Образование - важнейшее из земных благ,
Если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
Повышение качества образования всех участников образовательного процесса зависит от многих факторов и является задачей, связанной с определением и пониманием того, что такое качество образования.
В традиционной дидактике – это уровень сформированности ЗУНов, и поэтому качество образования сводится к количеству пятёрок и четвёрок по школьным предметам.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основы наук. Память учеников загружали многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. Поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
"Российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования" (Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. Педагогика. 2001. № 2. С. 83).
Некоторые педагоги не понимают такой важной задачи, как формирование у всех детей не только и не столько академических знаний, но прежде всего, способности трудиться, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Последние годы проблема обострилась по нескольким причинам: возникают новые системы ценностей, появляются разнообразные программы, учебники, учебные заведения, усиливаются процессы регионализации образовательных систем, утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования.
Поэтому вопрос о качестве образования для педагогов нашего лицея был и остаётся самым актуальным.
Мы понимаем качество образования как уровень специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как “научение” жить здесь и сейчас.
Не случайно над проблемой качества образования два года работает творческая группа педагогов лицея.
Согласно концепции модернизации Российского образования, первейшая задача "образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, её познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования...".
Предмет нашей гордости - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает.
Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интегрировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учителя.
В дереве познания ствол и ветви были составлены фактами-знаниями, а задачи-умения - листву. Листья время от времени опадают, но затем вновь зеленеют. Хуже со стволом: условия изменились, и он стал засыхать. Теперь нам придётся заселить сад иными растениями, у которых ствол и ветви составляют задачи, а знания - листву. Обновление листвы дереву только на пользу.
Члены творческой группы определили, что повышению качества образования в лицее способствует освоение новых видов деятельности учащихся и учителей (учебно-исследовательской экспедиции, телекоммуникативой, оздоровительной, творческой, виртуальной, поисково-исследовательской и т. д.). При данном подходе к обучению основным и преобладающим элементом работы ученика является решение задач, т.е. освоение деятельности. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, одобряемых социумом. Из пассивного потребителя знаний ученик становится активным субъектом образовательной деятельности.
Остановимся подробнее на некоторых видах деятельности.
Учебно- исследовательская экспедиция организована педагогами лицея (Кугенек Н.А., Галлиулиной Е.П.) в содружестве с преподавателями кафедры аналитической химии СибГТУ для учащихся 6-9 классов. Предметом исследования в этом виде деятельности явились карстовые пещеры окрестностей г. Красноярска. Именно такой вид деятельности обеспечивает условия для непосредственного соприкосновения с природой как объектом изучения и "образовывания" педагога и ребёнка в неформальной, нестандартной обстановке. Достигается это созданием некоего образовательного пространства вне урока, в котором взаимодействует ребёнок (носитель индивидуального опыта), педагог как субъект и объект-природа, Земля (в данном случае карстовые пещеры).
Непосредственное вращение ребёнка в природе как образовательном пространстве интенсивно влияет на все стороны личности, включая чувственную, эмоциональную составляющие психики ребёнка. В процессе общения с природой ребёнок формулирует свою проблематику, т.к. многие объекты и явления вызывают интерес, но объяснить он их не может, они ему непонятны. Роль педагога в этот период очень важна. Он должен находиться рядом с ребёнком и постараться красочно, но не очень подробно удовлетворить его интерес. Это должно подтолкнуть ребёнка к продолжению работы, но уже самостоятельной. Происходит его самоопределение. Начинает оформляться индивидуальная образовательная программа ребёнка. Он собирает материал, проявляет инициативу в подготовке и проведении исследовательских экспедиций. Расширяется поле его деятельности. Ребёнок индивидуально “образовывается”.
Телекоммуникативная деятельность предусматривает проведение интегрированных уроков, работу в Интернете, создание проектов, Web-сайтов, газеты "Пока все в школе", литературного альманаха.
Так, в 11-х классах на уроках литературы был использован пакет презентационной графики PowerPoint (MS Office).
На уроках информатики учащиеся начали изучать пакет PowerPoint. На уроках литературы была предложена к изучению большая тема “Поэты серебряного века”. Прошло обсуждение и выбор тем будущих проектов с учётом интересов и индивидуальных пристрастий учащихся. На серии интегрированных уроков учащиеся выступили с презентацией своих проектов.
Мы пришли к выводу, что телекоммуникативная деятельность помогает использовать пакет презентационной графики PowerPoint на интегрированных уроках информатики и литературы и позволяет учащимся гуманитарного класса применять компьютер как совершенный инструмент для изучения литературы, заставляет их серьёзнее относиться к овладению компьютерными технологиями. А учащиеся математического класса, легко осваивающие компьютер, увлекаются литературным материалом и становятся успешными на уроках литературы.
Исходя из вышеизложенного, наша творческая группа разработала критерии нового качества образования (основной критерий - решение "открытых задач", самостоятельная деятельность), позволяющие, на наш взгляд, отследить работу творческого учителя, помочь ему работать в изменившихся условиях на современном этапе и тем самым повысить качество образования его учеников.
Данные критерии мы отрабатывали в течение 1 года в 5-11 классах. Со своими наработками мы выступили на школьном семинаре. После обсуждения педагоги одобрили данные критерии. Мы думаем, что на данном этапе работа над выработанными критериями позволит изменить отношение педагогов к качеству обучения, и, как следствие, изменить само качество образования.
Критерии качества образования
Критерии | Учитель | Ученик | В чём выражается | Уровень |
|||
Низк | Ср. | Выс | |||||
1.Умение ставить цели и их самостоятельно достигать. | Самостоятельные действия. Самоопределение. Привлечение дополнительных ресурсов и средств. “Заразительность”. |
Самостоятельные действия. Самоопределение. Привлечение дополнительных ресурсов и средств. “Заразительность”. |
Совместная проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность учителя и ученика. | ||||
2.Использование “открытых задач”, нестандартных заданий. | Составление и включение в программу “открытых” задач, нестандартных заданий. | Готовность к восприятию нестандартных
заданий и “ открытых задач” и умение решать их. |
Наличие на уроке “открытых” задач и ситуаций, в которых нельзя действовать по алгоритму, а надо принимать собственные решения. | ||||
3. Активное участие в научно-методической и исследовательской работе лицея. | Организация и проведение семинаров, открытых дискуссий, творческих мастерских и др.Педагогические исследования. | Научно-исследовательская деятельность учащихся. | Публикации в методических сборниках, СМИ, конкурсах.. | ||||
4. Результативность | Итоги квалиметрических процедур. | Итоги тестирования, ЕГЭ, способность решать нестандартные задания. | Оценочная шкала. |