставить запятую?”.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит
ЗАПЯТАЯ!

- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения? Что необычного в стихотворении? Как в устной речи выделяется запятая? ( Интонацией). А на письме интонация и пауза? Попробуйте отредактировать текст, чтобы всё встало на свои места.

Чтение исправленного текста.

X. Итог урока.

- Сегодня на уроке было много предложений из стихотворений. Сложные предложения делают нашу речь богаче. Какой союз требует особого внимания? Почему? Это тема нашего следующего урока.

XI. Домашнее задание.

- Из учебника “ В океане света” выписать 2 - 3 сложных предложения с союзами а, и, но. Выучить правило.