Урок "Портрет человека"

Разделы: МХК и ИЗО


Занятие с учащимися общеобразовательных школ, последний год обучения изобразительной деятельности.

Цель:

Образовательная. Расширить и углубить знания учащихся о создании художественного образа человека. Усвоить элементарные сведения по пластической анатомии лица человека и изучить последовательность работы над рисунком портрета.

Воспитательная. Направить внимание ученика на характерные черты лица, выражающие внутренний мир человека, его индивидуальные особенности, присущие только этому человеку. Показать многообразие и значимость форм и типов лица человека. Воспитывать самостоятельность и ответственность за выполняемую работу.

Развивающая. Научить при работе над рисунком анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности в портрете. Развивать глазомер, твердость руки и навыки использования различных материалов.

Оборудование.

Репродукции русских и зарубежных художников-портретистов.

Работы абитуриентов художественного училища.

Творческие работы учащихся 7-х классов по теме: “Портрет человека”.

Материалы:

Графический карандаш, сангина, пастель, ластик, бумага формата А-4.

Ход урока:

Ребята, вы знакомы с различными видами искусства, это – графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура и архитектура. Вспомните жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Портрет человека один из сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие художники оставили нам портреты своих современников, образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. (Преподаватель показывает репродукции). Работы мастеров отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей. Обратите внимание на применяемые при этом авторами разные выразительные средства. Тщательно продуманы, поза, поворот головы, взгляд и жест человека, используются различные приемы письма и светотеневых контрастов, большое значение придается деталям костюма и интерьера.

При поступлении в художественные училища и институты, абитуриенты сдают экзамен по рисунку, выполняя портрет с гипсовой модели головы (Преподаватель показывает работы). Здесь очень важны: точность соблюдения пропорций изображения модели и техника владения рисунка, штриховка, правильность нанесения теней и т.д.

Вам сегодня на уроке необходимо с натуры или по воображению нарисовать портрет человека. Располагать лицо будем в фас (спереди). Посмотрите, как с этим справились ваши сверстники. (Преподаватель демонстрирует работы учащихся 7-х классов по теме: “Портрет человека”). В работе им помогло знание основных особенностей анатомии лица и последовательности работы над рисунком.

Постарайтесь представить себе лицо человека, которого хотите нарисовать. Различают пять основных типов формы лица: пятиугольную, яйцевидную, эллиптическую, круглую, клиновидную (преподаватель рисует на одной половине доске Рис.1).

Рисунок 1

Композиция рисунка должна занимать весь формат листа. Так как голова человека имеет вытянутую форму, лист бумаги положите перед собой вертикально. (Преподаватель начинает рисовать на другой половине доски Рис.2). Нарисуйте овал лица. Обратите внимание, ширина лица чуть меньше высоты (соотношение приблизительно 5 : 7). Не забудьте оставить сверху место для прически, снизу для изображения шеи и плеч. (Учащиеся начинают рисовать, сверяя свои рисунки с рисунком преподавателя на доске.)

Рисунок 2

При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательным линиям, позволяющим соблюдать положение и соотношение частей лица. Средняя вертикальная вспомогательная линия проходит от затылочного бугра, посередине лобной кости, к основанию носа, по середине челюстей. Средняя горизонтальная вспомогательная линия делит лицо на равные по высоте части. Другими вспомогательными линиями рисунок делится на части кратные 1/5-ой ширины ( размер – а ).

Решите, кого вы будете рисовать: ребенка, мужскую голову или женскую? Посмотрите на доску, я приведу пример с мордами трех медведей. (Преподаватель на доске рисует Рис.3). Глаза в мужском портрете чуть выше середины лица, в женском – на середине, у детей дошкольного возраста – ниже середины лица.

Рисунок 3

Форма глаз овальная, расстояние между ними примерно равно глазу. (Преподаватель продолжает рисовать Рис.2). Сам глаз состоит из глазного яблока прикрытого верхним и нижним веками, которые образуют глазную щель. В центре находится зрачок, черная точка, уменьшающаяся или увеличивающаяся от величины света. Вокруг него рисуем радужную (цветную) оболочку, и блик (белый отсвет), появляющийся на шарообразной “блестящей” поверхности роговицы. Глаза бывают маленькие и большие, узкие и широкие, по цвету – голубые, серые, карие, зеленые.

Брови находятся над глазами и располагаются на вспомогательной горизонтальной линии. Брови тоже бывают широкие и узкие, прямые и изогнутые.

Нижняя часть лица делится на две части вспомогательной горизонтальной линией на высоте ~2а. На ней располагается кончик носа с симметричным правым и левым крылом. Нос имеет форму четырехсторонней пирамиды. Нос так же может быть короткими длинным, курносым, “орлиным”, “картошкой”, прямым или “греческим”.

Далее рисуем губы, верхнюю и нижнюю. Они располагаются ниже носа и имеют волнообразный контур. Длина губ составляет размер от середины зрачка одного глаза до середины зрачка другого глаза. Губы могут быть узкими, средними, толстыми и вздутыми.

Уши располагаются по высоте от продолжения линий брови (сверху) и рта (снизу). Рисуем линию роста волос, которая проходит по вспомогательной горизонтальной линии, проведенной на расстоянии а сверху, и спускается к верхней части ушей.

Подбородок и скулы у детей и женщин закруглены, у мужчин чаще четко и резко очерчены. Прически самые разнообразные. Шея в два раза уже ширины головы. Тот, кто рисовал пастелью и сангиной может нанести тень: на шее, скулах, веках и на боковых стенках носа, при помощи легких штрихов. Карандашом выполнить светотень сложнее.

Для человека во все времена понятие о красоте сводилось к правильным пропорциям. Придерживаясь этого направления, художники достигали блистательных вершин искусства. Мы сегодня с вами тоже попытались нарисовать портрет своих знакомых, и надеюсь, что успешно. Спасибо за работу.