Урок литературы по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

Разделы: Литература


Тема: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822 гг.) и его сказка “Щелкунчик и мышиный король”

Цель:

  • Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана,
  • Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;
  • Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
  • Пробудить интерес к созданию собственной сказки.

Задачи:

  • Образовательные:
    – развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
    – активизировать образные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
    – заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
    – формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
  • Воспитательные:
    – подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
    – развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
    – воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
    – продолжить формирование интереса к предмету.
  • Развивающие:
    – развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
    – формировать умение грамотно работать с книгой.

Оборудование:

  • Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. – В кн.: Гофман Э.Т.А. “Золотой горшок и другие истории”. М.: “Детская литература”, 1976, с.5-60;
  • Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
  • Акварельная копия автопортрета Гофмана;
  • “Обстановка” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи);
  • Карта Вообразилии.

ХОД УРОКА

“Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок”.

А.С. Пушкин

1. Оргмомент.

2. Вводное слово учителя (сообщение цели, установка на восприятие).

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном уроке, на котором нам предстоит… впрочем, раз он необычный, начнём с того, что на секундочку закроем глаза, мысленно перенесёмся в нашу полную чудес Вообразилию. Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… (включить ёлку, выключить свет). Но скорее откройте глаза, сказка ведь уже началась, скорее открывайте их, чтобы встретиться с чудом.

– Ребята, вам известно что-нибудь о человеке по имени Эрнст Теодор Амадей Гофман?

– …

– Это известнейший немецкий писатель и сказочник, живший более ста восьмидесяти лет назад.

Может быть, вы читали какие-нибудь произведения этого писателя?

– …

– Признаться честно, я вам немного завидую, потому что ваша встреча с его незабываемыми сказками ещё впереди, потому что вам ещё только предстоит знакомство с его героями-чудаками, не понятыми окружающими, которые живут в придуманном им мире, выдумывают, творят чудеса. С такими героями мы встретимся в самой, на мой взгляд, доброй сказке Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

Приготовьтесь очень внимательно слушать и помните, что: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Вот мы и попробуем понять намёк, который содержится в этой сказке.

3. Беседа по тексту.

– Кстати, какое сегодня число?

– 24 декабря (записать на доске).

– Чем знаменателен этот день?

– Ночь с 24 на 25 декабря – Рождественская у католиков и по старому, дореволюционному, календарю.

– Известно, что именно под Рождество всегда случаются волшебные истории, творятся чудеса и совершается нечто такое… Хочу напомнить вам, что именно 24 декабря и происходят события в доме советника медицины Штальбаума, которые самым неожиданным образом изменили жизнь девочки Мари.

Перед вами лежат книги, раскрытые на самой первой странице сказки. Назовите героев 1-й главы.

– Отец Штальбаум, дети: Фриц и Мари, крёстный Дроссельмейер.

– Причём (обратите внимание) девочке только что минуло 7 лет. Видимо, Гофман не случайно указывает на эту деталь. Кого из героев автор описывает подробнее всех?

– Крёстного Дроссельмейера.

– Прочтите это описание. Привлекателен ли этот портрет?

– Нет.

– Почему же Дроссельмейера так любили и ценили взрослые и дети? Свои ответы прошу подтвердить текстом.

– У него добрая душа, любит приносить радость людям, он умел творить чудеса, необычный мастер.

– Что можно сказать о человеке, который об обычных часах может сказать, что они весело тик-такают, капризничают, звонят, поют?

– Этот человек – фантазёр, мечтатель, обладает богатым воображением, поэт, сказочник.

– Всё, что вы отметили, верно. Очень важно уметь за некрасивой внешностью разглядеть прекрасную душу и сердце. Нужны, особенно в наше сложное время, добрые, порой совсем не заметные люди, которые своими руками могут сделать чудо. А ведь и дети тоже слышали в тишине что-то такое, что не каждому дано расслышать. Что же они услышали?

– Звуки музыки.

– (Включить грамзапись). Нас тоже обнимает своими крыльями музыка Чайковского. Значит…

– Значит, и дети тоже могут разглядеть, услышать в обычном чудо, сказку. Теперь понятно, почему Фрицу не понравился искусно сделанный замок: если в обычном он мог видеть сказку, то в подаренном замке, где всё действует автоматически, он был просто разочарован.

– Почему дети не любят такие игрушки?

– В них нет жизни, они запрограммированы, они всё делают по строго установленному порядку.

– А какая игрушка больше всего заинтересовала Мари? Почему?

– Выразительное чтение или пересказ отрывка из главы “Любимец”.

– Почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?

– Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.

– Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось?

– Пересказ.

– Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём?

– Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов… да ещё в Рождественскую ночь… Самое время для чудес! Что же произошло?

– Чтение фрагмента из главы “Чудеса”.

– Что особенно поразило Мари?

– Страшный мышиный король.

– Нет, она совсем не боялась мышей, просто у него было 7 голов (снова число 7), а это уже по-настоящему страшно.

– Обратимся к главе “Битва”. Как ведут себя мыши, куклы? А Щелкунчик? Его резервы – пряничные человечки. Разве это армия? Кто спасает его?

– …

– Ребята, представьте себе весь тот ужас, который могла испытать Мари, видя это сражение. Теперь понятен и её обморок, и её долгая болезнь.

Выздоравливающей Мари крёстный рассказывает “Сказку о твёрдом орехе”. В чём смысл этой сказки?

– …

– Как вводится сказка о Кракатуке в текст истории семьи Штальбаум?

– …

– Какие сказочные мотивы мы видим здесь?

– Праздник по случаю рождения красавицы-дочери; появление Мышильды и её окружения; угроза Мышильды; попытки короля перехитрить судьбу; месть Мышильды; поиски средств избавления принцессы от заклятия; спасение принцессы.

– Но какой ценой даётся спасение принцессы? Как поступает Пирлипат? Может ли так закончиться сказка? А как?

Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она заставляет размышлять. Если хотите узнать, как сложится судьба Щелкунчика дальше, прочитайте сказку до конца. Пока же можно твёрдо сказать одно: Рождественская ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой.

Хотелось бы, чтобы сегодняшняя сказочная ночь принесла чудо и вам.

(“С неба” (заранее привязанный к люстре ниткой) падает конверт).

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

– Ой, ребятки, до полуночи ещё далеко, но, по-моему, чудеса уже начали совершаться. Неизвестно откуда…с неба, что ли… упал конверт. Что в нём? Давайте посмотрим! О, это домашнее задание-сюрприз. (Дети, не глядя, вытаскивают из конверта карточки с заданиями).

Карточки № 1, 3, 5

  • Сделайте рисунок к сказке “Щелкунчик и мышиный король”.

Карточки № 2, 6

  • Чем либретто балета Чайковского “Щелкунчик” отличается от сказки Гофмана? (Либретто прилагается).

Карточки № 4, 7

  • Объясните, почему Гофман использует такую композицию: сказка в сказке?

Хочется закончить урок словами известного русского поэта Николая Гумилёва:

Милый ангел, приходи скорее,
Защити от крысы и помилуй.

Спасибо всем за работу