I этап - организационный.
II этап-повторение (актуализация прошлых знаний).
Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.
Скажите, эти темы связаны между собой? (Из множества ответов обучающихся сделать акцент на более приемлемых и провести обобщение).
Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.
Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия:
(предварительная запись на доске)
Очень быстро, в форме пилотажного опроса, ведется раскрытие всех следующих понятий.
После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для обучающихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:
Например:
Один из вариантов возможных ответов: “В результате борьбы за существование, выживает наиболее приспособленные к данным условиям особи и эти приспособленности передаются по наследству, а это значит идет отбор полезных мутаций” (или может быть другой вариант).
Несколько возможных вариантов аукциона:
Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:
А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?
- Появление Человека (вида Homo sapiens).
Почему вы считаете, что появление Человека - ароморфоз?
- Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.
- Значит Мы –это результат эволюции?
III этап - выход на проблему урока.
Но ведь есть разные гипотезы о происхождении Человека.
Какие?
Каждый из вас имеет право быть сторонником одной из этих гипотез. Но я призываю Вас к рациональному мышлению, т.е. будем полагаться не на “откровения свыше”, а на свои собственные знания, наблюдения и умозаключения.
Если мы предпримем попытку доказать, что человек - результат эволюции органического мира, то я предлагаю Вам сделать это самим, с моей помощью, конечно, используя уже известную систему понятий, которые рассматривались в начале урока.
Если мы докажем, что все основные закономерности, характерные для эволюции встречаются и приложимы к роду Homo sapienst, то докажем, что Человек - существо эволюционирующее и сможем найти его место в системе живой природы на Земле.
Записываем на доске число и тему урока и вместе с преподавателем в тетради работаем над созданием схемы доказательства (решения проблемы).
А теперь проклассифицируем Человека, используя современную систему живых организмов:
Систематика (с использованием таблицы классификации живых организмов)
Давайте проанализируем наши записи в тетради (схему) и сделаем выводы?
На основе своих знаний, наблюдений и умозаключений мы попытались получить ответ на вопрос: "Кто мы есть?". Попробуйте дома еще раз проанализировать нашу схему, ответить сами на этот вопрос (Д/з), и на те вопросы, которые у нас появились в схеме в четвертой колонке.
IV этап - итоги урока и выводы.
Итоги урока - аттестация (за выигранные аукционы, оригинальные логические выкладки, за активное участие и правильные ответы).
На первый взгляд, мы - люди, такие непохожие ни на кого, а сейчас, после нашего исследования мы уже несколько по-другому на себя смотрим. Но если мы уж водрузили человека как венец на “древо эволюции”, то какой он путь прошел? Как изменялась среда и как возник новый вид Homo sapiens.
А это уже - тема следующего урока.